Вице-премьер Кулеба: Лучший "план Маршалла для Украины" - это прямые иностранные инвестиции
Эксклюзивное интервью вице-премьер-министра Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Дмитрия Кулебы агентству "Интерфакс-Украина".
Прошло четыре месяца с назначения правительства и вас в должности вице-премьера. Все происходит так, как вы ожидали?
Пожар идет по плану. Мы решили несколько проблем, унаследованных от предыдущего правительства. На втором треке мы продолжили те позитивные инициативы, которые были введены нашими коллегами. Третий элемент - мы задали новую амбициозную динамику в отношениях с ЕС и НАТО, для того, чтобы в следующем году выходить на качественно новые инициативы и приоритеты в сотрудничестве.
Я особенно доволен одним результатом, на который широкой общественности не обратил внимания. Проблема, которую мы унаследовали, - это то, завис завершения укладки четырех соглашений с Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития на реализацию очень конкретных проектов в Украине. Речь идет о метро в Харькове, водоканал в Николаеве, безопасность дорожного движения и электрификацию участка железнодорожного направления Долинская-Николаев-Колосовка. Два-три министерства пару лет не могли договориться между собой, как согласовать уже подписаны соглашения и передать их на ратификацию в парламент. Пришлось в ручном режиме всех связывать, буквально носить документы в руках, чтобы решить этот вопрос на уровне Кабмина, а затем провести эти проекты соглашений через Офис президента и Верховную Раду. Все четыре соглашения были ратифицированы, и этим мы спасли 480 млн евро, которые пойдут на конкретные проекты. Я очень доволен и горжусь этим.
То есть, совсем нет никаких разочарований за это время?
Ну, какое же разочарование ... Это как говорят: "Назвался груздем - полезай в кузов". Я взялся за эту работу. У нас все происходит динамично, в знаменитом "турборежиме", который работает не только в парламенте, но и в правительстве. Всегда есть сложности, мелкие разочарования, но каких-то глобальных разочарований у меня пока нет. Главное, что мы движемся вперед.
В недавнем отчете ЕС о выполнении Соглашения об ассоциации в целом довольно положительно оценили действия новой власти, в частности "турборежим". Но все же у европейцев останутся много вопросов к Украине. В частности, есть нарекания на отсутствие реформы СБУ. Почему мы тянем?
Когда я в сентябре был в Брюсселе в Еврокомиссии, "турборежим" уже работал на полную и вызвал серьезное беспокойство наших европейских коллег. А когда я пришел в Еврокомиссию в начале ноября и проводил встречи с теми же людьми, то они были вообще уже удовлетворены "турборежимом". Потому что они видели, что парламент принял ряд важных для евроинтеграции законы, которые годами не принимались из-за того, что разрушали коррупционные схемы и неэффективные экономические модели. Поэтому, "турборежим" продемонстрировал, что это модель, которая работает и позволяет принимать очень важные решения.
Когда речь идет о реформе СБУ, то, честно вам скажу, я выступаю против применения к ней "турборежима". И я рад, что он к ней не применяется, что мы идем медленно, шаг за шагом, но очень тщательно. Потому реформировать СБУ - это как отключить атомную бомбу. Если вы перережете не тот провод, то просто все взорвется. Здесь нужна хирургическая точность, аккуратность и взвешенность в принятые решений. Динамика. Президент и председатель СБУ абсолютно привержены идее реформировать этот орган. Я думаю, что уже видно, что СБУ стала прозрачной и более подотчетной, но каким образом ее реформировать, чтобы превратить в эффективную структуру, - эти дискуссии продолжаются. Главное, что они не замороженные, процесс идет. Проходят консультации с НАТО и с консультативной миссией Европейского Союза. Они получили законопроект по реформе СБУ и выразили свою позицию, что им нравится, что нет.
Но из того, что выразил ЕС выходит, что в законопроекте, который готовится, все же сохраняются полномочия СБУ по борьбе с организованной и экономической преступностью, и наши партнеры против этого.
