Зал заполнен.
Зрители даже на лестнице.
Все в едином порыве поют гимн. У меня - мурашки по коже.
Боль, подъем, грусть, гордость - я ждала этих эмоций. В любой очередности, в трансформации друг в друга, в сосуществовании... Зато получила то, чего не ожидала совсем. Возмущение и непонимание: как можно было ТАК показать Майдан?!
Вся лента - без крупных планов. Все события - на расстоянии нескольких (а то и десятков) метров между героями и камерой. Максимальное приближение на объективе - и как следствие - впечатление отстраненности от событий, безэмоционального созерцания без участия в процессе. Камера следит за событиями, но делает это с безопасной и комфортной расстоянии. И это сразу "режет глаз": тот, кто хоть раз был на Майдане, не мер оставаться таким отстраненно-равнодушным.
Длинные по хронометражу кадры утомляют. Начинаешь напряженно рассматривать передний и задний планы, искать какую-то изюминку, ценность кадра (ибо какой же иначе смысл был его давать в монтаж?!) - и, в основном, не находишь. Почему кадры, снятые во время Революции моими коллегами-новинкарями, были более эстетическими, эмоциональными, красивыми? Ответа на этот вопрос у меня до сих пор нет. Операторы новостей, которые в период горячих событий гнались не за художественностью "картинки", а за скоростью и оперативностью подачи, снимали более интересные планы. И пусть простит меня за откровенность Лозница.
Документальное кино - а именно таким является "Майдан" - это фиксация действительности. Почему же в ней не засняты тысячи светлых и молодых, красивых и европейских лиц украинцев?! Весь мир в течение Революции любовался ими: успешными, прогрессивными, новыми. Зато в ленте - серая безликая масса людей, которые, как сказал один мой знакомый, "во всех непонятных ситуациях начинают петь гимн".
Сергей Лозница скомпоновал фильм из четырех частей: Пролог, Праздник, Битва, Послесловие. Он оставил зрителя один на один с событиями. Вместо закадрового текста - короткие вступительные титры в начале каждой части и полифония посторонних звуков во время всей ленты. Но если мне знаком каждый кадр, если я могу соотнести, когда сжигались шины, а когда разбивалась брусчатка, то среднестатистический европейский или американский зритель этого не поймет. Он не сможет идентифицировать, что это место, где спят просто на матрасах, - это КГГА, что кухня, на которой готовят чай и бутерброды, - это дом Профсоюзов. Моя подруга Саша, которая смотрела "Майдан" на Каннском фестивале, вспоминает: "Около меня сидел француз, и я весь фильм ему разжевывала, что, где и как. Титров в фильме так мало, что они ничего не объясняют. Этот француз ничего не понял".
Ну и последнее. Почему в Каннах на фестивале в мае аплодировали? Думаю, все просто. Во-первых, потому что это фильм про Майдан, как явление удивил мир. Во-вторых, потому что это фильм Лозницы, которого в Каннах как режиссера знают и любят. Думаю, какой бы эта лента не вышла, реакция была такой же. Вот только обидно одно. По инсайдерской информации, Лозница не присутствовал во время большинства революционных событий. Он приехал в середине декабря. Нашел оператора Сергея "Стефана" Стеценко. Немного поснимал. И уехал с Украины. Может ли он в этом случае называть себя режиссером "Майдана"? Заслуга оператора мне кажется, больше. Не потому ли сам Лозница на вопрос "Что такое "Майдан" отвечает: "Вопрос, ответа на который у меня еще нет".
Мирослава Ульянина, журналист канала 1+1, ведущая, блогер