Украина и "опиум для народа"
Отец Михаил сидит в комнате на первом этаже дома в Львове, где на стенах висят написанные его "обожаемой супругой Иванкой" иконы. Он дожидается суда. Или, скорее, судилища. Выдвинутые против него обвинения наделали немало шума во Львове. В этом городе на западе Украины, который известен своим национализмом и набожностью, покуситься на этого священника греко-католической церкви – то же самое, что покуситься на Бога. На свободу. На Майдан.
На нем традиционная украинская вышиванка – символ национального самосознания страны. Тем ее менее, по его словам, в этом не нужно усматривать никакой идеологии. Отец Михаил, человек с окладистой бородой и доброжелательным голосом, преподает в католическом университете Львова и с ноября 2013 года ездит вместе со своими студентами на Майдан, который стал эпицентром протестного движения против президента Виктора Януковича. "Я еду с ними как духовный наставник", – говорит он. С ним ездит вся его семья. Старшая дочь Клементина (21 год) была там уже трижды, как и Артем (18 лет), Магдалена (16 лет) и Дмитрий (12 лет). Дома оставалась лишь шестилетняя Эмилия. "Малышка молится и поддерживает нас", – отмечает он.
Фото: Dymyd Mychajlo/facebook.com
Майданский священник
Имя "майданского священника", как его иногда называют, – Михаил Димид. Родился он в бельгийском Шарлеруа. Отец был украинским беженцем, а мать – боснийкой. Сначала он работал на Radio Résurrection в Брюсселе, а затем вернулся во Львов в 1989 году, когда почуял перемену ветра после визита Горбачева к Папе Иоанну Павлу II. В тот момент (еще не будучи священником) Михаил подумал о возвращении на историческую родину.
Сегодня священник Михаил Димид выступает в поддержку Майдана. За Европу? "Против лжи", – отвечает он. И неважно, что на демонстрациях иногда приходится отступать от десяти заповедей: "Если на тебя нападают – защищайся. Самозащита допустима".
Как и все поддержавшие Майдан священники (а их немало), отец Михаил уверяет, что не занимается политикой. Он просто "вместе с народом" и хочет отсечь "от тела Украины зараженную часть". "Зараза засела в сердцах, в том числе, в сердце президента Януковича". Такое религиозно-хирургическое предписание стало причиной визита полицейских, которые занимались поисками активистов "Автомайдана" (эти автомобилисты оказывают поддержку протестующим и перекрывают дороги). Тем не менее, следователя встретил священник, который "не боится никого и ничего, кроме Страшного суда".
Полицейский: "Где вы были 29 декабря в 12:30?"
Он: "Не помню".
Потом ему пришла повестка в суд.
Лайки в Facebook
Святой отец согрешил. Он прекрасно помнит, где был в то самое время. "Рядом с баррикадой!" – смеется он. Помнит он, что в тот момент еще не сел за руль своего пикапа Volkswagen и не выехал вместе со студентами на дорогу в Новые Петровцы, которая ведет к резиденции президента Виктора Януковича "Межигорье". В этом дворце есть собственный теннисный корт и оборудована вертолетная площадка… Другими словами, он воплощает в себе все излишества власти.
Священник уверяет, что после неприятностей с полицией он получил тысячи сообщений со словами поддержки и "лайков" в Facebook.
Верит ли Майдан в бога? Вера пробудилась в Киеве в конце ноября, после избиения студентов, принявших участие в протестах. Десятки верующих нашли прибежище в стенах Михайловского Златоверхого монастыря Киевского патриархата, скрываясь от преследований полицейских. "Когда человек страдает, он обращается к Богу, – уверен отец Андрей Холуков. – Церковь не была бы церковью, если бы не предложила этим людям убежище".
Фото: Max DeadArtist / fasebook.com
Отец Андрей тоже молится на Майдане и проводит там целые дни, как в собственном приходе. Он принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата, тогда как отец Михаил состоит в Украинской греко-католической церкви, которая придерживается византийской традиции, но подчиняется Риму. Разделение двух церквей уходит корнями в Брестскую унию 1596 года. Как бы то ни было, сегодня отца Андрея и Михаила объединяет общая цель. Их "официальная" задача – сражаться за свободу. А "неофициальная" – избавить страну от воплотившегося в Викторе Януковиче зла. "Украинцев объединяет общая пища, общее дело и общий враг. Сегодня у народа - гораздо больше общего", – удовлетворенно отмечает отец Андрей. Но "церковь всегда выступает не против человека, а против поступков", – уточняет он.
