Признают, или не признают другие страны аннексию Крыма - в сложившейся ситуации большого значения уже не имеет. Ничего, кроме сотрясения воздуха, Запад противостоять России сегодня неспособен. И пока бессильные болтуны будут обличать Кремль с международных трибун, россияне будут обустраиваться в Крыму. По факту это означает в первую очередь восстановление советских военных баз и постройку новых.
Напомню, что Крым во времена СССР был не столько курортом, сколько непотопляемым авианосцем, контролирующим черноморский регион. Базы Советского Союза, образовали, по сути, второй, подземный полуостров, способный выдержать даже ядерную атаку. Сейчас эту инфраструктуру получила Россия. Приведение её в рабочее состояние - дело одного-двух лет, по итогам которых у России появится ещё один рубеж обороны. Это рубеж будет очень не лишним для Кремля, если его конфликт с Западом войдет когда-нибудь в горячую фазу - а рано или поздно он в неё, вероятно, войдет.
Подземная база подводных лодок в Балаклаве. Фото: incrimea.com
Но горячая фаза если и будет, то много позже. Сегодня идет сдача без боя: и Запад и Украина демонстрирует полнейшую растерянность и бессилие перед агрессором. Украина воевать неспособна: армия по факту не существует вовсе, а все оборонительные рубежи на восточном направлении были демонтированы по распоряжению Януковича. Кроме того, новая киевская власть озабочена не столько судьбой страны, сколько собственным спасением и пойдет на любые соглашения и любые территориальные уступки, лишь бы усидеть. ЕС и США всерьез вступаться за Украину не намерены - это уже очевидно. Формальные санкции, введенные ими против России, никакого реального воздействия оказать на Москву не смогут.
Разумеется, во всей этой истории сразу видна масса исторических аналогий. Ближайшая из них - аналогия с Австрией и Чехословакией, с событиями 1934-38 годов. Сегодня, как и восемьдесят лет назад, в Европе появился новый игрок, требующий пересдачи всей колоды политических карт. Игрок не то чтобы такой уж сильный, но отчаянный, ему нечего терять. Россия находится в крайне сложном, чтобы не сказать - катастрофическом экономическом положении, она фактически зажата в угол и потому играет ва-банк и при случае без колебаний применит имеющееся у него ядерное оружие в качестве последнего аргумента. Вместе с тем, Европе и Соединенным Штатам есть что терять. И потому они, будучи, в принципе, в разы сильнее, не хотят идти на прямой конфликт, рассчитывая отделаться несколькими кусками мяса, брошенными голодному хищнику. Роль же кусков мяса выпала нам с вами - Украине и Молдове - точно так же, как восемьдесят лет назад она досталась Чехословакии и Австрии.
Понять, что происходит сегодня очень легко - достаточно взглянув на карту. На наших глазах Россия выстраивает полный аналог Данцигского коридора, необходимый ей для успешного транзита углеводородов - основы российской экономики. В настоящее время, опираясь, в том числе, и на новый плацдарм в Крыму, Россия начала захват Юго-Востока Украины. Все это делается под аккомпанемент заявлений Путина о том, что Крым - предел требований России и что на другие части Украины Россия не претендует. Но я бы не стал относиться к этим заверениям всерьез. В свое время Гитлер тоже говорил о том, что ему достаточно Австрии, потом Судет, потом Чехословакии, потом Польши…
Так вот, посмотрим на карту. После захвата Луганской, Донецкой и Днепропетровской областей - а этот захват - дело уже, практически, решенное, дело ближайших полутора-двух месяцев, на карте явно вырисовывается дуга, проходящая через Крым и оканчивающаяся в Молдове и Одесской области. Здесь у России есть превосходные плацдармы для развертывания мобильных сил: это, во-первых, Приднестровье, в котором стоят российские войска и есть аэродром, способный принимать все типы самолетов, и, во-вторых, Гагаузская автономия на юге Молдовы, где недавно прошел референдум за сближение с Евразийским союзом. Кстати, гагаузы - разделенный народ. Две трети гагаузов живут в Молдове а примерно треть - в Украине… Улавливаете, какие безграничные возможности для защиты попранных прав малого и разделенного народа открываются здесь перед Россией?
Источник: r-u.org.ua
И ещё несколько штрихов.
Руководство непризнанного Приднестровья уже проконсультировалось с Москвой и официально обратилось к председателю Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой предусмотреть в российском законодательстве возможность вхождения Приднестровья в состав России. Обращение поступило в виде отзыва о проекте закона об упрощении порядка присоединения к России новых территорий. Напомню, что в законопроекте предусмотрен прием в состав России территорий других государств, при отсутствии в них "эффективной легитимной власти", на основании результатов референдума или обращения их властей, а Приднестровье, де-юре принадлежащее Молдове, а де-факто не контролируемое ей уже два десятилетия подходит под это определение просто идеально. Понятно и то, что подогнать под этот закон ещё и Гагаузию, плюс населенные гагаузами территории в Одесской области - дело техники и денег, все решается за пару недель.
