Какие есть проблемы правовой культуры в Украине, как можно повысить уровень правосознания украинцем и какой должно быть качественное юридическое образование в разговоре с кандидатом юридических наук, заведующей кафедрой теории права и правам человека УКУ, Руководителем магистерской программы по правам человека Оксаной Головко-Гавришевой.
Мерилом верховенства права является понятие справедливости. Но то, что может быть справедливым для одного человека, может быть несправедливым для другого. Какими категориями ее обозначить?
Определить понятие справедливости - одно из самых сложных задач. В целом его можно рассматривать в правоотношениях вертикального и горизонтального порядка. Нормы права возникают для того, чтобы грамотно сбалансировать конфликты интересов внутри общества. Когда мы обозначаем справедливо или несправедливо - показательна сфера защиты прав человека. Соблюдение прав человека - это и четкая граница, которую гарантирует государство в демократическом обществе. Это отношения вертикального порядка. Содержание прав и обязанностей определяется нормами писаного права и с другой стороны практикой защиты этих прав. Когда возникают конфликты интересов - тогда нарушаются права. В горизонтальной плоскости правоотношений для каждого человека личный предел своих прав и свобод - это тоже права и свободы других людей. Все взаимозависимы и взаимосвязаны. Эти границы устанавливает общество. Если их установить искусственно, то это будет общество тоталитарного характера с одинаковыми правилами поведения для каждого.
А какой из способов создания нормы права дает наибольший простор для балансировки?
Есть несколько способов создания норм права. В частности, мы привыкли к законодательному процессу, когда парламент создает нормы права, которых будет придерживаться общество и государство. Но есть страны, где нормы права возникают в судах. Это система прецедентов. Также нормы права возникают из-за практики - так называемые обычаи, которые позже становятся правовыми нормами. Больше всего этот процесс наглядный там, где незначительная роль писаного права.
В процессе правотворчества задействованы государственные органы власти - законодательная или судебная ветвь власти. Создание норм права через практику общепринятой вырастает из самого общества и отражает уровню его правосознания.
В правовой культуре чаще всего возникают две проблемы - на уровне создания норм права и на уровне практики исполнения. Чем выше правосознание общества, тем меньше в нем таких проблем. Поэтому, по моему мнению, непосредственное привлечение человека в процесс создания норм права будет способствовать формированию сбалансированного правового поля внутри страны как на уровне правотворчества, так и правоприменения.
Много говорим о советском наследии, которое оставило свой отпечаток в культуре, религии, общественно-политической жизни, а также в понимании свобод и прав. Советская система законов больше указывала на «табу», чем на свободу человека. Такая система более запугивала, чем защищала.
В Советском Союзе правовая система фактически принимала на себя ответственность каждого человека за создание норм права. В этой системе все четко прописали. В одном из исследований по правовому регулированию социальной политики мы описывали имеющиеся модели социальной политики и социальной защиты в европейском контексте и советском. В Советском Союзе человек знал обо всех следующих шагах своего будущего профессиональной жизни. Ответственность заключалась лишь в том, чтобы соблюдать порядок, который предлагало государство.
Зато европейские общества шли другим путем. Они сосредоточились на том, что иметь права и обязанности значит быть ответственным за личную жизнь. В твоих действиях как гражданина страны кроется моральная или правовая ответственность. В украинском обществе еще недостаточно осознают взаимосвязь между действием и его последствиями. Есть действия, которые регулируются нормами права, а есть действия, которые регулируются нормами морали. В гражданском обществе существует также понятие социальной ответственности. Правовое сознание определяется также пониманием своей ответственности в правосоздательном процессе. Достаточно сложно дать однозначный ответ, каким образом сбалансировать общественные и индивидуальные интересы, но одним из эффективных инструментов их согласования является внедрение надлежащих образовательных программ, которые поднимут уровень правового сознания в украинском обществе.
Человек несет ответственность тогда, когда он свободен ...
Конечно. Человек будет осознавать пределы своей ответственности, когда будет соавтором определенного правила поведения. В сфере коммерческих отношений договоры заключаются на основе баланса интересов сторон. Их эффективнее выполняют тогда, когда обе стороны создают определенную норму договора. В контексте права сопричастность также означает определенную степень ответственности. Поэтому уровень правосознания будет расти, когда каждый член общества будет осознавать свою роль в процессе формирования правил поведения на уровне отдельной общины, района или области. Каждый должен задумываться над тем, какие решения принимаются на уровне местной общины и какие правила утверждаются. Это то, что будет влиять на уровень правосознания в стране.
Стремление к свободе и желание брать на себя ответственность, способность к самоорганизации и самоуправления - это все признаки гражданского общества. Революция достоинства стала началом его создания в Украине. Но все же свободой можно и злоупотреблять. Как уберечься от злоупотреблений?
Государство должно гарантировать свободу для каждого. Однако когда свободой злоупотребляют, она может ее и ограничить. Для этого она имеет десятилетиями устоявшиеся механизмы - право и закон. Именно они определяют пределы свободы. Задача гражданского общества - определить, такие ограничения являются разумными и целесообразными, а также упрочить четкие правовые рамки допустимого и возможного поведения каждого индивида в правовых нормах и практике их применения.