А шокирующее поведение власти прекрасно видно даже на YouTube: избитые люди, бесчинства бойцов спецотряда "Беркут", потасовки "титушков" (это мелкие хулиганы, которые готовы драться за власть за пару гривен). Этого более чем достаточно, чтобы подтолкнуть церковь к действию.
Главный сторонник
На Майдане глазам открывается причудливый танец сутан самых разных цветов вперемешку со спортивными костюмами и бронежилетами. Каждый час проходит служба. На сцене пламенные оппозиционные речи сменяются псалмами. А одна из палаток превратилась в полевую церковь. "Майдан сделал для веры больше, чем 20 лет независимости", – улыбается отец Михаил.
Его церковь поддерживает народное движение активнее православных "коллег", а сам отец Михаил входит в число главных сторонников Майдана. Если не сражается "за Украину" в Киеве, то сидит в своем кабинете во Львове и пишет "проповедь дня для Майдана". Верующие могут ознакомиться с ней на его странице в Facebook.
Православные священники Московского патриархата (по слухам, они поддерживают связи с Кремлем и властью) не афишируют своего участия в движении. Или совсем не участвуют в нем. Терпимые люди скажут, что эта церковь просто "по-другому" помогает революции. "Они молятся за мир", – говорит один священник греко-католической церкви с Майдана. Как бы то ни было, он вынужден признать, что "редко" видит их на площади. Отец Андрей Холуков высказывается на их счет не в пример жестче: "Если священник поддерживает зло, значит, он связан с этим злом".
Церковь стала ориентиром
Украина – это настоящий плавильный котел из католиков, представителей нескольких православных течений и протестантов. Тем не менее, ей удалось (пусть и на время) объединить свои церкви в нечто вроде священного союза против "насилия" и угроз "разделения" Украины. Январские репрессии смазали исторические линии разлома: 22 января Всеукраинский совет церквей выпустил обращение в поддержку Майдана, которое подписал управляющий делами Украинской православной церкви Московского патриархата Антоний. Как утверждает преподаватель философии из Киево-Могилянской академии Константин Сигов, верующие активисты сказали им за это "большое спасибо". "Майдан преподнес немало сюрпризов", – добавил он.
Фото: Sergey Glazgo/facebook.com
Сейчас на Украине люди ощущают себя преданными властью, не доверяют полиции и элите. В таких условиях церковь становится для них важнейшим ориентиром.
Запрещенная в советскую эпоху вера разошлась по площадям и дорогам, а во главе ее стоят отец Михаил и греко-католическая церковь. Во Львове, у изящных стен Костела Петра и Павла проводится сбор теплых вещей и лекарств для "революционеров". Список необходимого вывешен рядом с пожертвованиями для прихода. Указаны даже магазины, где верующие могут все это купить. Не хватает разве что указания рекомендованных цен.
Религия проникла повсюду, открыто или незаметно на первый взгляд. Похищенный врагами Майдана оппозиционер Дмитрий Булатов ведь не просто так говорил, что его не только пытали, но и "распяли"?
"Сомнительная нравственность"
Вездесущность "опиума для народа", который поднимает дух толпы и восхваляет новых мучеников, вызывает явное раздражение в Кремле. В конце января Владимир Путин обрушился с критикой на священников с западной Украины, которые якобы "призывают толпу ехать в Киев и громить правительство", "чтобы в нашем доме не командовали чернокожие, москали и жиды". Украинские власти пошли еще дальше и пообещали "положить конец деятельности" греко-католической церкви под тем предлогом, что она нарушает закон, проводя службы вне храмов. Это большая ошибка, потому что в стране еще жива память о диссидентах, которых отправляли в ГУЛАГ за религиозные убеждения. Вера на Майдане лишь вспыхнула с новой силой.
Остается одна загадка. Как Европе, земле прав человека, но в то же время и абортов, однополых браков и презервативов, удалось привлечь на свою сторону украинские церкви? Почему священники с риском для собственной жизни поднялись на баррикады, чтобы сблизиться с Евросоюзом, который раньше неоднократно критиковали за его "сомнительную нравственность"? У отца Михаила есть ответ: "Разумеется, там есть перегибы. Но я вижу только свободу". Как только суд закончится, он собирается вернуться на Майдан. Чтобы молиться.
Оригинал: Le Monde
Перевод: inoСМИ.ru