Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Как строить и развивать бизнес и добиться процветания

Как строить и развивать бизнес и добиться процветания
Домашнє печиво - чудовий подарунок для колег. Фото: wikiHow
В издательства BookChef вышел украинский перевод книги генерального директора, председателя и соучредителя инвестиционной компании Blackstone Стефана Шварцмана "Чего стоит успех. Уроки достижения совершенства".

Книга - это история автора миллиардера, филантропа и деятеля, мнением которого интересуются руководители государств, покажет, как добиться процветания, строить и развивать бизнес. AIN.UA публикует отрывок из книги.

Стаюсь, а не рождаются

Весной 1987 года году я прилетел в Бостон на встречу с командой инвестиционного фонда Массачусетского технологического института (МТИ). Я пытался собрать деньги для первого инвестиционного фонда Blackstone, и моей целью был один миллиард долларов. Мы стали бы первым крупнейшим фондом такого вида и третьим по величине в мире. Это была амбициозная цель. Но я всегда верил, что достигать больших целей так же трудно, как и маленьких. Разница лишь в масштабе последствий. Поскольку за раз можно справиться только с одной значительной целью, то важно идти именно той, которая стоит всех будущих усилий и внимания. Однако после множества отказов я начал паниковать.

Мы с Питом Питерсоном начали Blackstone 1985 году с большими надеждами и продуманной стратегией. Но дела шли не так, как мы планировали. Мы покинули Уолл-стрит, а именно известный инвестиционный банк LehmanBrothers, в котором Пит был генеральным директором, а я руководил самым загруженным отделом слияний и поглощений (СиП) в мире.

Однако сейчас мы рискуем стать посмешищем. Если не сможем собрать деньги, то все сумниватимутьсяу нашей бизнес-модели. Наши бывшие соперники надеялись, что мы пойдем на дно, а я боялся, что их мечты сбудутся.

 

Накануне я подтвердил нашу встречу с МТИ и вместе с Питом приехал на Массачусетс-авеню; мы были готовы поговорить о наших планах и получить обещание вложить деньги в наш фонд. Мы нашли дверь с табличкой "Фонд МТИ" и постучали. Никто не ответил. Мы постучали второй, третий и четвертый раз. Я проверил блокнот, чтобы убедиться, что мы пришли по адресу. Пит, которому было 61, на 20 лет больше, чем мне, и который, прежде чем перейти в Lehman, работал секретарем по вопросам торговли при Президенте Никсоне, стоял хмурый за мной.

Наконец уборщик, который проходил мимо, остановился. Мы сказали, что приехали на встречу с людьми из фонда.

- Вот. Сегодня пятница. Они уже давно ушли, - сказал он.

- Но нам назначили встречу третьего дня, - заявил я.

- Я видел, как они ушли. Они вернутся в понедельник утром.

Мы с Питом вышли из здания как в воду опущенные. Начался дождь. Мы не были готовы к такой погоде: у нас не было ни зонтиков, ни дождевиков. Итак, решили подождать в административном здании МТИ, пока пройдет ливень. Двадцать минут спустя дождь еще усилился.

Я имел что-то сделать. Поэтому выбежал на улицу, чтобы попытаться поймать такси. Мгновенно я стал мокрый до нитки. Одежда висела на мне как тряпки, глаза и лицо заливала вода. Каждый раз, когда я думал, что поймал такси, кто-то забирал его у меня из-под носа. В отчаянии и мокрый, я заметил такси, остановившееся на красный свет, и побежал к нему. Я постучал в заднее окно и показал размякшую двадцатку, надеясь подкупить пассажира, чтобы он взял нас с собой. Он уставился на меня в окно через поднят стекло. Я, видимо, имел странный вид, когда барабанил в окно в промокшей костюме. Он отказал мне. Двое других людей сделали то же. Я поднял предложение до тридцати долларов, и наконец кто-то согласился. Ничего более похожего на сделку у меня не было уже много недель.

Я помахал Питу, и он медленно двинулся ко мне, на каждом шагу становясь более сердитым и мокрым. Волосы прилипли ему в голову так, что он стоял под душем. Пит привык к тому, что машины ждут его, а водители держат зонтики, когда он садится в машину и выходит. Но полтора года назад мы решили начать общее дело. Когда он шел через лужи ко мне, его лицо красноречиво говорило, что он сожалеет о том решения.

Еще не так давно мы с Питом могли позвонить кому-либо в корпоративной Америке или правительствах по всему миру и найти тех, кто нас будет слушать. Мы не думали, что начинать собственное дело будет просто. Но и не представляли, что в пятницу вечером мокрые до нитки сидеть в зале ожидания аэропорта Логана и не получим ни одного доллара за свои усилия.

