Компании Рината Ахметова, до сих пор добросовестно обеспечивавшие жизнь на оккупированных территориях (сети супермаркетов «Брусничка» и заправок «Параллель»), вдруг объявили о прекращении своей работы в ДНР и ЛНР.
Симптоматично, что в тот день, когда компании Ахметова объявили о своем решении, в Святогорске прошла закрытая встреча мэров Донбасса, в том числе и тех, кто работает на оккупированной территории. На встрече присутствовал экс-губернатор Донецкой области Сергей Тарута – некогда один из хозяев региона и сейчас контролирующий Мариуполь. Таруту связывают давние тесные отношения с Ахметовым и всеми остальными представителями «старой» донецкой элиты. Скорее всего, от их имени он вместе с мэром Донецка Александром Лукьянченко и обсуждал, а скорее – доводил до ведома донбасских градоначальников некий план на тему «как жить дальше». Частью которого, кстати, и может быть неожиданное прекращение снабжение оккупированных территорий едой и топливом. Для того, чтобы тамошние жители приняли любой из предложенных вариантов – лишь бы побыстрее закончить этот кошмар.
Что же заставило Ахметова оставить своих любимых земляков без еды и бензина? К слову, приблизительно в то же время стал блокировать систему поставок продуктов в оккупированный Луганск тамошний губернатор Геннадий Москаль. Ответ просто: блокада Донбасса с последующим наведением там порядка и возвращением контроля со стороны Украины – часть глобального плана, якобы уже согласованного Киевом и Москвой, а также одобренного остальными заинтересованными сторонами, в первую очередь Берлином и Вашингтоном.
Фото: moskal.in.ua
Суть договоренностей следующая: Россия уходит из Донбасса. Украина в свою очередь берет под свой контроль оккупированные ныне территории, наделяя их неким особым статусом. Минские договоренности, таким образом, соблюдены, Запад постепенно снимает все санкции с России. Крым? О его возврате в состав Украины речь не идет. Но в Москве – опять-таки якобы – готовы на компромисс: на полуострове проводят новый, «легитимный» (признанный Украиной и миром референдум), в ходе которого жителя Крыма еще раз подтверждают свое желание жить в России. Украина же получает за потерянные на полуострове активы внушительную компенсацию, которая позволит не просто выровнять экономическую ситуацию, но и резко рвануть вперед.
Как следствие, Запад снимает угрозу прямого вооруженного конфликта с Россией, лишается головной боли в виде войны на Донбассе. Россия легитимирует присоединение Крыма и добивается отмены санкций, которые добивают ее экономику. Украина возвращает мир на свою землю, теряет часть территории, но получает огромные вливания в экономику.
Все довольны? Почти. Ведь Украина:
а) теряет Крым (пускай и в обмен на денежную компенсацию);
б) получает троянского коня в виде вернувшихся в состав Украины ДНР и ЛНР.
И если потеря территории – это болезненно, но не смертельно, то гнойный нарыв внутри – это смертельно опасно страны.
Давайте вспомним: ведь федерализация и особый статус Донбасса в составе Украины – это именно то, что добивалась Россия и ее марионетки с первого дня конфликта. Это наивные жители Донбасса, яростно ненавидящие собственную страну, могли мечтать, что завтра они получат российские паспорта или как минимум окажутся на российском довольствии как Абхазия или Южная Осетия. Но правда такова, что России не нужен ни еще один депрессивный регион, населенный к тому же людьми, привыкшими грабить и воевать. Навести там порядок, реанимировать нормальные органы власти и восстановить разрушенную инфраструктуру, а главное – кормить пару миллионов людей – это неподъемная задача для РФ. Да и опасная сама по себе – присоединив Донбасс, Россия автоматически получит в виде бонуса пару десятков тысяч вооруженных бандитов, сотни ОПГ, которые немедленно расползутся по всей стране. Даже кормить его в статусе очередной непризнанной никем республики Путин не хочет – денег уже не хватает на то, чтобы кормить на прежнем уровне собственно граждан РФ.
Фото: argument.ua
Посему единственно интересный для Кремля вариант – вернуть «новоросов» в состав Украины. Это подкосит экономику Украины, которая вынуждена будет тратить миллиарды на восстановление Донбасса в течение многих лет, а то и десятилетий. Но самое главное – это решает главную стратегическую задачу России по отношению к Украине. Чтобы пояснить о чем речь, позволю себе процитировать текст, опубликованный недавно на российском ресурсе lenta.ru, который прекрасно иллюстрирует способ мышления россиян в контексте Украины, а также описывает цели и возможные стратегии Кремля на Донбассе:
«О «сливе» Донбасса речи не идет – последствия были бы катастрофичными для российской экономики, политического класса, уровня доверия к Кремлю, самой общенациональной идеи и, как следствие, территориальной целостности России. Судя по всему, у Кремля есть два видения будущего Украины. Условный план «А» и план «Б».
