Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Федерализация - российский сценарий раскола Украины без единого выстрела

Федерализация - российский сценарий раскола Украины без единого выстрела
Фото: news.fcdnipro.com
Двумя топ-темами мировых СМИ сегодня является спасение Украины от экономического и финансового краха и возможность военной интервенции России в восточные области Украины.

Как перезапустить украинскую экономику

Экономист Даниэль Грос, директор брюссельского Центра исследований европейской политики (CEPS) в статье для Project Syndicate считает, что Западу следует задуматься прежде всего над тем, как стабилизировать ситуацию в Украине, поскольку возможностей вернуть Крым нет. Украинская экономика, по его словам, находится в состоянии анабиоза из-за неприемлемого уровня дефицита бюджета и дефицита счетов текущих операций.

Украинскому правительству нужно провести такие ключевые реформы: поднять цены на газ до обоснованного уровня, прекратить дотирование добычи угля и пересмотреть систему управления газопроводами, по которым российский газ транспортируется в Западную Европу. Все три реформы являются решающими для успеха борьбы с коррупцией.

Грос замечает, что отказ от дотирования добычи угля и повышение цен на газ может нанести особенно тяжелый удар по Восточной Украине с ее русскоязычным населением. Для некоторых может показаться привлекательным жизнь в России, с ее огромными ресурсами дешевых нефти и газа. Учитывая то, что в Восточной Украине доминирует энергоемкая металлургия и не всегда эффективная угольная промышленность, украинское правительство должно сосредоточиться на создании в этих регионах новых рабочих мест в конкурентоспособных отраслях, в частности машиностроении, чтобы компенсировать потери рабочих мест в старых отраслях. ЕС мог бы помочь тем украинским предприятиям этих регионов, что потеряли доступ к российским рынкам, придавая им особую маркетинговую поддержку. Кроме того, ЕС следует открыть им доступ к своим рынкам, и не только отменяя пошлины, но и освобождая их временно от необходимости соблюдения всех сложных технических стандартов и правил ЕС.


Фото: nter.net.ua

Кроме того, ЕС мог бы помочь побороть бедность и страдания, которые возникают тогда, когда счет за отопление может превысить доходы домохозяйства, а также взяться за решение причины высоких затрат на отопление - расточительства энергии в имеющемся жилом фонде. Это могла бы быть программа целевой социальной поддержки малообеспеченных, а также программа инвестиций в энергосбережение. Опыт Восточной Европы, где цены на энергоресурсы пришлось существенно поднять еще в 1990-е годы, продемонстрировал, что простые мероприятия - улучшение изоляции, а также ремонт систем центрального отопления - приносят быстрые и значительные результаты, сокращая затраты энергии.

Впрочем, несмотря на распространенную коррупцию в государственном аппарате и его неэффективность, этими программами должна была бы управлять совместная рабочая группа, которая состояла бы из представителей ЕС и правительства Украины. Необходимый технический опыт могли бы предоставить соседние с Украиной государства-члены ЕС.

Экономист предлагает также решить вопрос сохранения транзита российского газа через Украину и вопросы модернизации украинской ГТС путем передачи ее в оперативное управление Европейскому банку реконструкции и развития - учреждению, влияние на которое имеют все стороны (страны-покупатели российского газа, Россия и транзитер - Украина). ЕБРР мог бы защитить обоснованные интересы этих сторон, заверить нормальное функционирование и поддержание в рабочем состоянии газопроводов и контролировал бы распределение доходов от транзита.

Запад отреагировал слишком вяло

Бывший вице-премьер и бывший министр финансов Польши Лешек Бальцерович в интервью Rzeczypospolitej рассказывает, какие, по его мнению, должна провести реформы Украина.

По мнению Бальцеровича, Украине необходимы, прежде всего, реформы, связанные с ограничением бюджетных расходов, которые сейчас составляют слишком высокую долю в ВВП (около 50%). Поскольку расходы на пенсии составляют только 18% ВВП, следует задуматься над повышением пенсионного возраста. Кроме того, следует сократить субсидирование цен на газ и тепло для домохозяйств, поскольку сами субсидии только делают еще более зависимой Украину от импорта российского газа.

В то же время, польский реформатор объясняет, что программа нового украинского правительства не должна предусматривать лишь устранение субсидий, а содержать мероприятия, которые были бы привлекательны для населения как западных, так и восточных областей, элементы, которые имели бы "и экономический, и политический смысл".