 

Каждому предпринимателю знакомо это чувство: момент отчаяния, когда все, что ты осознаешь, - это огромная пропасть между тем, где ты сейчас, и тем, как ты представляешь свою жизнь и бизнес. Когда ты достигнешь успеха, то люди будут видеть только успех. Если ты потерпишь поражение, то они будут видеть только поражение. Люди редко замечают поворотные моменты, которые могли повести тебя совсем в другом направлении. Но именно на таких поворотных этапах ты усваиваешь важнейшие уроки о бизнесе и жизни.

В 2010 году Дрю Фауст, тогдашняя президент Гарварда, приехала в Нью-Йорк, чтобы увидеться со мной. Мы поговорили о разном, но больше всего времени уделили управлению крупными организациями. Покинув Гарвард в 2018 году, она нашла много заметок с этой нашей встречи и прислала мне.

Из написанного мне в глаза бросилось одно: "Лучшими директорами становятся, а не рождаются. Они впитывают информацию, изучают собственный опыт, учатся на собственных ошибках и развиваются". Это точно про меня.

Вскоре после встречи с Дрю я разговаривал с Генк Полсоном. Это бывший министр финансов США и гендиректор Goldman Sachs. Он посоветовал мне пересмотреть свои старые записные книжки, зафиксировать на диктофон свои мысли о развитии и управления организацией, а потом приказать кому-то транскрибировать аудиозаписи, чтобы они были у меня на случай, если я когда захочу опубликовать их. Я подумал, что мой опыт будет интересен многим, поэтому все же прислушался к его совету.

Я регулярно выступаю перед студентами, директорами, инвесторами, политиками и людьми с неприбыльных организаций. Чаще всего я слышу вопрос о том, как мы построили и теперь управляем Blackstone. Людям нравится слушать о том, как ты представил, начал и развил организацию и культуру, которая привлекает очень талантливых людей. Им также хочется знать, каким человеком надо быть, чтобы согласиться на такой вызов, - какие черты, ценности и привычки должны быть у такого человека.

Я никогда не хотел писать мемуары, в которых в хронологической последовательности записан каждый момент моей жизни. Зато я решил выбрать события и эпизоды, из которых я получил важные уроки о мире и работу в нем. Эта книга - это сборник поворотных моментов, которые сделали меня таким, какой я есть сегодня, и уроков, которые я изучил благодаря им. Надеюсь, это будет вам полезно.

Я вырос в Филадельфии, в пригороде для среднего класса, где вобрал ценности Америки 50-х честь, открытость и упорный труд. Родители давали мне только карманные, поэтому мы с братьями должны были зарабатывать, если хотели больше. Я работал в нашей семейной лавки белья, ходил от двери к двери и продавал шоколадки и лампочки, доставлял телефонные справочники и начал свое дело по стрижке газонов - мои младшие братья-близнецы стали моими сотрудниками на неполный день. Они получали половину того, что им платили за работу, а я забирал остальные за то, что находил им клиентов. Дело продержалась целых три года, пока у нас не состоялась забастовка рабочих.

Сегодня в моем расписании много возможностей, которые я и представить не мог: встречи с руководителями государств, директорами корпораций, медийными персонами, финансистами, законодателями, журналистами, президентами университетов и лидерами выдающихся культурных учреждений.

Как мне это удалось?

У меня были замечательные учителя. Родители привили мне такие ценности, как честность, порядочность, жажда достижений и щедрость. Мой школьный тренер по легкой атлетике Джек Армстронг помог мне развить высокую устойчивость к боли, а также понять важность подготовки - все это ключевые установки для предпринимателя. В соревнованиях по бегу рядом с моим школьным лучшим другом Бобби Брайантом я научился верности и понял, что значит быть частью команды.

В колледже я упорно учился, любил приключения и организовывал проекты, чтобы помочь нашей общине. Я научился слушать людей, обращать внимание на то, что они хотят и что им надо, даже если они об этом молчат, а также быть бесстрашным, когда дело доходит до сложных проблем.

Однако я никогда не представлял себя в бизнесе; до сих пор я никогда не проходил курс экономики. Когда я начинал на Уолл-стрит в фирме Donaldson Lufkin Jenrette, которая занималась ценными бумагами, то не знал, чем именно они такие ценные - те бумаги, а знания по математике у меня были в лучшем случае скромными. Мои братья никогда не упускали случая выразить свое удивление: "Ты, Стив? В финансах?».

