Госбюджет не досчитался 3,5 миллиарда гривен из-за теневого рынка бензина
По итогам первого полугодия 2015 года потери государственного бюджета от теневого рынка топлива - контрабанды, фальсификата, пересортицы - составляли около 3,5 млрд гривен.
Об этом пишет в статье для "Зеркала недели" эксперт нефтяного рынка Сергей Куюн.
"Это сумма неуплаченных "топливных" налогов (акциз и НДС) за 375 тыс тонн нефтепродуктов. Если посчитать возможные потери до конца года, то получается, что они составляют почти столько же, сколько и бюджет Нацгвардии, равный 8 млрд гривен", - пишет автор.
Для сравнения, в прошлом 2014 году нелегальный бензин "украл" из госбюджета 5 млрд гривен, писал ранее Куюн.
В то же время нельзя сказать, что фискальная служба абсолютно бездействует, пишет Куюн. В 2015 году были проведены спецоперации, в ходе которых выявлено около 5% от оценочных объемов нелегальных нефтепродуктов.
Наиболее ощутимые результаты достигнуты в борьбе с контрабандой, которая практически прекратилась после запуска с 1 июня Энергетической таможни. Правда, несмотря на очевидные результаты, глава ГФС уже инициировал фактическую ликвидацию не только "Энергетички", но во многом и ликвидацию самой таможни как таковой.
Согласно официальным данным Госстата, за первое полугодие 2015 года Украина использовала без малого 1,124 млн тонн бензина. При этом производство составило 305 тыс тонн. Очевидно, что другие - 819 тыс тонн - должны былы приехать извне. Но таможня зафиксировала всего 705 тыс тонн. "Откуда же взялись 114 тыс тонн, или почти 10% рынка бензина?" - обращает внимание Куюн.
Но и это еще не все, - пишет он. Есть все основания считать указанные официальные данные по потреблению заниженными минимум на 15%. Таким образом, размер теневого рынка бензина в первом полугодии текущего года можно оценить минимум в 275 тыс тонн.
"Дополнительная мотивация "бить мимо кассы" появилась с января текущего года, когда неожиданно для всех был введен 5%-ный сбор с розничных продаж подакцизных товаров. При нынешних ценах на топливо это означает, что каждый проданный мимо кассы литр приносит 1 грн . Учитывая, что вся маржа заправок составляет 2-3 грн, стимул продавать бензин, не ставя в известность кассовый аппарат, очень большая", - пишет эксперт.
Такой же подход при исчислении нелегального рынка дизельного топлива - выводит на цифру в размере около 100 тыс тонн в первом полугодии.
"Почему "левого" дизтоплива меньше? Ответ прост: акциз на бензин составляет 202 евро/т, а с 20% НДС - более 240 евро/т, или около 5500 грн/т, или более 4 грн на литре. В то же время акциз на дизтопливо составляет 100 евро/т, то есть заработок на его нелегальной поставке вдвое меньше, соответственно, бодяжить и "контрабасить" бензин при той же доле риска гораздо выгоднее. К тому же технологически ЗН сделать сложнее, тогда как компонентов бензина предостаточно", - объясняет Куюн.