Руководство страны всеми силами пытается успокоить население, что это никаким образом не повлияет на украинцев, что будет трудно, но не критично, что нам удастся преодолеть эту экономическую проблему. О том, на сколько серьезные проблемы в украинской экономике, и что делать украинцам и власти iPress рассказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера (который занимается исследованием украинской экономики) Олег Устенко.
Руководство страны просит не преувеличивать влияния вероятного технического дефолта на страну и украинцев, но объясните, что такое "технический дефолт".
Технический дефолт – это невозможность страны рассчитаться по своим долгам в установленный период времени. Скажем, Украина должна проплатить 24 июля так называемый "купон" за своими долговыми обязательствами, которые сейчас находятся на мировом рынке, если бы Украина не сделала этой выплаты, это означало бы, что она вошла в стадию технического дефолта. Технический дефолт отличается от обычно тем, что последний – это вообще невозможность страны рассчитываться по своим внешним долгам. Во время технического дефолта страна сознательно не выплачивает средства, которые должна была бы выплатить в определенный период времени. Выплатив 24 июля эти средства, Украина изменила траекторию движения. В течение последних трех месяцев Украина активно обсуждала возможность реструктуризации своего внешнего долга. Но мы не могли и не можем реструктуризировать свой общий внешний долг, эта возможность есть только в отношении так называемого коммерческого долга. Украина имеет коммерческий долг примерно на сумму $18 млрд, из которых $15 млрд – европейские облигации, которые находятся на руках мирового рынка и $3 млрд – на руках Российской Федерации. Конечно, $18 млрд – это не весь долг, который имеет Украина. Дополнительная часть долга – это так называемый межправительственный, который Украина накапливала от МВФ, ЕС, Всемирного банка и других. Этот долг не подлежит реструктуризации. Три месяца Украина активно вела переговорный процесс, и месяц назад получила позитивные сигналы от штаб-квартиры МВФ. Независимо от объявления или не объявления дефолта, МВФ будет продолжать сотрудничество с Украиной. В МВФ состоялась пресс-конференция, на которой Джерри Райс, который занимается внешними отношениями МВФ заявил, что они надеются, что Украина сможет реструктуризировать свои обязательства, номинированные в европейских облигациях, чтобы была возможность успешного рассмотрения украинского вопроса на заседании совета директоров МВФ. Ожидается, что заседание состоится 31 июля.
Но Украина выплачивает свои долги
Украина резко изменила траекторию движения, выплатила $120 млн долга своим внешним заемщикам. Это означает, что наша позиция достаточно ослаблена. Теперь намерения Украины относительно списания части долга могут не реализоваться в таком объеме, как планировалось, скажем, со стороны министра финансов, которая предлагала списать 40% этого долга. То есть, речь шла о $6 млрд, которые Украина сможет списать в переговорном процессе со своими кредиторами. Сейчас, мне кажется, это будет довольно трудно сделать, потому что кредиторы получили четкий сигнал. Кредитование Украины не будут рассматривать и она не будет поддерживаться МВФ без решения вопросов относительно реструкторізації. Вполне возможно, что реструктуризация долга в "старой редакции" не будет обсуждаться. Скорее всего, сейчас будет обсуждаться увеличение срока этих долговых обязательств. Возможно, будет введен определенный период времени, когда мы вообще не будем платить кредит. Вероятно уплата процентов начнется с 2019 года. Это очень малый период. Было бы идеально, если бы Украина смогла увеличить срок этих долговых обязательств на 10-20 лет. А увеличение на 4 года – это недостаточно для нас, потому что экономика значительно снизилась. За 3 года мы потеряем больше чем 17% нашего ВВП. Есть примеры в истории, когда странам отсрочить долги на 50 лет. К примеру, Великобритания и США после Второй мировой войны. Сегодня Украина находится в состоянии военных действий, то есть, сейчас для нас было бы лучшим не просто уменьшить так называемое "тело" долга, а договориться о определенный период времени, чтобы мы имели возможность не выплачивать долг. Или, чтобы нам разрешили увеличить срок выплат, тем самым, уменьшить нагрузку на украинский бюджет.
Находясь в таком состоянии, в котором мы начнем, что нужно сделать, чтобы обойти угрозу технического дефолта?
