На эту тему, а также о выборе, который сделали прошлой недели поляки iPress.ua общался с Павлом Ковалем, председателем партии "Польша является важнейшей", депутатом Европарламента VII созыва.
Чем объясните такое голосование поляков? Они голосовали за изменения в государстве или против Коморовского?
Я думаю, что во время голосования присутствовали оба эти элементы. Было очень сильно ожидание перемен. Среди многих избирателей было ожидание каких-либо изменений. Было также очень низкое доверие к обещаниям Гражданской платформы. Платформа несколько раз не соблюдала избирательных обещаний и это начало отражаться на политике этой партии. И очень слабая избирательная кампания Бронислава Коморовского, который в определенный момент стал президентом оторванным от реальности. Символическим моментом была ситуация, когда встретил на улице парня, который спрашивал его о работе, а президент, не представляя себе ситуации с проблемами с работой в Польше, сказал ему: "Прошу себе найти новую работу, взять кредит и купить жилье". По моему мнению, эта сцена символически свидетельствовало о оторванность президента от проблем граждан в течение последних пяти лет.
Во время избирательной кампании Дуда неоднократно говорил, что после его избрания изменится жизнь Польши и поляков, произойдут изменения. Какие это будут изменения кроме снижения пенсионного возраста, повышения порога зарплаты, которая не облагается налогом или национализации банков?
Эти две первые изменения были бы очень важным сигналом, что стоит менять что-то во время выборов. О национализации банков, то об этом речь не идет. В программе Анджея Дуды и партии "Право и справедливость" не шла речь о национализации банков, а лишь о таком способе уплаты налогов, чтобы банки платили большие налоги в Польше, а не выводили их и платили заграницей. Это сложное дело.
Семь цитат новоизбранного президента Польши об Украине
Я думаю, что ключевые элементы программы Анджея Дуды будут направлены к молодежи. Речь идет о давлении президента на правительство в вопросах предоставления льгот тем, которые имеют кредиты в швейцарских франках. То есть несколько таких жестов – увеличение порога зарплаты, которая не облагается налогом, пенсионная реформа, льготы для тех, кто взял кредиты в швейцарских франках, должно дать очень хороший эффект.
Будет ли в Польше объединения правых сил. В частности ваша партия присоединится к Пис?
Сегодня мы объединены, имеем одну избирательную коалицию, прошли вместе одни выборы и сейчас готовимся к следующим. Я считаю, что сейчас это очень хорошо работает. Избиратели имеют в одном блоке несколько разные партии и эти партии вместе имеют шансы получить более 50% голосов избирателей и это очень много.
Я высоко оцениваю шансы Пис на предстоящих выборах. Если мы пойдем на эти выборы широкой объединенной десницей, то имеем шансы на создание правительства.
Дуда во время избирательной кампании декларировал, что Польша должна вернуться и возглавить переговорный процесс Украины и Запада по урегулированию кризиса на Донбассе. Как он это будет делать? И удастся лиему это?
В нашей стране большой резонанс получил тот факт, что Польша не принимает участия в переговорах так называемого "нормандского формата" по урегулированию ситуации на Донбассе, была малоактивна в подготовке саммита Восточного партнерства в Риге, не много осталось от бывшей сильной активности Польши на востоке. Было такое впечатление, что есть сильная гражданская активность – людей, неправительственных организаций, но правительство не шло в этом направлении. Я считаю, что Дуда дает шансы на то, что эта ситуация изменится.
Дуда также считает, что единственным путем решения конфликта на Донбассе – есть дипломатический путь переговоров. Вы с этим согласны?
Я считаю, что мы все ожидаем на успех дипломатии. Возможно, в некоторых моментах в Европе не хватило напора, чтобы в более решительный способ строить отношения с Россией, но на дипломатической дороге. Это позиция Польши и в этом нет ничего чрезвычайного. Польша является сторонником дипломатического урегулирования этого конфликта, но таким образом, чтобы Украина в будущем не была предметом давления России.
Также Дуда во время избирательной кампании заявил, что будет говорить с Петром Порошенко в деле признания бойцов ОУН-УПА, поскольку не согласен с таким решением Верховной Рады. Каким, на ваш взгляд, может быть следствие этого диалога между Порошенко и Дудой?
Петр Порошенко в совершенстве знает позицию Польши и понимает ее. Думаю, что он немного под нажимом националистического среды в Украине. Но есть много украинцев, которые не осознают, что не вся традиция УПА достойная глорифікації, что в традиции УПА является также геноцид на Волыни и надо об этом говорить более точно. Для себя могу сказать так: понимаю значения УПА в борьбе с коммунизмом, для национальной самоидентификации и национального сознания украинцев. Но я также за то, чтобы украинцы понимали, что УПА имеет на своем счету очень черные моменты.
Правда ли то, что позиция партии "Право и справедливость" и ее представителей в отношении России и действий Путина есть более острая чем в Гражданской платформе?
В отношении к России на политической арене Польши нет разницы. Я не надеюсь, чтобы изменилась политика Польши в отношении России. На самом деле не хватает доброй воли именно со стороны России. Если бы была добрая воля России, то каждый в Польше хотел бы, чтобы эти отношения улучшились.
Значит это неправда?
Считаю, что когда речь идет о восточной политике, взгляды главных политических сред, можно спорить о способах реализации о последствиях. Если же речь идет о россии, то с ее стороны не хватает актов доброй воли и сигналов. В момент, когда Россия является агрессором в Украине очень тяжело вести нормальные отношения.