Мы идем вообще к изменению понимания, что такое борьба с экономической преступностью. Однозначно, что СБУ будет действовать в рамках логики закона о национальной безопасности и будет существенно усиливать свои функции по предотвращению и борьбе с вражеской разведывательной деятельностью других государств на нашей территории и с терроризмом. То есть, контрразведка и антитеррор. Но мы живем в реальности, в которой украинские предприятия или определенные сектора экономики представляют большой интерес именно для разведок других государств или для потенциальных террористов. Поэтому, борьба с экономической преступностью в этом плане как раз ложится в логику контрразведывательной деятельности. Я хочу подчеркнуть, что не надо зацикливаться на одном конкретном пункте закона. В конце концов, наши партнеры будут оценивать закон в целом, насколько он вообще сбалансирован. И мы сейчас ищем этот баланс.
Эта норма не станет камнем преткновения?
Это точно не станет блокирующим фактором или камнем преткновения. Сейчас мы еще не можем точно сказать, в каком виде и как это положение будет существовать в теле закона. Но самое главное, чтобы закон целостно был эффективным и реформаторским, а все остальное будет предметом договоренностей и переговоров с нашими партнерами.
Еще одной болезненной темой является мораторий на экспорт леса-кругляка. ЕС говорит, что предоставлял свои предложения, но Украина их все отрицает. Каково ваше видение выхода из этой ситуации?
Европейский Союз - это не благотворительная организация. Европейский Союз - это наш партнер, у которого также есть свои экономические интересы, которые он защищает. У нас тоже есть свои экономические интересы, которые мы защищаем. Я лично против моратория на лес-кругляк, и вообще моратория на какие экспортные операции с ЕС. Но так случилось, что в течение лет у нас в ряде сфер экономики и политики доминировала или коррупция, или тупость. Поэтому, я выступаю за мораторий на "тупняк", а не булыжник. Мораторий был введен как временная мера до момента выработки эффективной политики в этой сфере.
Но мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное.
Да, это не очень эффективная история по определению. Вот и начался второй этап "тупняк", когда говорили, что мораторий является, а когда потом займемся решением этого вопроса. У нас в правительстве сейчас является приоритетной тема создания эффективных рынков с одинаковым правилам игры там, где не было рынков вообще, или где рынки существовали, но с не равными правилам. И сфера вырубки и деревообработки - это одна из таких сфер. Мы этим занимаемся. Обсуждаем с ЕС, как двигаться дальше. Главное, что мы пытаемся деполитизировать этот процесс и найти эффективные экономические решения, которые равномерно защищать и интересы Евросоюза, и наши интересы. У нас, вообще, любой мораторий - это источник теневой экономики. Поэтому стратегическая цель - отказаться от моратория. Но сделать это можно будет тогда, когда в Украине будет действовать эффективная экономическая политика в этой сфере.
То есть, в ближайшие годы не ждать?
Давайте будем оптимистами.
Также в отчете подчеркивают ограниченность реформ в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Что именно не устраивает наших партнеров?
Там основная проблема в сфере патентов. В принципе, даже за эти четыре месяца уже принято несколько решений, которые усиливают защиту интеллектуальной собственности. Например, вы знаете, что «коньяк» скоро будет не «коньяк»? Я был в Херсоне, мне там рассказали о героические усилия местных производителей этого напитка, приложенные для того, чтобы найти какую-то альтернативное название, например, «асканьяк». Есть проблемы в защите географических названий, патентов, но мы работаем над решением этих вопросов. В частности, Министерство экономики запустило перезагрузки соответствующих органов власти в этой сфере именно для того, чтобы убрать оттуда различные схемы и игру с нормами законодательства. Эта тема приоритетная не только для Евросоюза или Соединенных Штатов Америки, но и для самой Украины, где мы теряем очень много денег и вредим своей репутации в мире из-за нарушения авторских прав.
У нас с этим вообще трудно. По сравнению с западными странами, у нас никто не платит за контент.
Когда я работал три года во Франции, то подписался и остаюсь подписчиком Netflix. Приехав в Украину, я тоже подписался на платный ресурс, чтобы потреблять только лицензированный контент. Поэтому, на самом деле, решение вопросов интеллектуальной собственности - это не только задача государства, это задача каждого гражданина. Пока мы не перестанем жлобитися и не поймем, что фильм - это такой же продукт, за который надо платить, а не потреблять его даром, потому что мы самые умные и знаем специальные сайты, до эта проблема решена не будет. Сколько бы государство не устанавливала честных правил, запретов и не ловила за руки нарушителей, пока мы сами массово не воспримем, что за контент надо платить, порядка в этой сфере не будет.
