Минэкономразвития планирует ввести спецпошлины на автомобили с ЕС
Целью использования указанного механизма специальных мер является поддержка отечественной отрасли легкового автомобилестроения в результате постепенного снижения ставок ввозной пошлины на легковые автомобили происхождением из ЕС (на большинство видов в течение 10 лет с 10% до 0%). В частности это может происходить путем временного повышения ставок ввозной пошлины (не более чем до уровня 10%, но не выше ставки ввозной пошлины (льготной), действовавшей в 2015 году) на легковые автомобили происхождением из ЕС. Механизм никоим образом не может привести к блокированию импорта легковых автомобилей из ЕС, - информирует сайт ведомства.
Предложенный порядок применения механизма специальных мероприятий предусматривает прозрачную процедуру сбора и анализа информации как относительно импорта в Украину автомобилей из ЕС, так и влияния этого импорта на состояние национального производителя. Обязательные консультации со стороной ЕС, в том числе на основе собранной статистической информации, должны способствовать объективному, беспристрастному и взвешенному подходу украинской стороны об использовании возможности введения специальных мероприятий.
В Минэкономразвития заявили, что специальные меры могут быть применены исключительно при наличии всех условий:
- В случае если совокупный объем импорта в Украину легковых автомобилей происхождением из ЕС в течение года достигает 45 тыс. единиц, а его удельный вес в потреблении на внутреннем рынке составляет более 20 процентов (20 процентов на второй год действия Соглашения об ассоциации с постепенным увеличением до 25 процентов) и
- Если совокупный объем импорта легковых автомобилей происхождением из ЕС в Украину в течение последнего 12 месячного периода, превысит предельный объем всех первичных регистраций легковых автомобилей в Украине за тот же период; и
- При этом причиняется значительный ущерб национальной промышленности, производящей подобный товар.
Объем импорта в Украину автомобилей, классифицируемых по коду УКТ ВЭД 8703, происхождением из стран ЕС составил в 2015 году - 38,9 тыс. штук, а за 9 месяцев 2016 - 30,6 тыс. штук.
Таким образом, если в сентябре 2017 года, например, количество импортируемых в Украину легковых автомобилей достигнет 45 тыс. единиц и при этом будут соблюдены другие требования, после консультаций со стороной ЕС Украина будет иметь возможность поднять ставку ввозной пошлины до 10% исключительно на период до конца 2017 года.
При этом, поскольку в соответствии с графиком Украины ставка ввозной пошлины на легковые автомобили (новые, с объемом двигателя более 1500 см3, но не более 2200 см3) происхождением из ЕС в 2017 году составит 8,2%, специальная пошлина не может превышать 1,8% соответственно.
Механизм применения специальных мер может быть применен в течение периода от 2 до 15 лет действия Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (не применялся в течение первого года).
Полномочия по принятию решений по применению специальных мероприятий возлагаются на Межведомственную комиссию по международной торговле, как орган, осуществляющий оперативное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине.
Напомним, что летом 2016 года Президент Петр Порошенко подписал закон о резком снижении акцизов (в 2-28 раз в зависимости от объема двигателя) на бывшие в употреблении автомобили.