Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Рынок Фасилити менеджмента (FM) в европейских странах: что ожидать для Украины

Рынок Фасилити менеджмента (FM) в европейских странах: что ожидать для Украины
Фото: из свободного доступа
Недавно Polska Rada Facility Management опубликовала интересный аналитический отчет за 2008-2019 годы по развитию рынка услуг по управлению и эксплуатации недвижимости (Фасилити менеджмента) и оценки стоимости отрасли в целом.

Предлагаем рассмотреть его с точки зрения полезности и будущего анализа украинского рынка Facility менеджмента. Кстати, такой аналитики в Украине до сих пор не существует.

Следует отметить, что обслуживание различных объектов очень важная часть сектора услуг польской экономики. Однако, судя по отчету, рынка не хватает прозрачности и доступа к структурированных данных. Знание о сфере услуг FM ограничивается в основном поставщиками услуг, экспертами и наиболее образованными получателями этих услуг. Остальные участники, в том числе подразделения Государственного и статистического управления Польши, только начинают исследовать эту тему.

Для проведения анализа были отобраны 58 крупнейших компаний с доходом более 5 mln zl (1.1 млн евро), что работают только в корпоративном секторе. За основу оценки взяты годовой доход и количество работников.

Каких поставщиков не рассматривали и почему?

В отчете не рассматривали консолидированную финансовую отчетность для групп компаний, поскольку не все из них публикуют такие отчеты. Кроме того, не все организации, подпадающих под состав групп предлагают услуги FM. Поэтому для наглядности в некоторых случаях анализировали отдельные компании, даже если они входили в группу компаний. НЕ анализировались компании, предоставляющие услуги индивидуальным клиентам.

Исследование размера занятости в секторе услуг FM осуществлялось Польской советом по управлению объектами, консалтинговой компанией Hays и службой подбора персонала Pracuj.pl. По их данным, занятость в отрасли FM Польши составляет примерно 630 тыс. человек.

Началом для анализа стал 2008 год, в котором было сделано первое исследование рынка FM в европейском масштабе для 41 страны.

Данные о доле стоимости рынке услуг FM в отношении к ВВП развивающихся стран представлены в таб. 1.

Ориентировочная средняя доля рынка FM-услуг в ВВП европейских стран составляет 4,92%. Это среднее значение суммы всех значений ВВП стран, охваченных исследованием.

В зависимости от степени развития рынка было определено прогнозируемый темп прироста подрядных FM-услуг, а также предполагаемый деление рынка на услуги передаются подрядчикам и те, которые реализуются с помощью внутренних ресурсов.

В 2014 году объем рынка FM Польши составил 19,2 млрд евро по сравнению с 12,6 в 2008 году., О чем свидетельствуют данные подобного исследования, проведенного компанией Reality Consult GmbH, которое тоже основана на оценочных данных и принятых факторах. Доля рынка FM в ВВП была на уровне около 5%.

См. рис.1, 2.

Что касается темпов роста, то было принято более консервативное значение 7,25%, и пропорциональные пропорции услуг хранились на уровне 36,5-63,5%.

Динамику стоимости рынка FM Польши за 2008-2019 годы можно посмотреть на

рис. 3.

Размер рынка в 2019 году составил 117,500 млрд злотых. (26 млрд евро), см. рис. 4

На основе данного аналитического отчета напрашивается очевидный вывод: польский рынок FM-услуг уже выходит из фазы развития и переходит к фазе развитого рынка, это связано с тем, что FM в Польше существует уже более 20 лет.

Количество компаний отрасли на конец 2019 - это 16958 фирм, но тех, у которых работает более 10 сотрудников насчитывается только 4342. Их доход составляет 48.2 млрд злотых (10.6 млрд евро).

Ознакомившись с аналитикой рынка FM европейской страны возникает вопрос, а что же происходит в Украине в этой области?

За комментариями и ответами мы обратились к эксперту Сергея Козолупа, CEO группы компаний CPG - одной из лидеров украинского рынка Facility менеджмента.

Фото: Сергей Козолуп

Сначала позвольте спросить Вас о рассматриваемого в статье отчета польского Совета Facility менеджмента, каковы основные выводы напрашиваются?

Данный отчет показал, что за 11 лет емкость аутсорсинга услуг на рынке FM Польши выросла с 4.6 млрд евро до 10,5 млрд евро, при этом, что общая емкость рынка выросла с 12,6 до 26 млрд евро. Это больше чем в два раза!

 Кроме того, четко прослеживается увеличение перехода с внутреннего сервиса к привлечению сторонних компаний для предоставления специализированных услуг FM.

Огромная ниша, а именно 29% составляет маклерская, риэлторская, арендная и другие виды деятельности. Доля непосредственно предоставляемых услуг FM делится следующим образом:

SOFT FM - клининг и озеленения составляет 26%, охрана - 16%;

Hard FM - техническое обслуживание, кондиционирование, вентиляция - 10%, мелкие ремонты - 7%.

Более всего поразило количество работающих в отрасли лиц - 630 тысяч.

Еще интересным моментом является то, что рынок клининга и озеленение в Польше в 1.6 раза больше рынок охраны. В Украине наоборот, ситуация кардинально другая. Рынок охраны в 4 раза больше рынок клининга и озеленения.

Что происходит на рынке FM в Украине? Какие тенденции и перспективы развития? Смогут ли украинские компании конкурировать с европейскими?

Для понимания ситуации, только одна крупнейшая польская охранная компания Solid Security имеет доход около 200 млн евро или 6,6 млрд грн. Тогда, когда весь украинский рынок FM имеет емкость чуть больше 9 млрд грн. Крупнейшие 58 компаний ФМ рынке Польши имеют оборот почти такой же, как украинская сеть супермаркетов «Сильпо-ФУД». Это показывает насколько наш рынок слишком мал и какой у него есть потенциал. Если не будет активного обострения военных действий на Востоке страны и экономика сможет сохранять относительную стабильность, тогда, я думаю, что наш рынок ФМ сможет расти на 20% ежегодно.

Я считаю, что в ближайшее время транснациональные компании отрасли FM НЕ БУДУТ выходить на украинский рынок, потому что, во-первых, мала емкость самого рынка, во-вторых наш рынок - непредсказуем, нестабилен и такой же низко маржинальный как и в Европе, через высокую внутреннюю конкуренцию.