Made in China: Почему Китай опережает Украину на 20-25 лет
- Первое что поражает, это большое количество строительства. Строятся многочисленные бизнес-центры, или первые 5-7 этажей торговый центр, а выше офисы или квартиры. Это четко показывает, что происходит развитие бизнеса, а не инвестиция в жилье. Наряду с новыми домами, могут реально сосуществовать "дебри". Местами их сносят и на тех местах видно как часть уже снесли, а на другой уже строится новая многоэтажка. Когда смотришь на эти старые "лачугы" то понимаешь, что у нас стартовая ситуация значительно лучше. Но когда понимаешь, что они с такого "ги * в" достигли таких темпов, то нам реально в Китай еще лет 20-25, если мы начнем действовать.
- Если в Польше, хорошо развит малый бизнес, то посетив Китай, понимаешь, что даже полякам еще далеко. В Польше тоже есть региональная специализация. Например, район сел близ Кракова производит деревянные щетки и все, что с этим связано. Там находится примерно 80% польских производителей. В районе Хелм специализирующихся на парниковом выращивании с / х продукции.
В Китае так же. Только в крупных городах эта концентрация просто поражает. Гуляя по городу Гуанчжоу, я шел примерно 5-7 км через район производящий обувь. То есть это 2-3-4-5 этажные дома, но все первые этажи заняты под производство и продажу. Все разделены на отсеки - гаражные раздвижные ворота друг у друга.
Площадь таких производств около 15-40 м2. То есть это фактически семейные производства. Работает по 1-5 человек. Одни продают кожу, другие - нити для шитья, третьи оборудования, четвертые коробки, пятые продают !!! образцы кожи, шестые подошвы, седьмые этикетки любых производителей, одни шьют, другие продают уже готовую обувь. Пропорция 80% это те, кто шьет и сразу продает обувь. На фото можно увидеть такой квартал. Все реально выглядит страшно. Но когда видишь как курьеры эту обувь упаковывают в красивые коробки, складывают в ящики, приклеивают лейблы курьерских служб и куда-то отправляют, то понимаешь, что это фактически огромная фабрика. Просто разделена на мини-цеха. Многие люди просто сидият в этих цехах на картонках и шьют вручную. Наряду играют маленькие дети, чаще смартфонами или планшетами. Вы представляете масштаб рынка и сознание тех людей?
- Сознание. Говорил с одним китайцем о переносе его производства в Украину для рынка Европы. Он согласился, что это очень интересно и задал мне вопрос: "А в Украине есть люди, которые готовы тяжело работать?". Это вызвало у меня паузу. Реально у нас таких людей единицы и я сначала задумался. Конечно, я сказал что у нас все такие и будут работать как он хочет по 10-12 часов в день.
- Китайцы уже не работают за миску риса. Средняя зарплата в регионе где я побывал (это юг Китая) для обычного работника на руки 500-900 долл в месяц. В зависимости от выработки. Мастера - 700-1100 долл на руки. Уборщика на производстве - 250-300 долл на руки. Зарплат менеджеров не знаю, потому что в основном я общался с менеджерами и это не совсем корректно.
- Дети. Почти не видел детей возраста 7-15 лет. Довольно много детей возраста до 5-6 лет. За неделю видел трех беременных. За целую неделю! Не знаю двое из трех это были туристы или местные. Одна из беременных работала на фабрике. Еще был интересный момент: на фабрике работала женщина в цехе, шлифовала деревянные заготовки, а рядом на "специально оборудованном" кресле из ящиков и устланном покрывалами играла девочка лет пяти. Видно, что так проходит не один день. Конечно у нее был большой планшет.
- Дороги. В основном дороги неплохие. Однозначно лучше, чем в Украине, если не нескольких дорог на западе Украины. Есть разметка, ровная, защитные барьеры, разделена дорожная полоса. Некоторые дороги платные. Например автобан из Гуанчжоу в аэропорт Гуанчжоу (это где как в Борисполь из Киева) стоит 15 юаней (курс к доллару 1 долл = 6.8 юаней). Если ехать в другие города, дороги периодически то платные, то бесплатные.
- Транспорт. Кажется там присутствуют все возможные производители мира, кроме китайских местных. Я насчитал около 10 только китайских брендов на авто. Есть французские, американские, немецкие и конечно японские. Все известные нам машины особенно седаны немного длиннее. То есть фактически задняя дверь авто где-то на 15-20 см шире (длиннее).
