Согласно данным Ассоциации Автопроизводителей Украины «Укравтопром», общий объем продаж автотранспортных средств всех типов в стране за январь-февраль текущего года сократился на 28% по сравнению с тем же периодом 2013 года. При этом доля новых авто от общего числа продаж составила 89%. Прогнозируется, что такая тенденция к уменьшению объема продаж автомобилей будет наблюдаться и в дальнейшем. Эксперты отмечают, что это обусловлено снижением платежеспособности украинцев и сокращением свободных денежных средств из-за затянувшегося политического и экономического кризиса в стране.
В свою очередь, сложившаяся ситуация на автомобильном рынке Украины стимулирует развитие и повышает востребованность альтернативных способов покупки нового автомобиля, таких как: банковское кредитование, система трейд-ин, лизинг, а также программа покупки автомобиля в группе.
Наиболее обсуждаемой на просторах интернета является покупка машины в группе и в частности - программа «АвтоТак». Многие из тех, кто интересовался данным вопросом, мог столкнуться с мнением, что «АвтоТак» - это развод и не более того. Но что же на самом деле скрывается под понятием «покупка автомобиля в группе по-украински»? Давайте разберемся.
Сам по себе упомянутый механизм самофинансирования активно практикуют более 40 лет во многих странах мира (Бразилии, Мексике, Венгрии, Португалии, Румынии, Чехии, Словакии и других). В Украине же система покупки автомобиля в группе работает с 1998 года. И если в других государствах приобретение авто в группе воспринимается как выгодная альтернатива кредиту, то в Украине к этому финансовому инструменту относятся подчас весьма скептически, а то и вовсе считают его очередным разводом. В чем же причина такого недоверия?
Ответ очень прост: в Украине длительное время отсутствовал какой-либо контроль со стороны государственных органов за деятельностью компаний, якобы осуществляющих администрирование покупок в группах, что спровоцировало возникновение целого ряда недобросовестных организаций, которые под видом покупок товаров в группах годами реализовывали сомнительные схемы. К сожалению, многие наши соотечественники пострадали от неправомерных действий таких посредников. Именно такие предпосылки и обуславливают нынешнее настороженное отношение украинцев к такому финансовому инструменту, как покупка товара в группе.
Даже выход на рынок такого крупного игрока, как компания «Авто Просто», не сразу смог полностью разрушить устойчивые стереотипы Компания «Авто Просто» первой в Украине получила государственную лицензию на деятельность по администрированию финансовых активов для приобретения автомобилей в группах через систему «АвтоТак» (лицензия АЕ №198421 от 15.01.2013 г). Чтобы максимально приблизить систему покупки автомобиля в группе к цивилизованной мировой практике, вывести качество обслуживания потребителей на принципиально новый уровень, а также завоевать доверие украинцев к программе «АвтоТак», компания «Авто Просто» приняла целый ряд ключевых решений:
● обеспечила прозрачность условий участия в программе «АвтоТак»: образец договора находится в открытом доступе на официальном сайте компании;
● гарантировала прозрачность и законность всех аспектов своей деятельности: деятельность самой компании контролируется Нацкомфинуслуг, распределение автомобилей открыто для всех участников и происходит в присутствии нотариуса, результаты распределения публикуются в общенациональной прессе и интернете;
● официально подтвердила, что все участники программы «АвтоТак», при условии выполнения взятых на себя обязательств, ГАРАНТИРОВАННО получат автомобиль;
● обеспечила возможность участнику программы изменить первоначальный выбор автомобиля как в сторону более дешевой, так и в сторону более дорогой модели;
● разработала информационную онлайн поддержку участников программы;
● предоставила самостоятельный доступ участника к информации (в том числе доступ через мобильный телефон, персональную страничку на сайте «АвтоТак»);
● регулярно проводит акции для клиентов, например, обеспечивает бесплатную регистрацию в МРЕО, дарит комплект мебели, автомобильные диски, путевки на отдых и др.
Конечно, покупка автомобиля в группе, как и любое приобретение товара с оплатой его стоимости ежемесячными платежами, предполагает определенную переплату. В случае программы «АвтоТак» ежемесячное вознаграждение компании-администратора составляет 0,5% от стоимости автомобиля в месяц. Однако даже с учётом стоимости услуг «Авто Просто» ежемесячный обязательный платеж вполне посилен для потребителя со средним уровнем доходов (например, для ZAZ Sens ежемесячный платеж составляет 1244.41 грн, а для KIA Rio – 2841,71 грн).
Подытожив вышесказанное, можно заявить, что покупка автомобиля в группе по-украински имеет право на существование и вполне рациональна при условии, что все происходит законно и прозрачно - как в случае с ООО «Авто Просто» - и что все участники программы заблаговременно осведомлены обо всех нюансах.