Еще в мае на одном из проходивших в центре Луганска митингов в поддержку тогда только зарождавшейся так называемой Луганской народной республики я встретил Анатолия Драголюнцева, бывшего нардепа от КПУ (заседал в Верховной Раде третьего созыва), Героя Соцтруда, орденоносца, в общем, человека, некогда всячески обласканного системой, да и тогда не бедствовавшего: 75-летний ветеран получал неплохую пенсию, был почетным гостем на разного рода торжествах… Тогда Анатолий Дмитриевич укорял меня за скептическое отношение к происходившему, говорил, что "Донбасс нужен Украине не меньше, чем Крым", что "еще до конца года в нашу промышленность пойдут инвестиции, и работающие предприятия обретут "второе дыхание", а неработающие будут восстанавливать"… Поддерживали ветерана и другие люди (его поколения и чуть помоложе), слышавшие наш разговор. Чаще всего произносилась фраза: "Все будет, как при Советском Союзе".
С тех пор как-то не пришлось встретиться с Анатолием Драголюнцевым, но я не исключаю, что ветеран, свято верящий в восстановление Советского Союза (кем?! как?!) все еще искренне надеется на преодоление временных трудностей и скоропостижное наступление всеобщего благоденствия.
И потом часто приходилось слышать разговоры о том, что недооцененный Украиной промышленный потенциал Донбасса позволит региону быстро "зажить своим умом", стать этаким "парком советского периода", где всем будет "по труду", а потом и "по потребности".
ЧИТАЙТЕ: Годувати Донбас - все одно, що годувати голубів
Но жестокая реальность такова, что хваленый мощнейший экономический потенциал Донбасса оказался на поверку если и не колоссом не глиняных ногах, что чем-то очень уязвимым и зависимым от массы объективных и субъективных факторов. События последних нескольких месяцев это подтвердили более чем красноречиво. Оказалась не способной к самообеспечению даже Донецкая область – один из крупнейших промышленных регионов Украины, на долю которого приходилось около 18 % промышленного производства государства при населении в 12 % от общеукраинского.
Еще более удручающая ситуация в Луганской области. При том, что и этот регион, по большому счету – не из слабаков – обеспечивал 7,9% производства промышленной продукции Украины.
Но буквально за три месяца вся эта мощь развеялась "как сон, как утренний туман".
Сейчас "ДНР" и "ЛНР" контролируют преимущественно промышленные регионы Луганщины (за исключением Северодонецка и Лисичанска) и Донетчины (за исключением Мариуполя и Краматорска).
ЧИТАЙТЕ: Без пенсій, зарплат і роботи: як живуть люди на території самопроголошеної ДНР
То есть, территории "ДНР" и "ЛНР", меньшие по площади, нежели контролируемые украинским правительством, но – с большей численностью населения и несравнимо более сложные в социально-экономическом плане. Чего стоит один тот факт, что значительная часть живущих в "республиках" пенсионеров – бывшие шахтеры, металлурги, химики… В общем, люди, вышедшие на заслуженный отдых по так называемой "вредной сетке", и, следовательно, получающие немаленькие пенсии и социальные выплаты (те же регрессные, то есть пособия по утрате трудоспособности вследствие профессиональных заболеваний).
Ни для кого не было секретом, что часть этих средств выплачивались из государственного бюджета: Донецкая и Луганская область получали субвенции и раздавали деньги людям.
Впрочем, о нынешней ситуации с выплатами (точнее, невыплатами) в Донбассе пенсий и пособий было сказано и написано столько, что вряд ли стоит повторять избитые рассуждения на эту тему.
Можно отметить только один аспект, в связи с которым я и вспомнил о весеннем разговоре с луганским ветераном-коммунистом-героем-нардепом. В течение нескольких созывов Верховной Рады коммунисты в дружной смычке с регионалами рубили на корню любые попытки реформировать пенсионную систему Украины, ввести индивидуальные накопительные пенсионные счета, когда пенсионные накопления – личная собственность человека, и владелец может пользоваться ими при любых условиях. Сейчас эти отчаянные попытки сохранить "совок" выходят боком луганчанам и дончанам, которые в девяностые-двухтысячные еще были в трудоспособном возрасте и могли бы что-то накопить на хотя бы относительно обеспеченную старость.
Сейчас пенсионная система и "ДНР" и "ЛНР", как известно, представляет собой все тот же "общий котел", только в куда более примитивной форме: как известно, незадолго до тамошних выборов в органы местные власти раздали старикам по 1800 гривен, пообещав "еще чего-то подкинуть" к новогодним праздникам.
