Когда президент России Владимир Путин поручил председателю правления "Газпрома" Алексею Миллеру разобраться с возобновлением проекта газопровода "Ямал-Европа 2", в свое время замороженного из-за строительства "Северного потока", эта идея казалась пропагандистским ответом Кремля на украинскую несговорчивость относительно передачи под контроль Москвы газотранспортной системы нашей страны. Но оказалось, что пропагандистские амбиции российского руководства простираются намного дальше.
Новый газопровод должен пройти через территории Беларуси и Польши. Когда его собирались строить, "слабым звеном" казалась Беларусь – ее президент Александр Лукашенко отказывался передавать под российский контроль свою трубу, затягивал с выплатами за газ и даже пытался договариваться с Киевом относительно общей транзитной политики. За эти годы белорусская опасность устранена: после недавнего экономического кризиса, похоронившего миф о эффективности батькиного хозяйствования и доказавшего полную зависимость страны от российской милости, Лукашенко превратился в энергетического вассала Москвы. Так что договариваться теперь нужно с Польшей.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Київ і Москва домовляються про управління ГТС без Євросоюзу
Если бы в Москве действительно были бы заинтересованы в строительстве второго "Ямала", там отнеслись бы к возможности такой договоренности вдумчиво. Варшаве не так-то просто пойти на подобный шаг, отнюдь не вписывающийся в энергетическую стратегию Евросоюза и усиливающий зависимость Украины от восточного соседа. Такие вопросы всегда решаются – если вообще решаются – на высшем уровне. Владимиру Путину стоило бы хотя бы поднять трубку и поговорить с премьер-министром Польши Дональдом Туском, а еще лучше – приурочить консультации по "второму Ямалу" к поездке в Варшаву. И уж потом давать Миллеру поручение.
Туск: строительство нового газопровода не входит в польские планы. Фото: polradio.pl
Но Путин не стал никому звонить. Вместо этого уже на второй день после указания, которое Путин дал газпромовскому начальнику, российские СМИ сообщили, что польский вопрос решен – в Санкт-Петербурге был подписан меморандум, в котором энергетические компании двух стран выразили готовность к осуществлению амбициозного проекта.
В Польше эта новость произвела эффект разорвавшейся бомбы – хотя бы потому, что президент, премьер и другие руководители страны узнали о ней из газет. В результате Дональд Туск вынужден был заявлять о том, что строительство нового газопровода не входит в польские планы, Бронислав Коморовский утешал по телефону Виктора Януковича, а польские журналисты пытались узнать, что же на самом деле стоит за меморандумом. Чиновники в Варшаве уверяют, что ничего не стоит: "Газпром" просто проинформировал коллег из EuRoPol Gaz о своих намерениях, не предоставив даже никакой документации. Его представители пообещали эту документацию разработать и прислать в ближайшие месяцы. И все. Из этого общения и возникла новость о польском согласии. Чтобы убедиться в этом, польский премьер даже поручил министру внутренних дел страны Баротоломею Сенкевичу выяснить подробности и выступить со специальным докладом.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: "Газпром" серйозно "нездужає". Що буде з компанією у найближчі роки?
Считать, что в "Газпроме" очень сильно расстроились по этому поводу, я бы не стал. Планировали шоу, а не строительство нового "Ямала" – и провели его. Да, россияне выглядят неуемными фантазерами, но им удалось поставить в неудобное положение польское руководство. А украинское – заставить еще раз проявить свои антироссийские позиции: ведь Янукович бросился за поддержкой и разъяснениями к Коморовскому, а не к Путину – и ему об этом напомнят, когда он в очередной раз заговорит о снижении газовых цен. Что же касается транзита, то строительство "Северного потока" вкупе с "Южным потоком" и модернизация белорусской ГТС и так предоставить "Газпрому" возможность снизить нагрузку на украинскую трубу. Второй "Ямал" для этого совершенно не нужен.