Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Эпитафия гамбургеру

Віталій Портников
Эпитафия гамбургеру
Відкриття "Макдоналдс" на Пушкінській площі в Москві. 31 січня 1990. Фото: pastvu.com
В феврале 1990 года я написал для газеты "Молодь України" статью об открытии первого московского "Макдональдса". Сейчас трудно себе представить, насколько эта тема тогда интересовала и редакцию, и читателей – но появление "Макдональдса" в самом центре столицы Советского Союза рассматривалось как начало самого настоящего диалога цивилизаций. Диалога уже не сквозь прицел, а с помощью вездесущего гамбургера.

Я никогда не был поклонником быстрого питания и за прошедшие четверть века едва ли посетил "Макдональдс" на Пушкинской больше трех-четырех раз – и это несмотря на то, что жил и работал неподалеку. Но я прекрасно понимал всю символичность происходящего – "Макдональдс" сообщал мегаполису совершенно другой ритм жизни, первым показывал, что кафе может быть местом для непринужденного общения, даже игры. Не буду пречислять логистических преимуществ и находок "Макдональдса" – от возможностей быстро поесть в ресторане или взять еду с собой в офис до специального обслуживания водителей, которым в большом городе или на оживленном шоссе действительно может быть не до посиделок. Ну и плюс ко всему этому: "Макдональдс" можно любить или не любить, но это определенный стандарт быстрого обслуживания, не меняющийся от пересечения границ и часовых поясов.


Фото: macos.livejournal.ru

То, что спустя четверть века после открытия первого "Макдональдса" в Москве его закрыли – это важный индикатор прощания с цивилизацией. Изгнание гамбургера, конечно, еще не изгнание Солженицына, но очень похоже по стилистике. В 90-е с "Макдональдсом" пробовали соревноваться: Юрий Лужков пытался открыть в Москве сеть ресторанов быстрого обслуживания "Русское бистро", но эксмперимент не удался. Но Лужков хотя бы пробовал.

Нынешние российские руководители понимают, что никакой конкуренции и ни с кем они выиграть не способны – страна безнадежно отстала от остального мира и развиваться не хочет. И в этом отрицании развития, которое объединяет Владимира Путина с его среднестатистическим подданным, есть только одно действенное средство, позволяющее почувствовать себя победителем – агрессия. Неважно против кого – Грузии, Украины, "Макдональдса". Главное – уничтожить. В этом емком слове – вся суть современной российской цивилизации, не требующая дополнительных пояснений. Если мы готовы покориться очередному проходимцу, пробравшемуся в президентскую резиденцию без реальных выборов и политической борьбы – то пусть и соседи живут в ярме. Если мы не способны создать собственную сеть быстрого питания – то пусть не будет придуманной американцами.

О последствиях в стране, созревшей для уничтожения, никто не думает. Плевать, что нашим врагом станет государство, по количеству населения и реально освоенной территории сравнимое с нами самими – мы его все равно победим, всех закопаем! Плевать, что после запрета поставок западных продуктов у нас вырастут цены и появится дефицит товаров – пусть полячишки подавятся своими яблоками! Плевать, что мы не сможем больше питаться в "Макдональдсах" и нишу ресторанов быстрого питания займут куда менее склонные к контролю за качеством еды палатки с деликатесами Центральной Азии – пусть "пиндосы" утрутся. Плевать, что продукты в "Макдональдсы" поставляли российские сельскохозяйственные предприятия, которые теперь могут потерять надежного клиента, обанкротиться, сократить рабочие места – россиянин, если он патриот, не сотрудничает с врагами.


Фото: cyxymu.livejournal.com

Плевать – это следующее слово после уничтожить, который должны усвоить исследователи российской жизни. Среднестатистический россиянин живет сегодняшним днем и не верит, что его действия приведут к последствиям в завтрашнем – и в этом Владимир Путин опять-таки ничем не отличается от своего среднестатистического подданного. И сколько бы вы не объясняли, что Путину, что вашему родственнику из России, что это – коллективное самоубийство, вам нипочем не поверят. Потому что самоубийство будет завтра, а сегодня – все зашибись. А завтра – авось все как-нибудь обойдется.

Авось – это самое важное слово в оценке будущего. А значит, нам с вами нельзя жить, рассчитывая на "авось". Нельзя плевать на последствия. Нельзя жить ненавистью. Если Украина хочет воспользоваться цивилизационным шансом, который ей предоставляется коллективным самоубийством соседней цивилизации, она должна просто демонстрировать пример альтернативного поведения – конкурируя с сильным брендом, а не запрещая его и пытаясь воспринять лучшее в окружающем мире, а не хотеть уничтожить его.

И если вы читаете этот текст в "Макдональдсе" – приятного аппетита.

Полювання на
Полювання на "Червоний Жовтень". Вплив військової фантастики на майбутні війни – Мік Раян
Про
Про "провокацію" та "ескалацію". путін розчарований – Том Купер
Дозвіл на використання ATACMS на території росії. Як його використати якомога ефективніше – Джек Вотлінг
Дозвіл на використання ATACMS на території росії. Як його використати якомога ефективніше – Джек Вотлінг
"Біла гарячка" путіна і удар балістичною ракетою по Дніпру. Відповідь за знищення лояльних путіну командирів? – Том Купер
Скандинавські країни переглядають свої антикризові поради. Причина – російська агресія в Україні – New York Times
Скандинавські країни переглядають свої антикризові поради. Причина – російська агресія в Україні – New York Times
Коли росіяни почнуть друкувати гроші, у них виникнуть великі проблеми. На що слід звернути увагу найближчим часом
Коли росіяни почнуть друкувати гроші, у них виникнуть великі проблеми. На що слід звернути увагу найближчим часом
Війна безпілотників: прискорений розвиток в Україні. Та хай летять ATACMS, Україно! – Ендрю Таннер
Війна безпілотників: прискорений розвиток в Україні. Та хай летять ATACMS, Україно! – Ендрю Таннер
Пропагандони путіна шаленіють від ракетного кроку Байдена. Але продовжують сподіватися, що Трамп знешкодить США – Джулія Девіс
Пропагандони путіна шаленіють від ракетного кроку Байдена. Але продовжують сподіватися, що Трамп знешкодить США – Джулія Девіс