План «А» подразумевает сохранение территориальной целостности Украины в границах на 17 марта 2014 года (то есть без Крыма) … единственный шанс для Украины сохраниться в нынешних границах, а для России получить стабильного соседа – это переформатирование украинского проекта из унитарного в федеративный, с широкими экономическими, политическими и культурными полномочиями регионов, в число которых войдут и нынешние ДНР с ЛНР. Их исключение из состава Украины означало бы резкое сокращение количества пророссийских регионов и, соответственно, их влияния на процессы принятия решений в стране. Еще одно условие – нейтральный внеблоковый статус нового государства, прописанный в Конституции (а гарантией, что он не будет потом отменен законодательно, послужит как раз децентрализованная структура государства).
Однако если Кремль разочаруется в плане «А», то в действие введут план «Б», который условно можно также назвать «Большая Новороссия», – создание буферного государства между антироссийской Украиной и Россией в лице значительной части русскоязычных областей (в перспективе от Одессы до Харькова). План «Б» в чем-то лучше плана «А» – Россия получает сухопутный выход в Крым и к Приднестровью, а в отдаленной перспективе – возможность присоединить Новороссию к себе, однако со стратегической точки зрения этот план проигрывает первому варианту».
Обозначенный «план А» – это именно то, что Россия требует с первых дней войны на Донбассе. Именно этот план в очередной раз актуализировали боевики, предложив свои «условия возвращения в состав Украины». А «план Б» – просто страшилка от кремлевских стратегов, понимающих, впрочем, что вряд ли получится.
Фактически, от Украины требуют под видом федерации сдать свой государственные суверенитет России в обмен на прекращение военных действий – именно такова пещерная логика руководства РФ. Именно поэтому Лавров говорит, что ЛНР и ДНР должны вернуться в состав Украины. Именно поэтому лидеры сепаратистов заявляют, что готовы становиться депутатами Верховной Рады Украины. Вдумайтесь: люди, убивающие украинцев, вдруг заявляют, что готовы жить «в единой Украине».
Фото: facebook.com/tomasz.maciejczuk
Но принимая оккупированные территории, Украина должна понимать: сейчас на территории так называемых ДНР и ЛНР, фактически, завершено формирование квазигосударств со своими квазинациями. Значительная часть местных жителей, как их пассионарная прослойка, так и пассивное население, четко определилось – кто для них «свои», а кто – враги. Украина – однозначно враг, банды ополченцев, не смотря на то, что они грабят и убивают местных – все равно свои. Как и все прибывшее отребье из «Братской России». Почитайте дончан в соцсетях, посмотрите репортажи о праздновании на оккупированном Донбассе 9 мая, посмотрите на улыбчивые лица подростков, получающих «паспорта ДНР» – люди вполне довольны сложившимся порядком вещей. И даже вернувшись в состав Украины они продолжат ее ненавидеть. И изо всех сил тянуть ее в пропасть – благодаря своему электоральному весу а также особому статусу, наделяющих их правом блокировать любые внешнеполитические решения страны.
Мы готовы отдать свое будущее в руки людей, убивавших украинцев? Унижавших наших пленных бойцов во время так называемых парадов? Науськивающих своих детей ненавидеть все, что связанно с Украиной?
От своей земли, своей территории мы отказываться не должны. Но и искусственно имплантировать в организм страны раковую опухоль, коей является ДНР и ЛНР в их нынешнем виде – величайшая глупость и преступление.
Разумная альтернатива есть: признав в свое время территории так называемых ДНР и ЛНР оккупированными, мы должны четко задекларировать: никаких особых статусов, никаких выборов и возврата украинской власти до тех пор, пока там находится хотя бы один вооруженный бандит – местный или русский. Россия разожгла эту войну, она же должна ликвидировать ее последствия – дороги и дома восстановить, «ополченцев» закопать. Те, из жителей Донбасса, кто выбрал Россию в качестве своей родины, должны на эту родину убыть. И никак иначе.
***
Украина очень устала от войны на Донбассе. Устал от наших проблем Запад. Шатается Россия, не ожидавшая столь жесткой, а главное сплоченной позиции запада. Устали все. Но это не повод соглашаться на крайне опасный для страны сценарий мира. Повторюсь: альтернатива всегда есть.