Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Протесты в Украине: мы разрешаем Путину победить

Протесты в Украине: мы разрешаем Путину победить
Владимир Путин. Фото: AFP
"Украинцы сражаются и умирают за право быть европейцами - но они были отданы неспособностью слабого и разделен Западе, чтобы встать в Кремль", - пишет в статье для The Telegraph Эдвард Лукас, известный британский журналист и публицист.

Сейчас, когда горит Киев, западные политики столкнулись с последствиями собственной политики. Наши усилия, направленные на то, чтобы помочь Украине сблизиться с Европой, установить демократию и верховенство закона подверглись зрелищным поражениям. Тем временем, Владимир Путин отмечает не только спортивный триумф в Сочи, но и геополитическую победу в стране, что является важнейшим соседом России.

Очень легко переусложнить ситуацию в Украине историческими, этническими и географическими подробностями. Часто говорят, что Украина расколота между востоком и западом, между русскоязычными и украиноязычными, между теми, кто ностальгирует за советской определенностью, и теми, кто видит свое будущее с Западом. Бизнес-элита Украины так же расколота: между соратниками президента Виктора Януковича и теми, кого возмущает его хищническое поведение. Оппозиция очень пестрая: представьте под общим флагом Найджела Фериджа (британский политик-евроскептик, лидер Партии независимости Соединенного Королевства - iPress.ua), Эда Болза (один из ведущих политиков Лейбористской партии), футбольных фанатов и Женские Институты (в Соединенном Королевстве - местные женские общественные организации, которые существуют с 1915 года - iPress.ua).

Но реальная картина намного проще. Большинство украинцев хотят, чтобы их страна была частью Европы. Россия, бывшая имперская метрополия, им это запрещает. Она хочет, чтобы Украина была частью ее нового Евразийского Экономического Союза - противовеса в Европейский Союз, но такого, которым будут руководить мошенники и есбисты в Москве, а не евробюрократы в Брюсселе.


Виктор Янукович, Владимир Путин. Фото: AFP

Без Владимира Путина в Украине сейчас был бы мир. Именно Россия заставила Украину отказаться от сделки, которую ЕС предлагал ей заключить в ноябре, объявив сокрушительную торговую войну против украинского экспорта. Именно Россия предложила дешевый газ и кредиты на мягких условиях, когда украинская экономика пошатнулась. Именно Россия направила сотни "советников" в ключевые украинские правительственные учреждения и министерства, включая СБУ, чтобы иметь уверенность в том, что они будут верны курсу Москвы. Если бы этого тихого переворота, осуществленного Россией, не было, украинцам не пришлось бы строить баррикады на улицах в знак протеста против злоупотреблений режима. Тогда, без постоянного и увеличивающегося российского давления на Януковича, конфликт можно было бы урегулировать.

Вмешательство Кремля в дела Украины не является чем-то новым. Он систематически нарушал меморандум, заключенный в Будапеште в 1994 году, по которому Украина отказалась от советского ядерного оружия в обмен на обещание, что Россия никогда не будет оказывать на нее экономического давления или не будет проявлять агрессию в другой форме. Она неоднократно прекращала поставки газа в Украину, и способствовала формированию целой культуры теневых посредников в торговле энергоресурсами, деньги которых отравляют украинскую политику. Россия удерживает военно-морскую базу, вместе со шпионами и частями спецназначения в Севастополе в Крыму. В этом регионе живут этнические русские, чувствуют себя обиженными тем, что этот полуостров-курорт был передан Украине в советские времена. Они находятся в постоянных трениях с крымскими татарами, массово депортированными из их прародины в 1944 году, что было исключительным актом жесткости Сталина.

Но вмешательство России в дела Украины усилилось в последние месяцы, а усилия Запада терпели поражение. Европейские политики до сих пор цепляются за мнение, что переговоры с Россией могут принести взаимовыгодный конец страданиям Украины. Это ложная надежда. Кремль не любит решений, в которых выигрывают все стороны. Ему нравятся результаты, в которых он выигрывает, а ненавистные западные конкуренты проигрывают, и желательно с унижением, это для Путина является вопросом личного престижа. Короче говоря, хотя и ЕС считает саму идею геополитики старомодной и непривлекательной, в геополитику играют на его пороге. И он проигрывает.


Виктория Нуланд, Джеффри Пайєтт. Фото: AFP

Америка так же участвует в этой игре. Администрация Обамы пренебрегает своими европейскими союзниками со дня вступления в свои полномочия. Ее важнейший дипломат, отвечающий за отношения с Украиной, Виктория Нуланд, очень энергично и прямолинейно (она недавно заявила "F--- the EU" в телефонном разговоре с послом США в Киеве, который записала российская разведка, а позже и слила эту запись). Но ей не хватает влияния, чтобы заставить вращаться колеса механизма выработки политики в Вашингтоне. Без вмешательства Москвы ЕС и США смогли бы благодаря своим скромным ресурсам достичь определенного результата. Но в столкновении с Россией, со всей ее неумолимой яростью, оба игрока проигрывают. Последствия обнародования Эдвардом Сноуденом секретных материалов из Агентства национальной безопасности взорвали и ослабили трансатлантический союз: гнев из-за шпионажа США в таких странах, как Германия, парализовала жизненно важные дискуссии на темы, касающиеся безопасности.