Очень популярен электротранспорт. Точнее электроскутеры и электровелосипеды. Есть электровелосипеды известных местных марок и сделаны достаточно качественно с виду, но есть такие "местные шедевры", когда старый обычный велосипед переоборудуют. То есть на раме посередине стоит аккумулятор размера автомобильного, или на багажнике. Чаще раме, потому что на багажнике что-то возят. Под рамой электродвигатель как от стиральной машины и цепь на заднее колесо. И это чудо ездит. Пиццу развозят на электровелосипедах, полиция тоже ездит по пешеходным зонам и паркам на электровелосипедах или гольфкарах.
- Полиция. Довольно много мне попадалось полиции на глаза. В общественных местах стоят автобусы постоянно мигают сине-красным и там сидит полицейский и выглядит из окошка. Некие передвижные пункты общественного порядка. Кроме того, некоторые полицейские ходят с палками длиной 1.5 - 1.7 м. Другие на велосипедах или электроавто. По городу ездят на достаточно приличных тойотах.
- Бизнес центры. Когда подходишь к бизнес центру то он выглядит как наш Парус в Киеве, все из стекла и бетона. Но внутри часто все совсем по другому. Есть пропускная система. Высота потолков не превышает 2.5 - 2.8 метра. Двери в офисы стеклянные и можно увидеть у кого что там и как. Так некоторые офисы выглядят: внутри где-то как офис нашего главного инженера на фабрике, или еще хуже. Оргтехника стоит на полу, два - три стола, их забросали образцами с какой продукцией. Наверное там не "понты" гоняют, а работают и зарабатывают.
- Цены. Думал что можно купить себе в Китае что-то недорого. Реально все совсем не так. Известные нам бренды одежды и обуви стоят значительно дороже, чем можно купить в Польше или Италии. Многие бренды местных китайских в такую же цену как Hugo Boss и выглядят не хуже. Качество массмаркет достаточно низкое, точнее тканей. Размеры: надо добавлять 1 или 2 к нашим европейским. Есть торговые центры с роскошным видом, шикарным ремонтом. Там все очень дорого. А есть торговые центры которые внутри выглядит как большой базар только в 10 этажей. Там можно купить что-то дешевле. Достаточно дешевые цены на электронику, я купил кабели для айфона, зарядки, батареи и т.д. Например, качественный кабель для зарядки айфона стоит в них 2-3 долл, а у нас 10-15 долл. Аккумулятор - чехол для айфона - 10-20 долл, а у нас 60-100 долл.
- Телефоны. Все постоянно "зависают" в интернете или в играх на телефонах. На улицах, в метро, в кафе. В большинстве - айфоны. После США для Apple это следующий крупнейший рынок. Уверенно могу сказать, что половина людей ходит с айфонами и большинство из айфонов - 6-7 плюс (то есть максимальный размер). Любят они большие экраны. Кнопочных телефонов не видел ни разу. С смартфонами и старики по 60-70 -? лет гуляют в парке, слушают музыку и занимаются у-шу. В метро на фото видно что почти все в экранах.
И самое главное. У них очень популярны системы платежей Алипий и Вичат. Фактически все через эти системы можно уже покупать в магазине, покупать билеты, рассчитываться между собой, переводить средства, пополнять мобильный. К этим счетам в мобильном привязываются ваши карточки и все. То есть карточек они могут не носить. Это следующий этап развития платежных систем. Пластик для китайцев уже умирает. Если у вас нет в телефоне встроенного чипа чтобы считывать информацию об оплате то сканировании QR code и тогда платите через интернет. В противном случае просто прикладывают телефон к терминалу вместо оплаты и все.
Я видел как человек покупал ребенку игрушки передо мной в очереди. У продавца не было терминала для считывания. Он достал телефон, спросил ее номер телефона фирмы, и в течение 10 секунд перебросил со своего Вичата на счет фирмы по номеру телефона оплату за игрушку! Представляете!
- Здоровье. У меня отель был рядом с парком и я почти каждое утро ходил гулять в парк. Странно было видеть и приятно как группы пенсионеров по 10-20 человек занимаются у-шу или тай-цзы. Поставили рядом магнитофон, играет музыка и они все дружно что-то делают. И таких группок по парку будет 7-10. Кроме того играют в бадминтон. Представьте картинку как у нас бабушки с дедушками по 60-70 лет 2х2 играют в бадминтон. Это при том, что температура на улице + 28-33.