"Речь идет, прежде всего, о реформировании государства", - заключает он. Меры, необходимые с фискальной точки зрения, должны быть частью более широкой программы и сопровождаться элементами защиты бедного населения. Именно так происходило в Польше и других странах Центрально-Восточной Европы. В частности, помощь после повышения цен на газ должны получать только те, кто в ней нуждается, не владельцы больших домов, которые, как правило, богаче, а владельцы небольших квартир.


Лешек Бальцерович. Фото: pinger.pl

Бальцерович считает, что Украине следует окончательно отказаться от мягкой привязки гривны к доллару. Национальный Банк Украины может, однако, вполне либерализовать курс, как это сделала Польша и Турция, и перейти к политике таргетирования инфляции. Эта модель сработает, если центральный банк будет достаточно компетентным, а монетарная политика достаточно дисциплинированной. Другой вариант - это фиксированный валютный курс, то есть жесткая привязка гривны к другой валюте. Это решение, по его мнению, успешно применяет Болгария, поэтому он не исключает его применение в случае Украины. Однако последний режим требует очень строгой бюджетной дисциплины, а при ее отсутствии может наступить крах, как в Аргентине.

Польский экономист убежден, что Брюссель должен создать для Украины перспективу вступления в ЕС - даже довольно мнимую, без определения срока, как своеобразный стимул для проведения реформ. Первым шагом должно стать подписание экономической части соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной.

По мнению Бальцеровича, реакция Запада на аннексию Россией Крыма не была достаточно сильной. Сравнивая нынешнюю ситуацию с агрессией Германии в 1930-х гг., экономист говорит, что Запад должен сейчас предполагать реализацию наихудшего из возможного, чтобы не повторять своих прежних ошибок. Слабый ответ Запада может привести Путина к выводу, что такие шаги, как аннексия Крыма, являются для него приемлемыми. Кроме того, слабость гарантий безопасности Украины, содержавшихся в Будапештском меморандуме 1994 года, может, по его мнению, сделать невозможным отречение Ираном планов по получению ядерного оружия или же побудить Японию к получению собственного ядерного оружия. Другими словами, может начаться новая гонка вооружений.

Циничный план Путина относительно разделения Украины

The Financial Times в своем редакционном комментарии уверенно называет предложения России по федерализации Украины "планом разделения Украины".

Издание метко замечает, что размещение российских войск на приграничных с Украиной территориях создало хорошие условия для продвижения Путиным инициативы превращения Украины из унитарного государства в федерацию. Угрожая вторжением, которого на самом деле, возможно, и не будет, Путин намекает на потенциальное дипломатическое урегулирование кризиса - конституционную реформу, которая предоставила бы широкие полномочия регионам Украины.

Определенная децентрализация, несомненно, пойдет на пользу украинскому государству, повышая эффективность и подотчетность государственного управления. Кроме того, временное правительство в Киеве, которое, как считает издание, поддерживают украинцы в западных и центральных регионах страны, должно быть более чутким к требованиям русскоязычного населения.


Фото: zn.ua

Но Запад не должен иметь иллюзий относительно того, что Кремль понимает под "федерализацией". Путин хочет, чтобы русскоязычные регионы Украины завоевали огромную автономию от Киева и установили собственные двусторонние отношения с Москвой. Министр иностранных дел России Лавров сам говорил, что украинские регионы должны иметь "широкие полномочия" для установления экономических и культурных связей с соседними странами". Таким образом, Москва имеет цель не улучшить качество государственного управления в Украине, а расколоть страну без единого выстрела. Путин приглашает Запад согласиться на разделение Украины. Конечно, в российском плане есть определенный парадокс: Кремль требует от соседа стать федерацией, зато сама Россия является федерацией только по названию, из которой невозможно выйти, поскольку любая попытка выхода будет подавлена силой.

Дальнейшие последствия согласия на реализацию российского предложения могут быть дальновидными. Если Украина согласится с ним, то другие восточноевропейские страны, как Эстония и Латвия столкнутся с требованиями предоставить подобную автономию собственным меньшинствам. Это породит нестабильность уже в странах-членах ЕС и НАТО. Поэтому Запад должен занять твердую позицию в отношении России, и позволить самому украинскому народу решать его будущее и принимать собственную конституцию.

Ничто не должно сорвать президентские выборы в Украине назначенные на 25 мая. Чем выше будет участие украинцев в голосовании, то труднее будет Путину высказывать аргументы в пользу разделения страны.