Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Украинское вагоностроение может остановиться уже в 2021 - руководители заводов

Украинское вагоностроение может остановиться уже в 2021 - руководители заводов
Фото: zn.ua
Профицит в Украине ввезенных из РФ списанных грузовых вагонов и вагонов с удлиненным сроком эксплуатации, повлекший многократное падение производства на украинских заводах из-за отсутствия заказов, может привести к полной остановке этой отрасли, считают руководители вагоностроительных и логистических компаний.

"Сегодня сложилась катастрофическая ситуация с внутренним производством грузовых вагонов (их локализация в Украине превышает 95-97%), прежде всего из-за колоссального профицит ввезенных из РФ списанных вагонов и вагонов, на которые продлевается срок эксплуатации. Поэтому 2021-й может стать годом полной остановки украинской грузового вагоностроения", - отметил генеральный директор "Аурум Груп" (в ее состав входит производитель вагонов "Дизельный завод") Андрей Жарий на пресс-конференции в Киеве в четверг, сообщает "Интерфакс-Украина".

Согласно приведенным данным, на сегодня в Украине зарегистрировано около 190 тыс. грузовых вагонов частной и госсобственности, и за счет продления сроков эксплуатации около 64 тыс. вагонов (43,5% всего подвижного состава) исчерпали нормативный ресурс.

При этом за 2016-2019 гг. в Украину было ввезено из РФ 18 тыс. списанных вагонов.

"В настоящее время действует запрет на ввоз старых вагонов с РФ до конца года, но лазейки все же находятся, например, режим временного ввоза, у нас есть факты их ввоз. Поэтому настаиваем на необходимости запрета ввоза иностранных вагонов не только в режиме импорта, но и в режиме временного ввоза до конца 2021", - сказал директор компании "ТАС-Логистик" Владимир Иващенко.

По данным и.о. директора по сбыту и маркетингу Крюковского вагоностроительного завода Юрия Брусника, сегодня в области вагоностроения работают около 12 тыс. человек (с учетом работников в смежных отраслях - около 60 тыс.), тогда как в 2011 году - 32 тыс.

При этом в Украине еще действуют пять предприятий (КВСЗ, "Днепровагонмаш", "Дизельный завод", завод "Карпаты" и Попаснянский ВРЗ), тогда как в 2019 году их было 12, а девять лет назад - 18.

"КВСЗ за восемь месяцев выпустил лишь 242 вагонов, а фонд зарплаты по итогам января-августа мы сократили более чем на 60%", - сообщил он.

Технический директор АО "Днепровагонмаш" Александр Жуков сообщил, что завод в этом году потерял около 32% рабочих мест, фонд зарплаты снижен на 54%, а производство вагонов снизилось почти в четыре раза (за восемь месяцев произведено 382 вагона).

В целом, согласно приведенным данным, украинские заводы в январе-августе 2020 реализовали лишь 1,579 тыс. Ед. грузовых вагонов против 10,182 тыс. годом ранее.

"Кроме того, что нет заказов на грузовые вагоны, у нас нет заказов на среднее и мелкое литье для ремонта вагонов: объем заказов от "Укрзализныци" снизился в 30-50 раз. Такого положения не было никогда, то есть, видимо, нужно усиливать контроль за ремонтами вагонов структурами "Укрзализныци", - считает директор МП "Днепродзержинский сталелитейный завод" Александр Закирбаев.

По его словам, с начала этого года завод также вынужденно сократил 50% персонала (сейчас 900 работников), а программы обучения новых работников предприятие вынуждено было свернуть из-за расходов.

Катастрофической из-за наличия дешевых списанных вагонов с РФ или вагонов с продленным сроком эксплуатации считают ситуацию и в логистических компаниях.

"У нас собственный парк украинских вагонов (500 ед.), В которые вложены средства, но из-за отсутствия реального запрета на ввоз вагонов с РФ нам как инвестору вообще невыгодно работать в Украине, наши неоднократные обращения в различные инстанции ничего не дали. В Мининфраструктуры форуме реальной программы обновления парка, нет реакции на наработку рынке. Покупая новые вагоны, испытывая долговой нагрузки, мы фактически конкурируем с металлоломом", - считает заместитель директора по правовым вопросам" Первой логистической компании "Дмитрий Троекуров.

По словам Иващенко, на сегодняшний день компания «ТАС-Логистик" имеет парк в 1,800 тыс. вагонов, в которые инвестировано $80 млн.

Участники пресс-конференции напомнили, что эксплуатация изношенных и устаревших вагонов составляет ряд рисков, в частности разрушения верхнего строения путей, в три раза по сравнению с нормативными (до 8,3 раза в год) увеличивается количество внеплановых ремонтов и простоев парка.

Кроме того, снижается конкурентоспособность железнодорожных перевозок по территории Украины (по 2018 автотранспортные перевозки выросли на 6,3%, а железнодорожные снизились на 5%).

В связи с ситуацией, сложившейся участники пресс-конференции сформировали ряд требований к Кабинету Министров Украины. В частности, внедрить полный запрет ввоза в Украину грузовых вагонов со сроком эксплуатации, прошедшее или продлен, всех юрисдикций, запретить с 1 октября текущего года процедуру новых продолжений сроков эксплуатации вагонов (кроме дефицитных), усилить технические требования и ответственность за эксплуатацию продленных вагонов.

Кроме того, вагоностроители и логисты предлагают запретить или существенно ограничить использование иностранных вагонов во внутренних перевозках (режим временного ввоза), утвердить правительственную программу, предусматривающую механизмы стимулирования потребителей к обновлению подвижного состава.

"Финальным результатом выполнения требований должно стать обновление украинского парка подвижного состава как минимум на 12 тыс. Новых грузовых вагонов ежегодно" , - считают участники пресс-конференции.

При этом они предлагают правительству свою разработанную программу восстановления железнодорожного сектора, прямой эффект от которой за пять лет, в частности, составит 106 млрд грн дополнительного производства, или 2,65% роста ВВП, 14,8 тыс. рабочих мест в вагоностроении и к 30 тыс. рабочих мест в смежных отраслях.

"Мы просим правительство в течение двух недель принять решение по этим вопросам. Уже неоднократно президент и премьер Украины обещали их решить, они в курсе ситуации. И мы не исключаем, что работники предприятий, оставшись без работы и зарплаты, захотят выйти к стенам Верховной совета или Кабмина со своими требованиями", - резюмировали участники круглого стола.
К теме: Укрзализныця запретила российские вагоны