Но можно сделать так, как недавно сделали с игровыми залами, начать массово закрывать эти сайты, чтобы люди просто не имели где скачать пиратский контент.
Я убежден, что к этому неизбежно все придет. Но здесь надо построить систему, чтобы все причастные игроки имели свободу и институциональную способность это делать. Все же очень умные, и завтра ты заблокирует один сайт, накроешь одни серверы, они через несколько дней возродятся в другом географическом домене. Поэтому здесь и нужен двойной движение: и со стороны государства, и со стороны граждан.
Данный отчет ЕС предисловием в Совет ассоциации Украина-ЕС, который состоится в Брюсселе 28 января 2020. Ожидания относительно результатов встречи?
Меня в Раде ассоциации интересует только одно - увидеть новую амбицию Европейского Союза в отношении Украины, все остальное - детали. У нас есть куча общих тем, общих идей, но я хочу увидеть четкий сигнал от новой Европейской Комиссии новому правительству Украины, что они видят все, что мы делаем, и готовы идти нам навстречу. Вот есть же информационная кампания ЕС и лозунг "Moving Forward Together" - "Идем вместе". Я хочу полноценную имплементацию этого лозунга Евросоюза в финальном документе Совета ассоциации.
Что это значит, если перейти к конкретике? Нам нужна четкая дорожная карта по имплементации 27-го энергетического приложении к Соглашению об ассоциации. Другая тема - это "промышленный безвизовых", где необходимы четкие сигналы и обязательства относительно дальнейших шагов со стороны ЕС. Также необходима готовность Евросоюза рассматривать Украину как контрибутора европейской "зеленой соглашения", которая является магистральной темой новой Комиссии. Среди прочего, интеграция в цифровой рынок, новую повестку дня в сфере юстиции, свободы и безопасности, а также согласие Европейского Союза на новое приложение к Соглашению об ассоциации в этой сфере. То есть, это очень предметные вещи, которые соответствуют интересам и ЕС, и Украина при одном условии - что со стороны Евросоюза будет такая же сильная амбиция двигаться дальше, как и со стороны Украины.
Вы упомянули о "промышленный безвизовых", или Соглашение ACAA. Насколько я понимаю, Украина полностью выполнила свое домашнее задание по этому проекту?
Абсолютно. Более того, сложилось впечатление, что коллеги в Брюсселе не ожидали, что мы сможем выполнить эти требования. Теперь мы хотим от них очень простой вещи - шага навстречу, а именно - оценочную миссию, которая приедет и скажет, что хорошего в том законодательстве, мы постановили, что плохого, и даст нам конкретный вывод. Мы их замечания учтем и перейдем к следующим этапам. Я думаю, потом они пришлют еще одну миссию, чтобы оценить, как мы устранили недостатки, а тогда только мы выйдем на подписание соглашения. Я коллегам в ЕС говорю, что "промышленный безвизовых" нужен им не меньше, чем нам. Это и сбалансирования нашей торговли, где доминирует сельское хозяйство, и главное, это новые возможности для бизнеса стран ЕС в Украине. Если Евросоюз хочет реально укреплять свои экономические возможности не только в регионе, но и в мире, он может это сделать только вместе с Украиной. Все, что нужно сделать нашим европейским партнерам, это отказаться от некоторых предубеждений, которые они имеют. Например, есть такой аргумент с их стороны: ЕС "промышленный безвизовых" с Израилем, но это маленькая история, а Украина - это уже большая история; если мы заключим эту сделку с Украиной, то откроем "ящик Пандоры", и мы не знаем, куда нас это приведет ". Ну, сорри, коллеги. Ваша задача - вернуться на мировую арену, как глобальная экономическая мощь вы должны использовать любую возможность нарастить экономические мышцы и стать более привлекательными, а не искать аргумент, каким образом вам этого не делать. Если они будут руководствоваться страхом, тем больше пострадает Евросоюз, чем мы. ЕС "промышленный безвизовых" с Израилем, но это маленькая история, а Украина - это уже большая история; если мы заключим эту сделку с Украиной, то откроем "ящик Пандоры", и мы не знаем, куда нас это приведет ". Ну, сорри, коллеги. Ваша задача - вернуться на мировую арену, как глобальная экономическая мощь вы должны использовать любую возможность нарастить экономические мышцы и стать более привлекательными, а не искать аргумент, каким образом вам этого не делать. Если они будут руководствоваться страхом, тем больше пострадает Евросоюз, чем мы. ЕС "промышленный безвизовых" с Израилем, но это маленькая история, а Украина - это уже большая история; если мы заключим эту сделку с Украиной, то откроем "ящик Пандоры", и мы не знаем, куда нас это приведет ". Ну, сорри, коллеги. Ваша задача - вернуться на мировую арену, как глобальная экономическая мощь вы должны использовать любую возможность нарастить экономические мышцы и стать более привлекательными, а не искать аргумент, каким образом вам этого не делать. Если они будут руководствоваться страхом, тем больше пострадает Евросоюз, чем мы. как глобальная экономическая мощь вы должны использовать любую возможность нарастить экономические мышцы и стать более привлекательными, а не искать аргумент, каким образом вам этого не делать. Если они будут руководствоваться страхом, тем больше пострадает Евросоюз, чем мы. как глобальная экономическая мощь вы должны использовать любую возможность нарастить экономические мышцы и стать более привлекательными, а не искать аргумент, каким образом вам этого не делать. Если они будут руководствоваться страхом, тем больше пострадает Евросоюз, чем мы.
