Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Россия во Львове: беженцы, ненависть и Каин

Россия во Львове: беженцы, ненависть и Каин
Не секрет, что Львов в российских СМИ слывет наиболее бандеровским городом Украины. Здесь на каждом шагу висят красно-черные флаги, автомобилям с российскими номерами спускают шины, а когда услышат, что ты говоришь на русском - могут и побить. Впрочем, все эти страшные вещи не мешают жить во Львове многим россиянам.

По данным последней переписи населения, они составляют почти 9% жителей города. Поляков, для сравнения, здесь менее 1% процента. Казалось бы, что после оккупации Крыма и начала вооруженного конфликта на Востоке Украины неприязненное отношение к россиянам во Львове должно ухудшиться до критического уровня. Но так ли это? Как на самом деле живется этническим русским в этом "бандеровскому логове" и о чем они говорят?

Ортодоксы

Солнечные осенние утра - довольно редкое явление во Львове. Впрочем, это утро - именно такое. В церковь Св. Георгия Победоносца спешат люди - в основном это женщины. По дороге они надевают на голову платки, все по православным канонам. Церковь (одна из трех Московского патриархата в городе) расположена на улице Короленко, в 100 метрах от храма адвентистов седьмого дня и недалеко от польского костела - довольно необычное соседство, учитывая политику УПЦ (МП) по отношению к другим конфессиям.


фото:http: stezhkamu.com

Внутри храм украшен в типичном православном стиле - много икон, покрытый золотой краской иконостас, а посередине висит огромная люстра на длинной цепи, которая, кажется, вот-вот упадет и разобьется на мелкие куски. Мне, непривычному к богослужениям восточного обряда, довольно странно быть участником такой мессы: молитвы происходят на не совсем понятном старославянском языке, а люди все время передают друг другу свечи, при этом добавляя шепотом "На "Всех святых", "На "Утоли мои печали", "На "Почаевскую лавру" и другие.

Люди здесь интересные тоже. У алтаря стоит бородатый мужчина лет сорока в кожаной куртке. Несмотря на то, что в храме мало места и верующие стоят довольно скученно, вокруг него на расстоянии шага нет больше никого. Все потому, что он очень размахивает руками, когда крестится, и при поклоне нагибается до самой земли - так, что это напоминает утреннюю зарядку. Как будто от того, насколько тщательно он это будет делать, зависит, сколько грехов простит ему Господь. Словом, этот человек всю службу Божью был для меня квинтэссенцией русского православия, пока он не обернулся. Под его кожанкой красовалась красочная украинская вышиванка. Несколько женщин в задних рядах также привлекают внимание - они пришли на богослужение с непокрытой головой (что по канонам церкви строго запрещается), однако им никто не сказал ни слова. Обычно в храмах УПЦ (МП) за такое не впускают в церковь, но не здесь.

Наиболее интересной части службы - проповеди священника - не было. Поэтому по завершении богослужения выхожу во двор, на котором отовсюду звучит русский язык. С обеих сторон входа стоит группа пенсионерок и о чем-то громко разговаривает. До ушей доносится слово "Америка" - значит разговор сразу привлекает внимание.

−             Да что там эта Америка, Ларис! В России есть тайное оружие в Суздали, которое может обесточить США за несколько часов, – машет рукой одна бабушка в красном берете.

−             Да-да, я тоже об этом слышала… Путин может покончить с ними в один счет, − отвечает ей другая бабка – также в берете, но зеленом.

Далее разговор переключается на чудодейственный монастырь в Суздале, после чего снова возвращается в прежнее русло.

−             Вот "Громадское радио" вчера сказало, что историю надо пересмотреть и признать УПА преступниками. Представляешь, они сами уже осознают, что мы правы!

−             Вот это хорошо! Еще б признали, что украинский сине-желтый флаг навязала Австрийская Империя – было б вообще прелестно.

Слушаю дальше. Тема диалога переключается уже на теорию заговора.

−             Ларис, а ты знаєшь, за что масона Сковороду поместили на 500 гривен? Он же ничего такого, по сути, не сделал.

−             А он был масоном? Я знала о Франко и Грушевском, но не о нем.

−             Да-да! Так вот, Сковорода придумал слово "Украина" и закодировал в нем масонский пароль "Ура, Каин!" Ты переставь буквы и посмотри, что получится, − вдохновенно вела женщина в красном берете.

И в ее взгляде видно твердую уверенность: женщина искренне убеждена в том, о чем говорит. Для нее правда такова.

 

Русобандеровцы

Впрочем, понятно, что жизнь россиян во Львове не построена только вокруг церкви. В городе есть много людей, которые не отождествляют себя с московским патриархатом, а порой и с религией вообще. Одна из таких - Юлия, ей 21, работает журналисткой в ​​одной из местных телекомпаний. Она родилась и выросла на севере - в Нижнем Новгороде, имеет российское гражданство и в быту говорит по-русски. Но говорит, что Россию не любит.

С Юлей мы встретились в одной из типичных львовских кофеен. Сразу и не скажешь, что эта девушка может иметь такую ​​жесткую и непреклонную позицию. В Украину она переехала в 14 лет - обучение продолжала в одной из местных российских школ. Своего ребенка тоже отдала учиться в такое заведение, чтобы сохранить те культурные ценности, которыми руководствуется сама. В целом во Львове есть 5 школ с русским языком преподавания, а еще несколько школ имеют специальные русские классы. За 8 лет жизни во Львове с неприязненным отношением из-за своего происхождения Юлия столкнулась лишь раз. В сети ее нашел какой-то радикально настроенный парень, начал угрожать, обзывать "агентом Кремля", "путинской сепаркой" и всякими другими неприличными словами. Это было в прошлом году, во время первых месяцев вооруженного конфликта на Донбассе - тогда, когда отношение украинцев к русским резко ухудшилось.