Наверное, справедливость достигается тогда, когда закон буквы не расходится с законом совести. Важно, кто принимает законы и с какой мотивацией. Если закон работает против людей, то это может быть признаком коррумпированного государства. Что должно измениться в государстве или мировоззрении, чтобы эти два вида законов заработали гармонично?
Стратегически осмыслить, что является целью правового регулирования, вызовом для самого государства. Хороший закон должен обеспечить необходимый баланс интересов внутри государства. В системе права мы имеем общие законы и специальные, которые еще во времена римского права определяют механизмы применения правовой нормы в каждом обществе. В то же время в обществе должно быть сформировано убеждение, что право является надежным, стабильным и справедливым регулятором общественных отношений, нормы которого уважают и выполняют все участники общественной жизни.
Общество не доверяет судебной и законодательной ветви власти. Когда нет доверия - нет должного исполнения. Что может восстановить доверие, почему закон не вызывает уважения?
Действительно, украинское общество критикует деятельность законодательной и судебной ветви власти. На практике мы имеем большую проблему, как обеспечить эффективность законодательного регулирования в стране и качество законов, и как обеспечить справедливость в контексте судебной реформы, ведь украинцы мало убеждены в справедливости суда. Основы справедливого судебного процесса вытекают еще из римского права. Во-первых, никто не может быть судьей в своем деле. Не должно быть конфликта интересов в процессе правосудия. Во-вторых, не должно быть давления на представителей судебной ветви власти. Если бы в Украине создали такую судебную систему, наше общество возобновило бы доверие к суду и праву.
С точки зрения авторитарного государства достаточно просто заставить уважать закон. С точки зрения демократического государства важно обеспечить прозрачность принятия решений на всех уровнях и ступенях, а также надлежащее выполнение принятых решений.
В произведении Платона «Государство» управленцами могли стать философы, которые обладали такими качествами как честность, справедливость, а также объективным знанием. По сути, это люди, которые понимали право и устанавливали законы. По вашему мнению, какими качествами должны обладать чиновники с законодательной ветви власти?
Они должны иметь огромную способность к самообразованию. Пройти законодательные процедуры и стать народным избранником - это еще не все. В парламенте очень много людей разных профессий и с разным опытом. Чтобы принимать решения, нужно постоянно учиться, осваивать новые сферы, а также осознавать общественную ответственность за принятые решения.
В Украине стремительно меняются законы, а успевает ли правовое образование постичь все эти изменения, чтобы обеспечить качественную подготовку специалистов?
Уместно будет вспомнить слова американского юриста и общественного деятеля Богдана Витвицкого, который описал задачи университетов с юридическим образованием. Важно сфокусировать внимание не на автоматическом воспроизведении знаний об основах правового регулирования, а на том, как мыслят юристы. Законы постоянно меняются, появляются новые. На первых курсах студенты осваивают только азы, изучают теорию. Это также важно, но гораздо важнее понять логику принятия судебных решений.
Не лучше ли ввести профильное образование в сфере права, ведь это позволит сфокусироваться на одном из юридических направлений? На какой из них стоит обратить наибольшее внимание?
Профильное правовое образование помогает студенту сфокусировать внимание на конкретной юридической сфере. Это облегчает выбор юридических профессий в будущем. Однако еще более важно сосредоточить внимание на навыках практической работы. Именно навыки практической работы и профессионального общения нужны юристу в повседневной жизни. Наличие таких практически ориентированных курсов - безусловное преимущество любой программы по праву.
В чем заключается уникальность Магистерской программы по правам человека в УКУ?
Уникальность этой программы состоит в первую очередь в том, что она изначально направлена на формирование нового поколения юристов, способных во всех сферах профессиональной жизни применять и соблюдать стандарты защиты прав человека и понимать ценность прав человека для развития правовой системы и правовой культуры в Украине. Эта учебная программа профессионально ориентирована на сферу защиты прав человека на всех уровнях: национальном, региональном и международном уровнях. Все курсы программы учитывают практику и опыт применения Европейской конвенции по правам человека в Украине, ведь события последних лет четко показали потребность в защите прав человека в украинском обществе и недостаток квалифицированных специалистов в этой сфере.
Наши студии станут вкладом в продвижение прав человека в нашей стране, в частности относительно соблюдения прав наиболее социально уязвимых групп. Кроме того, подготовка специалистов в сфере защиты прав человека путем запуска такой программы станет еще одним весомым вкладом в развитие правового сознания и развитие гражданского общества. Также преимуществом программы является ее фокусировка на формировании навыков практической работы в юридической среде, в частности soft skills, legal writing, communication skills. К преподаванию в программе предусматривается также привлечение иностранных преподавателей, поскольку тематика защиты прав человека имеет международный контекст. И международно-правовые стандарты защиты прав человека являются определяющими. Понимание тех стандартов в современном мире и тенденции развития правового регулирования в глобальном контексте поможет понять и спрогнозировать направление развития правового регулирования защиты прав человека в Украине.