Вот только за счет чего "подкидывать" будут? О происхождении денег, выплаченных в виде так называемых "пенсий", говорили разное. Кто-то утверждал, что это Россия подарила "молодым республикам" наличку, которую удалось "отжать" в филиалах украинских банков на территории Крыма. Поговаривали и об одноразовой финансовой помощи от "отцов сепаратизма" вроде одиозных регионалов Ефремова, Тихонова, Колесникова, Клюева…
ЧИТАЙТЕ: Донецькі зрадили Донбас ще до того, як туди прийшла "хунта"
Но однозначно ясно одно: бюджетной системы, которая позволяла бы формировать и наполнять "общий котел" и благодаря этому содержать пенсионеров, учителей, врачей, работников предприятий системы жизнеобеспечения, в "молодых республиках" нет даже в зачаточном состоянии. Да и откуда ей взяться?
Сейчас нормально не работает ни одно из крупных предприятий Донбасса: простаивают горловский "Стирол", северодонецкий "Азот", Алчевский металлургический комбинат; из 95 госшахт работают только 24, затоплены безвозвратно – 9, без работы – 70 000 шахтеров... Некоторые предприятия можно назвать условно работающими. Например, Харцызский трубный завод, "Лугансктепловоз", "Маршал", "Автомотозапчасть" (последние два предприятия – луганские).
"Сегодня первый день работы завода. Вставлены сотни и сотни стеклопакетов, заделаны провалы в корпусах цехов от снарядов гаубиц и мин. Получили половину от необходимых кВт нагрузки и то только с 23-00 до 6 утра. Пока нет решения, как в комендантский час подвозить сотни людей, но народ уже готов идти пешком откуда угодно и когда угодно.
Понадобится минимум месяц для выхода на половину довоенного объема. Допускаю, что старого объема не достигнем никогда.
Трафика на подвоз материалов с Украины и вывоз на Россию не существует. Работать будем пару месяцев на остатках материалов и на надежде. Надежде, что этот бред когда-нибудь прекратится. Знаю, что даже при всем при этом сотни моих коллег на мертвых заводах города мне завидуют", - недавно написал Facebook директор "Автомотозапчасти" Андрей Недовес.
В его записи в соцсетях можно найти и прелюбопытнейшую информацию о специфическом использовании боевиками "ЛНР" промышленного потенциала Луганска: рефрижераторы, еще относительно недавно перевозившие продукцию торговой марки "Королевское мороженое" (принадлежала Наталии Королевской – одному из наиболее одиозных персонажей украинского политикума).
"Там труппы. "Двухсотые" по-нашему. Десяток этих прелестных машинок четыре месяца базировалось прямо перед областной администрацией, и очень часто, когда морг был переполнен, использовались не только для перевозки, но и для "временного хранения"...
Это все, что осталось от бизнеса лучшей дочери Луганщины Натальи Королевской. Все остальные предприятия гения менеджмента были убиты ей же задолго до войны и все силы отданы бюджету многострадальной Украины на посту министра соцполитики, правда, с тем же результатом", - пишет Андрей Недовес.
Оснований не верить экс-депутату Луганского облсовета от Партии регионов нет.
Сейчас в Луганске более-менее обеспеченные люди (по "элэнэровским" меркам, естественно), кроме "элиты молодой республики" и работников торговли (ну этим сам Бог велел, как говорится), - боевики незаконных вооруженных формирований, которые кто-то называет "народная армия", кто-то – "ополчение", кто-то – "народная милиция". Но суть от этого не меняется. Воинская доблесть в "ЛНР" пока оплачивается, и даже – в долларах. Информация – достоверная, от вполне заслуживающих доверия источников. Однако и здесь не все гладко.
Вот что в той же соцсети Facebook написал один из пользователей, Павло Рєзнік (пост приводится в соответствии с оригиналом):
"У меня один знакомый пытался пойти в ополчение, причем не потому что он такой ярый сторонник Новороссии или ЛНР, просто платят только там, по крайней мере он так думал как впрочем и многие до сих пор думают. Созвонился данный персонаж с знакомым ополченцем спросить как там, скоко платють какие условия типо хочу "воевать защищать дамбасс от укропов", а еще говорит "хочу деньгу большую которую на гамаге обещають пьять тысяч семья то больша кормить надо а деньгу взять негде окромя ополчения." И был жестоко обломан другом ополченцем который выдал ему страшную военную ополченскую тайну: деньгу не дають, сплють в окопах, шмотки тоже за свои с жрачкой тоже проблемы бывают короче иногда а, чаще всего, всегда, бывает то что подкрадывается не заметно тобишь п***ц, и даный товарищ сам уже навострил лыжи сваливать из ополчения не смотря на всю любовь к донбассу. Теперь товарищ который рвался в опполчение говорит "ежели в декабре мой дед не получит пенсию от лнры стану щирым украинцем".