- Партия. Их коммунистическая партия сохранила только название и наверное старую элиту у власти. На телевидении показывают старые патриотические фильмы о борьбе китайских пролетариев против японских тиранов и т.д. Или о том, как их лидер посещает фабрики и заводы и гладит по головке их руководителей. На улицах или в парке местами висят плакаты с красными звездами, серпом и молотом и наш гугл перевел один лозунг так: "Социализм - ядро нашего государства". Несмотря на то нормальные современные передачи, типа "Голос страны" и современные фильмы. Некоторые каналы дублируются английскими субтитрами, что было очень приятно.
- Скоростная железная дорога. Это вообще супер. Можно доехать из большого мегаполиса в ближайшие города до 1000 км. Скорость до 250 км в час. То есть это расстояние Львов-Киев - 2 часа. Есть 2 класс, это так как у нас, 1 класс - тоже как у нас, и бизнес класс. Это когда первый вагон (точнее его половинка) имеет только 12 мест. Это выглядит солиднее, чем бизнес класс в самолете. И своя стюардесса в вагоне. На расстояние 500 км 139 юаней за первый класс. Не более 20 долл. Вагонов в поезде 13. Один раз нас соединили и мы ехали неким скоростным поездом на 26 вагонов.
Железнодорожный вокзал для скоростных поездов Гуанчжоу больше от терминала в Борисполе раз в 5. Пассажиропоток просто нереален. Но если учесть что туда сходится 2 ветки метро и можно с любого конца города добраться в другой город за 500 км метро 30-40 минут и потом еще 2 часа на скоростном поезде то это впечатляет.
- Метро. Ездил в метро только в Гуанчжоу и Шенжене. Все вагоны новые, все станции новые. Путь отделен от пассажиров стеклянной стеной с автоматическими стеклянными дверями. Когда подъезжает поезд, то открываются одновременно двери поезда и двери отгораживающей стеклянной стены. У меня возникало все время вопрос: Как машинисту удается остановить так поезд что двери совпадают?
Билеты на метро: есть постоянные карточки, а можно купить жетон. Жетоны покупаются в автоматах. Кстати все продается в автоматах. Есть кассы с тетей, торгующей жетонами. Выбираете на экране станцию, куда вам надо попасть. Высвечивается цена, вставляете карточку, или деньги, или платите телефоном и получаете жетон.
По нему вы заходите через турникет (прислоняете к определенному месту), а потом по нему выходите (опускаете в турникет жетон). То есть вы не выйдете на другой станции. Только на той куда купили жетон. По карточкам можно как угодно, оно просто считывает средства. Минимальная цена жетона 2 юаня (где-то 7 грн). По маршрут в 15 станций я платил 6 юаней (это где-то 22 грн).
- Сувениры. Это отдельная тема. Был в одном торговом центре где продают только сувениры. Я это все видел в других странах. От морских ракушек на Кей Весте в США или в Хорватии, или сувениров гуцулов в Верховине. Теперь я знаю кто делает деревянные ручки, или разрисовывает писанки.
Если сравнивать с США, то Украина отстает лет на 70-80 экономически и лет на 200 сознанием. Когда смотришь на Китай то на 20. И самое интересное, что эти страны пришли к своему успеху двумя разными путями. США как самую сильную экономику мира создали фактически сами люди, подхватив идею во время гражданской войны. Они отстояли свое право на свободу, право на частную собственность и право на бизнес, который стал основой всего. Поэтому если у них в мэрии будут принимать нагло взятки, кто-то придет и расстреляет мэра, мэрию или подорвет это все. Если чиновник придет и будет требовать что-то, то люди будут отстаивать свои права и не будут избирать популиста, который ничего не делает. Есть исключения, но мы не о них. Рабскую философию люди искоренили из себя. Они не ждут дадут ли им возможность, а берут ее и защищают. Это о том, что мы ожидаем изменения. Ждать можно как в Боливии, 200 лет.
В Китае все наоборот. Руководство страны побуждает людей что-то делать. А со своей стороны гарантирует им определенные права. Это однозначно быстрый путь, но он рабский. Он азиатский. Завтра изменится руководитель и вернет через несколько лет философию всей страны. В США независимо от того, кто будет управлять, чтобы изменить философию нации надо чтобы прошли целые поколения.