Реально выйти на подписание первого соглашения в рамках ACAA уже в 2020 году?
Это моя цель и моя задача. Наверное, я не должен публично брать на себя такое обязательство, но это задача, которую я перед собой ставлю. Евросоюз - очень сложный механизм. И, безусловно, есть тысяча и один способ бюрократического торможения любых процессов и со стороны ЕС, и со стороны Украины, но мы хотим двигаться. Для нас очень показательным будет само заседание Совета ассоциации, потому что она продемонстрирует нам, ЕС хочет действительно двигаться вместе с нами, или все хочет использовать различные инструменты для торможения процесса.
Также Украина выполнила все обязательства по программе макрофинансовой помощи ЕС. Когда можно ожидать выделения второго транша?
13 декабря Министерство юстиции зарегистрировало приказ Назка о доступе НАБУ к данным реестра Назка, а это была как раз одно из требований Евросоюза, - по созданию целостной системы доступа всех ко всем. Вторым требованием было принятие закона об отмывании денег. Очень сложный закон, который не просто нам дал, но мы его приняли, и наши усилия оценены Европейской Комиссией. Поэтому, формально все требования выполнены. Единственное, что макрофин ЕС находится в определенном контексте отношений Украины с Международным валютным фондом, успешного завершения наших переговоров с МВФ.
То есть, до завершения этих переговоров и заключения соглашения транша по макрофину не будет?
Я сохраню здесь определенную тактическую паузу в ответе, потому что это деликатный момент в переговорах. Потому что, знаете, когда речь идет о МВФ, то действует известное американское правило: "Все, что вы скажете, может быть использовано против вас». Я не хочу, чтобы что-то было использовано против нас, потому что мы сейчас действительно много делаем, чтобы все было хорошо и с МВФ, и с ЕС.
Планируются переговоры по новой пятой программы макрофинансовой помощи?
Я очень надеюсь, что у нас будет ломиться бюджет денег, и нам не понадобится ни макрофинансовая помощь ЕС, ни помощь МВФ. Но я бы не исключал, что нам понадобится пятый транш для поддержания макрофинансовой стабильности, потому что 2020 будет очень тяжелый. Но давайте решать проблемы по ходу их наступления. То есть, получим транш по четвертой программе, далее будем смотреть, как мы будем проходить через 2020 года, и будем думать о пятой программу макрофинансовой помощи.
Идет работа по "плану Маршалла для Украины"?
Я глубоко убежден, что лучший "план Маршалла для Украины" - это прямые иностранные инвестиции. Но я так же благодарен тем коллегам из некоторых стран Европейского Союза, разработали этот план и продвигают его. Пока мы не видим готовности самого Евросоюза идти в эту историю, но работа над этим проектом продолжается, поэтому посмотрим, чем она закончится.
С чем связана эта неготовность?
