Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Лилия Шевцова: Война для России - инструмент выживания

Лилия Шевцова: Война для России - инструмент выживания
Лилия Шевцова. Фото: Александра Чернова
"Представьте шахматную доску, на которой стоят фигуры. Вдруг кто-то подошел и сбросил ее со стола. Все фигуры перемешались, и теперь следует решить, что за игроки будут играть и какую партию. Когда они вернутся за этот стол? Украина оказалась в роли пассионарной нации, которая первой сбросила эту шахматную доску", - говорит Лилия Шевцова, политолог из России, который придерживается оппозиционных взглядов. Выступая перед участниками Школы международной журналистики в Украинском католическом университете во Львове, она назвала российскую агрессию против Украины со стремлением Кремля остаться центром "евразийской галактики".

Мир, по мнению Шевцовой, вошел в стадию паузы, которая означает потерю направлении движения. Старые институты и нормы не работают, а новые еще не сформировались. Европейский Союз думает, куда двигаться дальше, или, возможно, лучше вернуться назад и отсидеться в безопасном углу.

"Ни Запад, ни мировое сообщество в целом не смогли создать новую систему мирового порядка. Запад парализован, доволен собой, он впал в спячку. Отказавшись от ценностного измерения своей внешней политики, он не может выбраться из кризиса, в котором оказалась модель западной либеральной демократии. И тут случился такой себе протуберанець на солнце, всплеск одной нации, которая стала стремиться чего-то нового. Этой нацией оказалась Украина", - говорит исследовательница.

Вместо активных действий Запад прибег к санкциям как к инструменту,который усиливает рецессию российской экономики. "в 2015 году даже по оценке провластных экономистов, таких как Алексей Кудрин, Россия потеряет треть своего бюджета. Но санкции могут повлиять на тактику Кремля, а в стратегическом плане Россия не сможет отказаться от попыток повлиять на украинскую политику", - считает Шевцова. Ведь политика российского самодержавия, что имеет исключительную способность перевоплощаться и самовідтворюватись, реализуется через стратегию сдерживания Запада и выдавливание либеральной идеологии.

Попытка Европы втянуть Россию в диалог для согласования интересов ЕС и Евразийского союза - лишь маневр западных политиков для того, чтобы отвлечь внимание Кремля от Украины. Однако на самом деле совместить интересы Запада и Востока нереально. Ведь главная цель агрессивных действий Кремля заключается в стремлении сохранить статус центра "галактики" Евразийского союза - проявлении того самого самодержавия.

"Первая цель Кремля - сохранение Украины как главного элемента российской сферы влияния на постсоветском пространстве. Вторая - Украина как поле боя с Западом за вытеснение европейских ценностей из украинского пространства. Третья - легитимация российского государства через Украину. Четвертая - подавление идеи протеста в России через уничтожение Майдана в Украине и апробация нового гибридного типа войны", - говорит Лилия Шевцова.

Стоит ли надеяться на то, что система, построенная в России Путиным, развалится? С СССР 23 года назад это произошло мирным путем, под давлением обстоятельств и нерешенных проблем, что случается очень редко. Сейчас назрела очередная кризис: "Россия не может больше продвигаться в рамках самодержавия, отвечать на геополитические, цивилизационные вызовы, которые накопились. А если система не может справиться с внутренними вызовами, она умирает, падает".

Спасаясь, российская система пытается вернуться в прошлое, но это невозможно. Этого нельзя сделать даже при условии восстановления архаических традиционных механизмов легитимации самодержавия через конституции, возврат к репрессиям и войны как инструмента выживания.

"Оптимальным вариантом для самосохранения российской системы является полная закрытость общества, - говорит политолог. - Отрубить интернет и все остальное. Сделать лоботомию каждому. И каким образом можно закрыть общество, если элита не хочет закрываться? Ведь российская элита не захочет жить в государстве, которое напоминает Северную Корею. Значительная часть этой элиты слишком интегрирована в мировое пространство".

По словам Шевцовой, российское общество уже дважды было в аналогичной ситуации - во время второй чеченской войны 1999 года и во время российского вторжения в Грузию в 2008 году. Эффект от нынешней "патриотической войны" более длительный, но электоральный рейтинг Путина подскочил после аннексии Крыма, уже начинает постепенно падать. Хотя большинство россиян до сих пор находит поводы гордиться и страной и системой.

Кроме того, отмечает политолог, согласно опросам, россияне готовы поддерживать войну против Украины только в случае, если она будет победной и пройдет без жертв. К войне, на которой льется кровь россиян, жители РФ не готовы. К тому же, пропагандистские инструменты, с помощью которых режим Путина пытается вернуть страну в прошлое, работают все менее эффективно.

"Ни одна автократическая власть не может существовать без идеи, - объясняет Лилия Шевцова. - А использовать идею киевской хунты и фашистов-бандеровцев в долговременной перспективе невозможно - она просто перестанет действовать". Ранее в материале для The Financial Times она писала, что Путину не хватает харизмы и аргументов Сталина, чтобы мобилизовать Россию на войну против внешнего врага. Сегодня Путин ведет войну, играя на национальных комплексах россиян, однако находить аргументы и подпитывать ненависть к Украине становится все труднее.

Ирина Мацькова