Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Истоки и смысл антиукраинской истерии

Віталій Портников
Истоки и смысл антиукраинской истерии
Ілюстрація: В. Ложкин
Когда в юности я читал мемуары главы правительства Украинской Народной Республики (1917-1920), знаменитого писателя Владимира Винниченко и нашел в ней ставшую уже хрестоматийной фразу о российской демократии, которая завершается на украинском вопросе, я даже не представлял себе, что всю последующую жизнь мне придется провести в тени этого точного определения.
Сейчас многие удивляются той истерии, в которую впало российское руководство и аффилированные с ним журналисты и эксперты накануне заключения совершенно невинного, между прочим, соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом. Невинного потому, что даже в случае его подписания и последующей ратификации в российско-украинских отношениях не изменится ровным счетом ничего. Ну ничегошеньки!
 
Украина ниоткуда не выходит, не разрывает ни одного соглашения с Россией, не выгоняет из Севастополя Черноморский флот... Не только украинские, но и европейские политики в один голос уверяют Москву, что содержание документа никак не повлияет на достигнутый уровень российско-украинского сотрудничества... Но мы-то прекрасно понимаем, что разговор не об этом, разговор чисто семейный, понятийный - вот подпишут «хохлы» свое соглашение - и мы их уже никуда не втащим, ни в какой Таможенный союз, ни в какое ОДКБ, ни во что другое, что мы еще придумаем. И придется разговаривать с ними, будто они люди. А они наши братья. И должны понимать, что только с нами им и будет хорошо - и там, где мы сами им скажем.
 
 
Но, друзья мои, разве когда-нибудь было иначе, хоть когда-нибудь? Вот провозгласила Украина независимость - я прилетел из праздничного, только начавшего привыкать к сине-желтым стягам Киева в не менее праздничную, гордую августом Москву - и что же я услышал в кулуарах Белого дома? Танки! Надо направить в Киев танки! Это все не независимость, это заговор против демократии, ну не могут украинцы не хотеть быть вместе с новой Россией.
Потом - референдум о независимости. Все мои московские  знакомые из политического мира, за исключением одного-единственного трезвомыслящего человека, Галины Старовойтовой, были убеждены, что референдум провалится, ведь не могут же украинцы - украинцы! - проголосовать за отделение от России? Как же это! И результаты референдума, заметим, были раз и навсегда вытеснены из российского политического сознания, заменены придурковатым мифом о трех алкоголиках, разваливших в Беловежье огромную страну, которой уже и не было. Никому не доказать, что наш первый президент Леонид Кравчук прилетел в Минск с национальным одобрением независимости, что мы денонсировали Союзный договор - и имели на то полное право как страна-подписант, что Кравчук просто пошел навстречу Ельцину потому, что хотел мирного развода, а не новой - только очень большой - Югославии.
 
А потом - СНГ: какой развод, мы должны создать новую страну! А потом - Черноморский флот: какие переговоры, вы должны сделать так, как мы скажем! А потом - остров Тузла: хотим и насыпаем, ведь это все равно наше. А потом - оранжевая революция: почему не голосуете за того, кого избрал Путин? А потом - газ: мы повысим вам цены, но вы все равно должны нас благодарить за то, что мы вас содержим.
И теперь вот опять бьетесь в падучей, опять мы куда-то уходим, хотя никуда и не приходили. Впрочем, вам это неинтересно, потому что в вашем подсознании мы не имеем права голоса, а только вы имеете. И каждый раз, когда вы сталкиваетесь с нашим волеизъявлением, вы требуете, чтобы мы думали как вы. А если мы думаем иначе – значит, не имеем права думать.
 