Технически говоря, миновать дефолт Украине не удастся. Единственный вопрос "когда?" Украина войдет в стадию так называемого технического дефолта. Даже если будет достигнут договор между украинскими кредиторами, которые вкладывали средства в долговые обязательства, так называемые евро бонды, это будет означать, что страна находится в состоянии технического дефолта. Даже то, что мы сможем с ними договориться, даже если условия будут достигнуты: плохие для Украины, привлекательные – все равно будет означать состояние технического дефолта. Хотя технический дефолт – гораздо меньшая угроза для экономики, чем общий. Технический дефолт будет ретранслироваться на общеукраинскую экономическую ситуацию по нескольким каналам. Для Украины будут закрыты все внешние рынки заимствований. Это будет означать, что и частному сектору, и государственному будет трудно сводить концы с концами. Частный сектор задыхается от отсутствия капитала; государственный имеет высокий уровень совокупного бюджетного дефицита, который в этом году будет находиться на уровне 9% ВВП – это очень значительный дефицит. Второй канал, по которому будет заключаться негативное влияние технического дефолта – украинский частный сектор имеет на руках внешние долги, которые превышают $100 млрд. В прошлом году большинство украинских компаний смогла продлить срок вращения этого долга, сейчас это будет сделать всем гораздо труднее. То есть долги (хотя бы частично) придется возвращать. Следовательно, возрастет и вероятность увеличения девальвационного давления (компании, которые имеют долги, работающие в Украине, зарабатывают гривны, и эти деньги придется менять на доллары, чтобы рассчитаться с кредиторами). То, что некоторые компании не смогут рассчитаться потому, что их финансовое положение в течение последних нескольких лет значительно ухудшилось, а гривня потеряла почти две трети своей стоимости, приведет к тому, что увеличится количество корпоративных дефолтов в Украине. А это даст негативный импульс украинской экономике, глубина падения которой может быть увеличена. Возникают реальные риски того, что это очень повлияет на уровень безработицы и усилит социальное напряжение в обществе. Но я хотел бы подчеркнуть, что вероятность объявления Украиной общего, неконтролируемого дефолта – достаточно низкая. А что касается технического дефолта – вероятность близка к 100%.
Кроме безработицы, как дефолт отразится на обычных украинцах?
Безработица – это уже достаточно негативная вещь, которая повлияет на граждан. Дополнительное девальвационное давление будет означать, что курс может быть изменен. Это приведет к уменьшению покупательной способности украинцев. Невозможность свести концы с концами, снизит покупательную способность в государственном секторе экономики. Это однозначно повлияет на тех, кто работает в государственных учреждениях: учителя, медики, пенсионеры.
Министр финансов Украины Наталия Яресько непреклонен определенные положительные моменты от технического дефолта. Можете ли Вы такие назвать?
Технический дефолт, который Украина может объявить, скажем, осенью этого года (зависит от того, выплатим мы купоны в августе), имеет и определенные положительные моменты. Если государство не способно сводить концы с концами в существующей системе координат – это означает, что необходимо проводить структурные реформы на большой скорости. Один из путей уменьшения государственного дефицита – это снижение уровня коррупции. Все, что касается государственных закупок, эффективности использования бюджетного ресурса. Если это будет происходить, это положительно повлияет украинцев. С этой точки зрения технический дефорлт может быть неким катализатором для быстрых изменений в стране.
Борьба с коррупцией – основное требование иностранных кредиторов. На это может повлиять власть. И имеют ли рядовые украинцы на это какое-то влияние?
Чтобы побороть коррупцию, необходимо осуществить ликвидацию так называемых коррупционных "ям", которые существуют в экономике, не зависимо от того, кто находится при власти. Лучше бороться с этими коррупционными ямами, чем применять наказания за такие действия. Увеличение транспарентности со стороны власти. Создание народного контроля. Чем больше народ знает о госслужащих, тем большее влияние имеет на борьбу с коррупцией. Украинцы сейчас очень сосредоточены на предыдущих ошибках, пытаются решить коррупционные действия предшественников, но это не помогает ликвидировать коррупцию сейчас. Коррупция в Украине является традиционно высокой. Почему бы не сделать такой сайт, скажем, на уровне области, где можно было бы анонимно публиковать фотографии чиновников, где они поели, на какой машине передвигаются, где отдыхают, где лечатся и где учатся их дети. Влияние гражданского общества должен быть очень мощным. Это может помочь преодолеть коррупцию. Как пример, могу назвать Чили, Перу, Болгарию, где удалось такое внедрить.
Если все таки объявят технический дефолт, как долго он продлится?
Думаю, последствия от такого действия затянутся на период 1-3 года. Тогда Украина начнет потихоньку выходить из кризиса, в котором она сейчас находится. При условии, что страна будет выполнять соответствующие правильные действия: структурные реформы, в которых бороться с коррупцией; изменит судебную систему, которая есть в стране; уменьшит административное давление на бизнес. Еще должно стать хуже, а уже после того, должно быть улучшение. До ноября мы сможем достичь дна, а после того, можно будет отталкиваться от этого дна и стараться следовать.