И я от своих знакомых из "народной милиции" тоже слышал, что в ноябре большинство "милиционеров" получили только продуктовые пайки, что же касается денежного довольствия (150-200 долларов в зависимости от должности и условий "службы"), то начальство попросило "понять временные трудности".
ЧИТАЙТЕ: ЛНР: Луганская народная резервация
Впрочем, некоторые "ополченцы" уверены, что в "ЛНР" - уже коммунизм. Луганчанка Елена Заславец рассказала в соцсетях о таком прелюбопытнейшем случае, свидетелем которого она стала:
"Луганск. Наши дни. В Луганске принято платить за проезд при выходе. Многие пытались изменить эту традицию, но в результате всё так и осталось по-старому. Вчера в маршрутку, идущую на облбольницу, вошел мужик в камуфляже, по всему видно военный, ополченец. Ну едет и едет, много их в городе. На подъезде к мединституту он пробирается к выходу и просит остановить на 1-й горбольнице.
Водитель: - Проезд оплатите.
Камуфляж: - В смысле?
- Три гривны за проезд.
- Так всё ж бесплатно! Я друга еду в больницу проведать.
- У меня маршрут такой, что тут все едут в больницу проведывать. Кто тебе сказал, что бесплатно?
- Моё начальство.
- Ну так пусть оно тебя и возит!
Водила не остановился и довёз чувака до самой конечной".
И если кто себя неплохо чувствует во всей этой неразберихе, то это мошенники и пройдохи. Они зарабатывают даже на тех несчастных, которые идут на все, чтоб найти хоть какую-то работу. Не так давно фигурантом такого скандала стал "рупор "ЛНР" - газета "XXI век".
ЧИТАЙТЕ: Кому в "ЛНР" жить хорошо
"Печатный, прости Господи, орган независимой республики особо не брезгует информацией, которую размещает за деньги. Разместил и интересное объявление о наборе на работу. Позвонив на номер, указанный в нем, незадачливый соискатель, если сразу не расслышит, что услуга платная – 12 секунд стоит 12 гривень – "попадает" на кругленькую сумму. Родственники так "послушали" на 240 гривень", - рассказала знакомая луганчанка.
Еще более удручающая ситуация – на периферии. По информации пресс-службы Партии Пенсионеров Украины, в городе Червонопартизанске Луганской области от голода умерли 64 человека. Такие цифры обнародованы на народном собрании в городе. Известно, что все умершие были пенсионерами. Самому старшему было 95 лет. Трое умерших - лежачие инвалиды. По сообщению пенсионеров, существует негласное распоряжение террористической власти города не указывать голод в свидетельствах о смерти. Указывают такие причины смерти, как "инфаркт", "сердечная недостаточность" - что угодно, только не истощение. Ранее сообщалось о катастрофической ситуации с продовольствием на оккупированных территориях области. В частности, в Ровеньках, Лутугино, Брянке и Свердловске.
ЧИТАЙТЕ: Порошенко хоче створити терористам Донбасу резервацію, за яку три роки платитимуть всі українці
"В Ровеньках смерти от истощения не фиксируются, причиной указывается банальная сердечная недостаточность. Мне достоверно известно о трех таких случаях, все одинокие пожилые люди. Сейчас все очень сложно, некоторые действительно голодают, пенсионеры, бюджетники. Таких людей видно сразу, у них какой-то серый землистый цвет лица и странная одутловатость. Видела как девочки из социальных служб раздают гуманитарку, бледно-зеленые, самих от голода шатает. А детки маленькие! Мамочка молоденькая просит хотя бы банку сгущенки "малышу каши сварить". В детских садах из гуманитарной кильки в томате готовят "разнообразные блюда". И это еще не началась зима. А выехать отсюда на фоне хронического безденежья невозможно. Стоимость проезда куда-нибудь стартует от 250 гривен, а еще вещи... Вот и считайте, сколько надо денег, чтобы эвакуироваться семьей на большую землю", - рассказала жительница города Ровеньки Анна Решетняк.