 
Знаете, что я на самом деле думаю об этой вашей позиции? А то, что она безумна. Это не позиция взрослых людей, это позиция подростков, живущих в придуманной реальности и пытающихся затащить в свой замурзанный подвал всех остальных. Вот вы посмотрите, вся ваша дискуссия об Украине, да, впрочем, и обо всех остальных - это дискуссия между Лениным и Сталиным накануне создания СССР. Сталин хочет включить все окраины в состав Союза на правах автономии, а Ленин понимает, что стабильности  так не добьешься и нужно их обмануть, провозгласить квазигосударствами и они успокоятся. Прошло 90 лет, и что же? Одни нас пугают всяческими карами господними и онищенковскими, таможней и "Газпромом", а другие советуют разговаривать уважительнее, предлагать деньги и кредиты - и вот тогда Украина будет с нами. А почему, собственно, обязательно с вами? Вот почему? Почему Украина должна бояться ваших угроз и радоваться вашим деньгам и ласке? Украина что - шалава с Крещатика: рубль показал, улыбнулся гипнотизирующей улыбкой Владимира Владимировича - и все, она за тобой побежала как миленькая? Ну право же, зачем?
 
 
Ничего вы о нас не знаете и знать не хотите - о тех, кто живет рядом с вами и среди вас. Верите только тем из нас, кто хочет быть русскими и обязательно святее и патриотичнее самого русского из русских. Не представляете, что у людей могут быть другие желания и их тоже можно - и нужно - уважать. Не думаете даже, что можно жить с соседями на равных, что не размер имеет значение и не то неистовое бессмысленное самолюбование, которому вы неустанно предаетесь на пепелище своей огромной страны, а человечность. Да-да, человечность в том смысле, что мы все тоже люди со своими желаниями. И украинцы люди, когда хотят интеграции с Европой, а не с вами. И евреи люди, когда хотят жить на своей исторической родине, а не в вашей замечательной стране. И татары люди, когда хотят писать на латинице, а не на кириллице. И даже чеченцы люди, понимаете? И таджики, и киргизы, и узбеки. Лю-ди!
 
Вот когда на своих митингах вы будете кричать не «Путин! Путин!» или «Мы здесь власть!», а «Они тоже люди» - вот тогда в первый раз за всю вашу многовековую переполненную бунтами, казнями, смутами, войнами, революциями, лагерями, спутниками и погромами, малютами и лубянками историю появится шанс. Маленький - но шанс. Потому что если вы поймете, что мы тоже люди, вы тоже станете людьми.
 
А без людей России не бывать.

Джерело: http://www.novayagazeta.ru
Повітряна війна. Як це працює. Частина 5 – Том Купер
Повітряна війна. Як це працює. Частина 5 – Том Купер
Palantir у найчутливіших сферах Британії. Зв'язки Пітера Тіля з Джеффрі Епштейном загрожують нацбезпеці – Byline Times
Palantir у найчутливіших сферах Британії. Зв'язки Пітера Тіля з Джеффрі Епштейном загрожують нацбезпеці – Byline Times
Трамп хоче
Трамп хоче "націоналізувати" вибори. Штати попереджають про федеральне втручання
Сценарій атаки на Європу. Військова симуляція виявила слабкі місця НАТО – Wall Street Journal
Сценарій атаки на Європу. Військова симуляція виявила слабкі місця НАТО – Wall Street Journal
Європа потребує військового оперативного центру в Україні. Як перемогти росію без НАТО – CEPA
Європа потребує військового оперативного центру в Україні. Як перемогти росію без НАТО – CEPA
Залежний ринок. Криптоінвестори відчули відразу, дізнавшись, що біткоїн фінансувався Джеффрі Епштейном
Залежний ринок. Криптоінвестори відчули відразу, дізнавшись, що біткоїн фінансувався Джеффрі Епштейном
Ціни на нафту впали. Не вистачає лише ефективних санкцій, аби російська економіка обвалилася – Дональд Гілл
Ціни на нафту впали. Не вистачає лише ефективних санкцій, аби російська економіка обвалилася – Дональд Гілл
Європа починає повільно відходити від залежності від США. Що змінюється – Politico
Європа починає повільно відходити від залежності від США. Що змінюється – Politico