Теперь все вероятные сценарии являются плохими. Возможно, власть решит, что она не может подавить протесты, и отступит, что будет означать целые месяцы напряжения, нервозности и неопределенности. Даже тогда, территориальная целостность Украины будет нарушена, и, возможно, безвозвратно. На западе правительственные здания были подожжены. Этот регион - когда Австро-Венгерская Галичина - был местом десятилетнего послевоенного бунта против советской власти. Если промосковская власть в Киеве попытается расправиться с ним, неизбежной будет гражданская война. Она будет означать не только человеческие страдания (и, вполне возможно, большое количество беженцев), но также экономическую дестабилизацию и серьезные риски втягивания в конфликт внешних сторон. Что произойдет, если кто - например, настоящая или вымышленная группа националистических повстанцев - подорвет один из нефте - или газопроводов, транспортирующих сырье с востока на запад?


Фото: vestnik55.wordpress.com

Не менее тревожной является ситуация в Крыму - месте "Атаки легкой бригады" 160 лет назад - которая теперь может стать точкой вспышки другого конфликта с Россией, с гораздо более разрушительными последствиями. Регион находится на грани провозглашения независимости от Киева (этот шаг, скорее всего, вызовет российскую интервенцию для защиты сепаратистского государственного образования).

Если подавление протестов продолжится и будет успешным, мы станем свидетелями ужасного свертывания достижений последних 10 лет. Недавно принятые и отмененные репрессивные законы будут реактивированы, и их будут применяться в полном объеме, и не только против публичных протестов, но и против независимых СМИ, гражданского общества и других институций. Возможно, будет возвращено визовый режим для туристов из западных стран. Все виды сотрудничества с зарубежными партнерами или деятельность, которая финансируется из зарубежных источников, могут быть затруднены или запрещены. Украина станет еще одной Беларусью.

После того, как страну будет сдано на милость Кремля, Путин сможет получить то, что захочет. Он, как известно, с пренебрежением относится к самой идее государственности Украины, и публично, и в частном порядке. Он может требовать от нее, чтобы она присоединилась к возглавляемому Россией военному альянсу (ОДКБ iPress.ua). Военная интеграция России с Беларусью уже проявляется головной болью для НАТО, организации, которая изо всех сил пытается определиться, как ей защищать северо-восточный фланг Европы с теми небольшими ресурсами, которые есть в ее распоряжении. Если режим в Киеве начнет военную и безопасную интеграцию с Россией, Центральной Европе грозит то, с чем столкнулись несколько лет назад балтийские государства: ледяное ощущение угрозы физической безопасности.

Последний раз Европа столкнулась с проблемой безопасности такого масштаба во время войн в Югославии в 1990-е гг. В течение многих лет Запад не был способен осознать значение проблемы. А сейчас ситуация намного хуже. Страны, которые пытались сильнее помочь Украине такие, как Польша и Швеция, испытывают разочарование и истощение. В остальной Европе желание к конфронтации с Кремлем, реальным подстрекателем к репрессиям и подавлениям протестов, никогда не было столь низким. Опасность сейчас заключается в том, что, в отчаянии, Запад стремится найти решение украинской проблемы путем заключения соглашения с Россией. Это разозлит и разочарует протестующих, разжигая экстремизм и насилие. Трудно представить себе более опасный мессидж для Кремля: создайте хаос в своей бывшей колонии, и Запад позволит вам продиктовать условия урегулирования.


Херман Ван Ромпей, Виктор Янукович, Жозе Мануэль Баррозу. Фото: www.president.gov.ua

Зато, Запад должен играть мускулами. Есть два возможных варианта действий. Одним из них является предоставление поддержки странам, которые могут быть следующими на линии огня Кремля. Грузия и Молдова обеспокоены тем, что их движение в сторону Европы будет сопровождаться таким же давлением и вмешательствами, которые сейчас испытывает Украина. Мы должны поддерживать их, а также наиболее уязвимые страны, которые уже сейчас являются членами западных клубов, как например, небольшие балтийские страны - Эстонию, Латвию и Литву.

Во-вторых, ахиллесовой пятой режима Януковича и его кремлевских покровителей есть деньги. Однако, сколько бы они не украли, все равно они не могут потратить эти деньги в своей стране. Им нужны наши банки, наш рынок недвижимости, наши биржи и наш сокровенные агентства, чтобы спрятать и отстирать их активы. Они пользуются нашими юридическими компаниями и аудиторами, чтобы их богатство выглядело таким, что имеет законное происхождение. Это происходит в Вене, Нью-Йорке и Лондоне. Нам должно быть стыдно, что мы были соучастниками. Мы должны применить наши законы о борьбе с отмыванием денег и коррупцией. Мы должны заморозить активы и ввести запреты на выдачу виз тем, кто участвует в грабежах и репрессий на нашем пороге.

Украинцы сражаются и умирают за право быть европейцами. В них нет наивной веры в добродетели ЕС, а есть глубокое убеждение, что свобода, законность и порядочность лучше, чем клановый капитализм и нео-советский пафос путинского Кремля. Они верят в наши ценности больше, чем мы сами. Почему мы предаем их?

Эдвард Лукас - автор книги "Операция "Сноуден": подробности крупнейшей разведывательной катастрофы Запада"

Источник: The Telegraph

Перевод: iPress.ua