−             До Майдана я вообще не знала, кто такие бандеровцы. У моей подруги в соцсети как родной город был указан "Бандерштадт", и мне всегда было интересно, что же это за место такое. Только потом узнала. Я никогда и не слышала, что в Украине, и в частности во Львове не любят и ущемляют русских. Я с этим никогда не сталкивалась, – рассказывает девушка.

- Это после Майдана-то в этом плане что-то изменилось для тебя?

−             Да. Я сама стала ненавидеть Россию.

В Нижний Новгород Юлия возвращаться ни за что не хочет. Город ей не нравится, и люди там другие. Большое количество жителей настроено против Украины, и есть лишь немного тех, кто не поддерживает политики Кремля. После оккупации Крыма девушка с кем-то даже перессорилась и перестала общаться. "Хотя поддерживаю контакт только с тремя подругами, время от времени мне пишут и другие знакомые. Они думают, что в Украине повсюду голод и бедность, что у нас нет еды, и мы здесь все погибает. Но по факту, во Львове мы живем гораздо лучше, чем они там, в Новгороде", - рассказывает Юлия.

Девушка считает себя патриотом Украины. Достает планшет и с гордостью показывает фотографию своей комнаты. На одной из полок красуется желто-голубой баннер - его принес ее парень с футбольного матча. А в новом году Юлия хочет отказаться от российского паспорта и сменить гражданство на украинское. И хотя процедура нелегкая - нужно собрать много документов и официально заплатить от шести до десяти тысяч гривен (в зависимости от наличия украинцев в семье), девушку это не останавливает.

"Два года назад, во время Майдана я ездила на две недели в Россию – нужно было решить кое-какие вопросы с документами. Посмотрела местные новости и стало очень стыдно за страну… То, что там рассказывают – просто ужас", − рассказывает Юлия. И после паузы добавляет: "Тогда я пожалела, что родилась в России".

Во взгляде девушки видно твердую уверенность: она искренне убеждена в том, о чем говорит. Для нее правда такова.

 

Неофиты

Кроме русских, живущих во Львове давно, есть такие люди, которые приехали в Украину уже после начала войны. Серебристая "Лада" с российскими номерами ждет на стоянке напротив одного из супермаркетов "Сильпо" уже более двух месяцев. Авто уже стало своеобразным элементом ландшафта - в течение всего этого времени оно не сдвинулось с места ни на сантиметр. Владелец автомобиля - Геннадий Исаев, 78-летний инженер из России. Говорит, что приехал во Львов из родного Ярославля потому, что дома его преследовали за антикремлевские взгляды. В городе ему нравится - здесь, по словам мужчины, красивая архитектура и люди гораздо приветливее, чем в России. Живет на сбережения, которые привез с собой.


фото: fakty.ua

На лице Исаева почти нет морщин, и он выглядит значительно моложе своего настоящего возраста. На первый взгляд мужчине не более 65-ти. Исаев выглядит довольно колоритно: длинная лохматая борода, седые непричесанные волосы и прямоугольные очки на крючковатом носу. Из-под стекол на собеседника смотрит пара карих глаз, в которых читается взгляд разочарованного жизнью интеллигента. В своем автомобиле Геннадий живет вместе с собакой - дворняжкой Симой. В салоне царит беспорядок - повсюду разбросаны вещи мужчины, одежда, пластиковые контейнеры из-под еды и какие-то распечатки. С авто несет резким неприятным запахом - в конце концов, было бы странно, если бы после стольких месяцев жизни в нем там пахло свежестью.

−             Решение уехать из России у меня созрело давно. Но после крымских событий я принял твердое решение: надо уезжать, – делится Геннадий.

- Почему?

−             Я находился под негласным надзором полиции. Все соседи были подключены – они следили за тем, когда я уходил из дома, когда приходил. Под конец уже дошло до того, что начали заходить ко мне, как к себе домой. Я начал замечать следы их присутствия.

- Кто заходил, соседи?

−             Нет. ФСБ.

Геннадий считает, что его преследовали за антироссийские взгляды. Основанием для этого он называет свои эссе, опубликованные на одном российском сайте. Одно из них - "Россия. Азбука провала коммунистического эксперимента". В нем он критикует СССР за бездарную экономическую политику и утверждает, что это привело к распаду Союза и бедности уже современной России.

Границу с Украиной он пересек в августе 2015 года. С тех пор останавливался в Киеве и Одессе, затем переехал во Львов на "постоянное место жительства". И хотя официальный срок его пребывания здесь закончился еще 28 октября (россиянам можно быть в Украине не более 90 дней, после чего необходимо пересечь границу снова - авт.), мужчина по-прежнему живет в своей серебристой "Ладе" и не собирается возвращаться домой ни при каких обстоятельствах. Но и статус беженца просить отказывается - говорит, что приехал в Украину не как беглец, чтобы просить милостыню, а для того, чтобы помогать. В частности с проведением аграрной реформы. Его слова со стороны звучат несколько наивно, но он искренне верит в то, что может быть полезным. Недавно даже передал 200 гривен волонтерам, которые собирали деньги для помощи украинским солдатам на Донбассе. "После того, как истек срок, никто не приходил. Ни полиция, ни миграционная служба - хотя они знают обо мне. Но ... Пусть даже и приходят - я не боюсь ничего. Я боюсь только того, что тогда не смогу помочь Украине", - говорит Исаев.

И во взгляде мужчины видно твердую уверенность: он искренне убежден в том, о чем говорит. Для него правда является такой.

Остап Яриш