В Стаханове местный комендант Павел Дремов гарантировал пенсионерам выплату по 500 гривен на человека, однако позже и он, и руководство "ЛНР" в Луганске объявили о том, что денег нет и не будет.
"Когда я пообещал по 500 гривен пенсионерам, просто не представлял себе количество пенсионеров. А потом мне принесли данные из Пенсионного фонда. И только по городу Стаханову у нас 31 000 пенсионеров. Нужно 15 млн гривен. Для нас эта сумма... мы вообще ее не представляем..." - рассказал Дремов в эфире "Казачьего радио" в Стаханове.
Выходит, банды авантюристов и уголовников захватили власть в Донбассе, абсолютно не представляя себе, что потом будут делать с регионом, с людьми. И после этого кто-то еще верит в способность Донбасса «жить своим умом"?!
А между тем патриоты "ДНР" и "ЛНР" пишут в соцсетях о новых и новых "достижениях". Так, в Донецке недавно отпраздновали десятилетие гостиничного комплекса "Ramada-Донецк", открылась компьютерная академия "Шаг" о чем многие писали с умилением и даже с восторгом.
Луганчане пишут об открывающихся в городе театрах, кафе, о праздниках и концертах…
"…Открываются все новые и новые любимые уголочки. "Меланж" на Советской, "Вина мира" на Театралке, кондитерские "Лучиано", ГУМ, в конце концов! Почему я об этом пишу? Потому что мне звонят друзья, которым очень нелегко, но звонят не для того, чтобы пожаловаться, а чтобы сообщить радостными голосами: "Представляешь, работает... (дальше название чего-то)".
Для нас это События, которые предлагают альтернативу разуверенности и страху. Может быть, я не пойду в ближайшее время туда за покупками или выпить кофе. Однако я уже могу, если смогу))) Это важно», - написала в Facebook одна из жительниц Луганска.
Конечно, открытие "любимых уголочков" - это очень мило, трогательно. Но это не накормит миллионы пенсионеров, бюджетников, не обеспечит больницы медикаментами, школьников – учебниками, врачей, учителей и коммунальщиков – зарплатами.
Экономики, крупного бизнеса, банковской системы (лихорадочные попытки "ДНР" запустить свой "Центральный банк" - пока не в счет) в "молодых республиках" нет, если рассуждать по большому счету. Но при этом нет ни малейших попыток создать в "ДНР" и "ЛНР" эту инфраструктуру со стороны России, на которую так надеялись жители Донетчины и Луганщины. Вот вам и ответ на вопрос о том, нужны ли "старшему брату" эти квази-государственные образования.
Кстати, игнорирование Россией насущных потребностей оккупированных и обездоленных при ее участии регионов Донбасса вызывает недоумение даже у таких ярых адептов "русского мира" как публицист и историк Владимир Корнилов, который буквально вчера написал в Facebook следующее:
"Украина планомерно отрезает Донбасс от полного жизнеобеспечения - закрыли почту, телеграф, телефон, а также прилагающиеся к ним зарплаты, пенсии, сбережения людей. Отключают энергоснабжение, банки, вузы, школы, больницы... То есть не скрывают, что берут измором - в прямом смысле этого слова.
Ну, а что Россия-то? Почему от нее не слышно плана действий по поддержке блокируемого Украиной Донбасса? В смысле не только несколькими фурами гуманитарки, а планомерной деятельностью по ликвидации блокады и спасению тех миллионов людей, которых Москва неоднократно обещала спасти. Я сейчас даже не говорю о значительных финансовых вливаниях в экономику края - ясно, России сейчас не до дополнительных затрат и, пока идет война, говорить о восстановлении экономики не приходится. Но почему в Донецке вместе с украинскими банками закрываются и российские? Где Сбербанк России, где ВТБ? С их помощью старикам, остающимся в блокированном крае, родственники хотя бы могли бы перечислять помощь, хоть как-то поддерживать людей.
Для этого ведь не надо значительных затрат, для этого нужна только политическая воля. На кого еще рассчитывать донецким старикам, тем русским людям, которые остались в Донбассе и борются на подступах России?".
ЧИТАЙТЕ: Донбас як новий фронтир
А рассчитывать, действительно, не на кого. Донбасс начал "жить своим умом". И остается только посочувствовать этим несчастным людям.
Анатолий Губанов, г. Луганск