Но свой недостаток знаний основ экономики я компенсировал способностью замечать закономерности и разрабатывать новые решения и парадигмы, а также настойчивостью в воплощении своих идей.

Финансы стали для меня средством познания мира, формирования отношений, решения сложных проблем и воплощение амбиций. Они также позволили мне упростить сложные проблемы путем сосредоточения внимания только на двух-трех составных частях, которые определят результат.

Создание Blackstone стало важнейшим личным вызовом в моей жизни. Фирма прошла долгий путь с тех пор, как мы с Питом в дождь стояли под зданием МТИ. Сегодня это крупнейшая в мире компания по управлению альтернативными активами. Традиционные активы - это наличные, акции и облигации.

Понятие "альтернатива" очень широкое и охватывает многое другое. Мы строим, покупаем, ремонтируем и продаем компании и недвижимость. В компаниях, в которые мы инвестируем, работает более полумиллиона человек. Это делает Blackstone и компании, в которые мы вкладываем деньги, одними из крупнейших работодателей США и даже мира. Мы ищем лучших менеджеров гедже-фондов и даем им деньги для инвестиций, также занимаем средства компаниям и инвестируем в ценные бумаги.

Среди наших клиентов есть институциональные инвесторы, пенсионные фонды, государственные инвестиционные фонды, фонды университетов, страховые компании и частные инвесторы. Наша обязанность - создать долгосрочную выгоду для наших инвесторов, компаний и активов, в которые мы инвестируем, и для общин, в которых работаем.

Мы в Blackstone достигли таких замечательных успехов благодаря нашей культуре. Мы верим в меритократию и совершенство, открытость и честь. И мы очень стараемся нанимать только тех людей, которые разделяют эти ценности. Мы зациклены на управлении рисками и никогда не теряем деньги. Мы верим в инновации и развитие - постоянно задаем вопрос, чтобы спрогнозировать события и измениться в соответствии с прогнозами, а не ждать, пока реальность заставит нас к переменам. В финансов нет патентов. Хорошая фирма с высокими доходами сегодня может быть плохой фирмой с низкими доходами завтра. Через конкурентов и нестабильность, если вы полагаетесь только на одну сферу бизнеса, ваша организация может не выжить.

В Blackstone мы собрали непревзойденную команду, и наша общая миссия состоит в том, чтобы быть лучшими в мире в том, что мы делаем. С такой высокой планкой очень легко оценивать наши успехи.

С развитием и расширением Blackstone у меня возникло много различных возможностей вне бизнеса. У меня и мысли не возникло бы, что уроки, которые я получил в качестве предпринимателя и переговорщик, а также отношения, которые я сформировал в индустрии, правительстве, образовательном секторе и мире неприбыльных организаций, однажды дадут мне возможность возглавить Центр исполнительского искусства имени Джона Ф . Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия, или начать престижную программу для студентов в Китае - Стипендиальную программу Шварцмана. Я рад, что мне удалось применить к филантропии такие же принципы, которые я использую в бизнесе: определять и решать сложные проблемы с помощью творческих, продуманных решений.

Возведение первого уникального студенческого и культурного центра на территории студенческого городка Йеля, основания колледжа, который сделает МТИ первым университетом по изучению искусственного интеллекта в мире, или создание инициативы в Оксфорде для пересмотра подхода к изучению гуманитарных наук в XXI веке - сегодняшние мои проекты сосредоточены на использовании ресурсов для изменения парадигмы, то есть они непосредственно влияют на жизнь, а не значатся лишь строкой в ​​статье расходов. Для меня честь отдать более чем один миллиард долларов на поддержку незаурядных проектов, влияние которых значительно превзойдет их финансовую ценность и точно переживет меня.

Я также провел много времени за телефонными разговорами или на встречах с высокими чиновниками со всего мира, у которых были проблемы, но не было вариантов их решения. Я до сих пор каждый раз очень удивляюсь, когда ко мне обращается мировой лидер и просит совета или интересуется моим мнением о внутригосударственные или международные вопросы. Каждый раз я стараюсь помочь, как могу.

Надеюсь, что уроки из этой книги станут полезными для вас, пусть кто вы - студент, предприниматель, менеджер, член команды, который хочет сделать свою организацию лучшей, или просто человек, который стремится максимально реализовать свой потенциал.

Для меня самая вознаграждение в жизни - это создавать что-то новое, неожиданное, с мощным влиянием. Я в постоянном поиске совершенства. Когда люди интересуются, как я преуспел, то моя простой ответ всегда одинаков: я вижу уникальную возможность и делаю все, чтобы ею воспользоваться. Я никогда не сдаюсь.