По состоянию на сейчас определенные форматы оказания помощи и развития взаимодействия с Украиной. И я от имени правительства могу подчеркнуть, что мы очень благодарны за всю поддержку, которую Европейский Союз предоставил Украине, начиная с 2014 года. Этому объема помощи просто еще не придумали красивого названия. О "плане Маршалла" все слышали, хотя о его сути мало кто знает. А здесь обратная история: огромная куча помощи оказана, но нет красивого названия, чтобы ее закрепить в человеческой памяти. Давайте так, "Европлан для Украины" действует с 2014 года и является довольно эффективным. В Европейском Союзе вопрос, нужен ли дополнительный "план Маршалла" к этому "европлану", они между собой это выясняют. Но я не вижу пока никаких индикаторов того, чтобы в ЕС были какие-то мысли о необходимости свертывания помощи, или о том, что Украина стала менее важной.
Вот вы сказали, что лучший "план Маршалла" - это прямые иностранные инвестиции, но, если снова вернуться к отчету ЕС, о котором мы говорили в начале, то там тоже были положения, бизнес-климат в Украине не очень благоприятен для таких инвестиций .
Это же отчет о круглый год. Я думаю, что за последние четыре месяца благодаря усилиям президента, парламента и правительства было сделано очень много шагов, чтобы существенно улучшить бизнес-климат. Я убежден, что по результатам следующего года мы еще поднимемся существенно в рейтинге Doing Business. Кстати, я общаюсь с послами, с иностранными бизнесменами, и вижу общий осторожный сигнал от них: они замечают, что ситуация становится лучше. Хотя есть такое впечатление, что Украина с прямыми иностранными инвестициями то порча. Есть куча стран в мире, где есть системные проблемы, но они привлекают инвестиции, а у нас с этим трудно. Поэтому будем работать, чтобы ситуация выровнялась, и снимем эту "порчу".
ЕС постоянно настаивал на решении вопроса выплат пенсий на неподконтрольных украинскому правительству территориях Донбасса. Недавно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект по этому поводу. Почему такая инициатива появилась только теперь и насколько она реалистична?
Для ЕС выплата пенсий на оккупированной территории - это правозащитный вопрос, это очень важный нюанс. Они не могут не настаивать на том, что нужно делать, но они так же понимают, что одно дело хотеть что-то сделать, а другая - это иметь техническую и политику безопасности возможности. Сейчас в нынешней реальности, таких возможностей нет. Есть механизм, как ты можешь получать свою пенсию, но он связан с выездом на подконтрольную правительству Украины территорию. Поэтому, решение этой проблемы непосредственно завязано на процесс деоккупации. Будет там Пенсионный фонд, будут работать платежные системы - можно будет двигаться дальше.
То есть к этой недавней законодательной инициативы вы относитесь скептически в сегодняшних условиях?
Нет, законодательные инициативы должны быть, потому что нужно постоянно искать пути решения вопроса, но я считаю, что этот вопрос реально может быть решен только в контексте деоккупации.
По этому поводу была еще одна новелла, предложенная руководителем Донецкой военно-гражданской областной администрации Павлом Кириленко, который заявил, что ОБСЕ может взять на себя функцию доставки пенсий на оккупированные территории. Эту инициативу можно рассматривать серьезно?
Я понимаю давление на местах, потребность выходить с креативными идеями. Я не в курсе этой инициативы, поэтому не хочу критиковать коллегу, возможно, он что-то видит на месте, чего я не вижу. Как по мне, лучшим вариантом было бы, если бы миротворцы выдавали пенсии на оккупированной территории. Это шутка.
Насколько санкции США по "Северному потоку 2" является панацеей для нас? Все идет к тому, что проект все равно будет реализован, только с небольшими задержками.
Во-первых, санкции США были весомым аргументом, склонил россиян к переговорам по транзиту газа. Во-вторых, вообще никакие санкции не являются панацеей сами по себе. Но совершенно бесспорно, что эти санкции затормаживают строительство "Северного потока 2" не на несколько месяцев, а на значительно более долгий период. И так же безоговорочным фактом является то, что строительство "Северного потока 2" становится еще дороже. И если уж Россия решит потратить огромные, ничем не подкрепленные суммы на то, чтобы обойти Украину в вопросах транзита газа, пусть тратит. Чем больше они потратят на бессмысленные проекты, тем лучше.
В Германии сразу заявили, что негативно оценивают экстерриториальные санкции США против участников строительства "Северного потока 2" и расценивают это как вмешательство во внутренние дела. Это не повлияет на отношения Украины и ЕС?