Не теряют времени и в столице Гагаузии - Комрате. Здесь уже принято решение о создании некоей "народной гвардии", что полностью повторяет крымский сценарий. Что касается способности Молдовы дать силовой отпор подобным действиям, то они столь же эфемерны, как и возможности Украины. Особенно с учетом того факта, что российская подмога - возможно, по апробированному в Крыму сценарию, в виде "зеленых человечков" без знаков различия, может быть переброшена к месту событий буквально за несколько часов.
Характерно, что Молдове, как и Украине, не приходится рассчитывать на помощь соседей. Президент Румынии Траян Бэсеску уже заявил о невмешательстве его страны в случае аннексии Россией части молдавской территории.
Конечно, противодействие планам России в нашем регионе пока ещё возможно - но окно возможностей очень узкое. Чисто теоретически Украина и Молдова могли бы совместными усилиями взять под контроль ситуацию и в Гагаузии, и в приграничных районах Одесской области. Могли бы они взять под контроль и ситуацию в Приднестровье - но, повторяю, только согласованными действиями. Однако согласованных действий не будет. Во-первых, и Кишинев и Киев не доверяют друг другу и просчитывают варианты их партнер в решающий момент сдаст назад, сдаст их Москве - и получит за это некоторый набор бонусов. Опасения эти, надо сказать, абсолютно обоснованы - как со стороны Киева, так и со стороны Кишинева. Кроме того, и в Киеве и в Кишиневе власть очень слаба и неспособна на решительные действия, все её силы и ресурсы брошены на одно - усидеть, усидеть любой ценой. И потому действия и Кишинева и Киева были и будут бессильны и половинчаты. Кишинев, вдруг, проснувшись, создал в парламенте рабочую группу по рассмотрению проблем, касающихся особого статуса АТО Гагаузия - то есть сделал то, что надо было делать двадцать лет назад - в нормлаьном рещиме, двагода назад - в пожарном порядке, а сейчас уже заведомо поздно. Максимум, на что хватило Киева на приднестровском направлении - это перекрыть границу с Молдовой и Приднестровьем для мужчин с российскими паспортами. Однако этой половинчатой меры недостаточно чтобы взять ситуацию в регионе под контроль, особенно учитывая абсолютную проходимость границы для мало-мальски физически подготовленного человека. Что касается Молдовы, то она совершенно не препятствует прибытию в Кишиневский аэропорт спортивного вида мужчин от 25 до 35 лет, которые затем отбывают в сторону Приднестровья. Молдова лишь отстраненно констатирует это, как факт.
При такой пассивности властей обоих государств, сценарий событий в регионе вполне очевиден. Вероятно, вопрос о создании "Путинского коридора" будет решен в течение месяца, максимум - полутора. В западную часть его дуги войдут Одесская область, Приднестровье и Гагаузия. Всенародное одобрение аннексии будет имитироваться по крымскому образцу.
Самооборона в Киеве. Фото: AFP
Что же касается Украины и Молдовы то их правительства куда больше боятся собственного народа, чем всех возможных агрессоров вместе взятых. Особенно отчетливо этот факт виден на примере Украины, где создание вооруженного регионального ополчения могло бы хотя бы отчасти стабилизировать ситуацию даже сегодня. В Молдове в целом та же картина - просто ситуация ещё не достигла украинской остроты.
Судьба обоих стран выглядит вполне предопределенной: раздел и аннексия соседями; на фоне при полной неготовности - и, будем говорить прямо - полного нежелания любых международных оказать им помощь в сохранении независимости. Крайне маловероятным представляется и появление на аннексированных территориях движение сопротивления, по меньшей мере - в ближне- и среднесрочной перспективе.
Вероятно, Москва тем или иным способом подтолкнет Бухарест к аннексии правобережной части Молдовы за вычетом Гагаузии, а Кишинев - к непротивлению этому, как меньшему, с точки зрения проевропейских кишиневских элит, злу - по сравнению с перспективой российской оккупации. Аналогичный сценарий будет, вероятно реализован и между остатками Украины и Польшей. Соучастие двух стран-членов ЕС в дележе Молдовы и Украины, пусть даже и с формального согласия властей обоих частично оккупированных Россией государств, позволит Москве превратить Бухарест и Варшаву в соучастников и своих международных адвокатов, что хотя бы отчасти легитимизирует российские территориальные приобретения.
Таким образом, если говорить о реальных прогнозах, а не строить воздушные замки, надеясь на мифическую помощь Запада, приходится констатировать, что этот раунд Россией практически выигран. Более того, если Москва остановится на этих территориальных приобретениях и не пойдет дальше на Запад, но аншлюсы весны 2014 года вероятнее всего сойдут ей с рук. И будут, пусть и сквозь зубы, пусть и неофициально, но де-факто признаны мировым сообществом и закреплены на многие десятилетия, если не на века.
Что касается дальнейшего развития событий, то я рекомендую читателям обратиться к последней главе романа Карела Чапека "Война с саламандрами": "Автор беседует сам с собой". Более полный и точный долгосрочный прогноз едва ли возможен.