У нас с немецкими коллегами очень честная позиция. Мы им говорим: "Уважаемые, мы реально любим, мы очень вам всего благодарны, вы наш надежный друг и партнер, но есть один вопрос, в котором у нас есть принципиальное расхождение и поэтому давайте договоримся: мы не будем соглашаться относительно" Северного потока 2 ". И мы честно и публично противодействовали этому проекту, потому что это вопрос нашей стратегической национальной безопасности. Мы понимаем недовольство немецких партнеров, но мы не противодействуем Германии в этой истории, мы противодействия планам Российской Федерации исключить Украину из матрицы транспортировки газа в Европейский Союз. Это не антинемецкая политика, это проукраинская политика, которая защищает нас от агрессивных действий России в газовой сфере.
Что для нас означает достижение договоренностей с Россией о транзите газа?
Мы, благодаря соглашению о транзите и санкциям против "Северного потока 2", выиграем стратегический время для того, чтобы принять все необходимые меры для укрепления своей энергетической безопасности и минимизации негативного влияния "Северного потока 2". Я думаю, что они его все же достроят, вопрос только во времени и средствах. Но в течение этого времени наша газотранспортная система не будет стоять пустой и будет. Также мы на этом зарабатываем деньги и остаемся в хороших отношениях с Европейским Союзом, который получает свой газ. Среди прочего, мы завершим реформирование и модернизацию энергетической сферы, в частности в сфере транспортировки газа. Это главные достижения транзитного соглашения. Кроме того, впервые "Газпром" согласился выполнить арбитражное решение и выплатить Украины 3 млрд долларов, а 3 млрд на дороге не валяются. Это очень важный прецедент для "Газпрома", что если они снова будут жульничать и пытаться играть не по правилам, то уже есть случай фактического признания решения и его исполнения. Это будет сдерживающим фактором.
Мы в этом вопросе выбрали "синицу в руке"?
Да. Чем гоняться за стаей журавлей, мы выбрали синицу в руке, это рациональная соглашение. Я специально попросил сделать мне аналитику по поводу того, как реагируют в России на заключение транзитного соглашения, и там народ очень взволнован: "как это так, каким Украинский заплатить 3 млрд долларов, вы же обещали, что мы их отрежем от всего, а они опять будут качать наш газ ". То есть люди там этого не понимают. Я реакцией россиян на транзитное соглашение доволен. Это реалистичная соглашение, стабилизирует систему, позволяет избежать газовой войны, но при этом защищает наш интерес и дает нам дополнительных пять лет, чтобы спокойно принимать решения для укрепления нашей энергетической безопасности.
Как вы относитесь к прямым поставкам газа из России?
Я считаю, что мы еще не созрели для возвращения на прямые поставки. Но вопрос даже не в этом. Моя цель как вице-премьер-министра по евроинтеграции состоит в том, чтобы газовый рынок Украины функционировал исключительно на основе норм Европейского Союза, Третьего энергетического пакета, и чтобы наша энергетика была интегрирована в европейскую энергетику. Нигде в правилах Евросоюза не написано, что ты не должен покупать газ в определенной страны. Вопрос в том, чтобы Россия больше никогда не использовала газ как инструмент шантажа или коррумпированию национальных элит, как это было все предыдущие годы независимости до 2014 года, когда мы прекратили эту историю. Поэтому, когда мы создадим целостный энергетический газовый рынок по нормам ЕС, мы не можем запретить компаниям покупать газ у "Газпрома" в соответствии с их договоренностей, но "Газпром" будет играть в Украине исключительно по европейским правилам и нормам. Он не будет монополии, не будет возможности навязывать свои условия, подкупая чиновников, он будет одним из игроков.
Я хочу напомнить, что в 2014 году Украина была крупнейшим клиентом "Газпрома". Я абсолютно убежден, что Украина уже никогда не будет крупнейшим клиентом "Газпрома", так как диверсификация рынков и функционирования газового рынка в нормах Евросоюза просто не позволит этому случиться. Кто будет покупать напрямую у "Газпрома", значит так будет. Возможно, теоретически, "Нафтогаз" будет покупать напрямую у "Газпрома" на определенном этапе, но исключительно в рамках рыночных механизмов, без коррупции, шантажа и без "газовой иглы". Я убежден, что все это мы оставим позади.
Расскажите, что ожидать от заседания Комиссии Украина-НАТО на уровне постоянных представителей государств-членов, который состоится 15 января?
Жду, что она наконец состоится, потому что сначала заседание планировалось на декабрь, но союзники попро<