iPress.ua пообщался с Дмитрий Павличенко о его инициативе и о препятствиях, которые власть устраивает на пути к принятию законопроекта об освобождении незаконно осужденных украинцев.
Какие задачи вы перед собой ставите?
Освобождение всех незаконно осужденных предыдущей властью граждан Украины.
Незаконно осужденных за что? Сколько таких людей?
Не имеет значения за что. За политическими, экономическими мотивами, просто потому, что человек неугоден. Сейчас мы лоббируем законопроект 4708, который Верховная Рада саботирует. Это закон о создании независимой комиссии при Верховной Раде, которая позволит всем незаконно осужденным выйти на свободу.
ЧИТАЙТЕ: Что делает для нас Европейский суд по правам человека?
Каковы критерии отбора этих людей?
Мы не ставим вопрос о том был ли виноват человек или нет. Мы говорим о том, если на стадии следствия, досудебного производства права человека были нарушены, он автоматически признается невиновным. Вот такие критерии. Поэтому комиссия будет рассматривать были ли нарушения права во время досудебного и судебного следствия подсудимого.
Кроме этой комиссии и закона у вас будут еще какие-то средства для влияния на ситуацию в судебной системе в целом?
Сегодня нет правовых оснований освободить незаконно осужденных. Это можно делать только точечно, как мы и делаем - собираемся, проводим акции. Если в масштабах страны, то сегодня нет таких правовых оснований освободить всех незаконно осужденных. Поэтому мы инициируем через партию "Свобода" этот закон, который позволит всем незаконно осужденным выйти на свободу.
Хорошо, но у вас есть видение того, как дальше не допустить, чтобы украинцы страдали от произвола судебной системы?
Да. Это полная люстрация всей судебной, правоохранительной системы и прокуратуры. Но, поскольку мы не можем просто щелкнуть пальцами и система сразу поменяется, поэтому мы вынуждены сейчас идти таким путем, чтобы освободить всех незаконно осужденных посредством создания независимой комиссии при ВРУ.
Как вы в будущем видите судебную систему в Украине? Как ее реформировать?
Конечно. Мы планируем зайти в Верховную Раду и создать там постоянную комиссию по незаконно осужденным. Комиссия будет наблюдать за правами и свободами наших граждан. Туда сможет обратиться каждый.
Какие права будет иметь эта комиссия?
Мы будем требовать от ВРУ, предоставить этой комиссии права, что позволят просматривать все дела незаконно осужденных. А тех судей, которые выносили незаконные решения - привлекать не только к люстрации, но даже к уголовной ответственности.
А чем тогда вы будете отличаться от Люстрационного комитета Егора Соболева?
Дело в том, что люстрационный комитет Егора Соболева де-юре не существует. Де-факто его провозгласили, но он не существует, законопроекта такого нет.
У вас есть уверенность, что вашу комиссию не ждет такая же судьба?
Мы же рассматриваем вопрос о незаконно осужденных. В отношении незаконно осужденных решение принимали те же судьи, прокуроры и следователи, которых будет рассматривать комиссия того же Егора Соболева, если она все же будет создана. Мы с ним будем сотрудничать и передавать все эти дела. Мы будем рассматривать дела незаконно осужденных, а он - тех прокуроров и судей, которые выносили заведомо незаконное решение.
Если комиссия решит, что человека осудили незаконно, что ждет судью, который принял соответствующее решение?
Следствие предусмотренное Уголовным кодексом - от 8 до 10 лет заключения. Минимум - увольнение с работы.
А кто будет рекомендовать уволить судью - комиссия? Какой механизм?
Комиссия будет рекомендовать. Мы будем направлять материалы дела в суд на пересмотр и параллельно будем отправлять материалы в Люстрационный комитет о том, что в отношении определенного гражданина следователи, прокуроры и судьи вынесли заведомо незаконное решение. Этим будет заниматься или Егор Соболев или Татьяна Чорновол.
Кто войдет в эту комиссию, каким будет ее состав и кто ее будет формировать?
В законопроекте мы предусмотрели 25 членов комиссии. 5 человек - это судьи, которые не являются объектом люстрации и 10 лет не работали в судебной системе, юристы и представители общественных организаций.
А кто будет комплектовать эту комиссию?
Мы ориентировались на Татьяну Чорновол, что именно она будет предлагать и комплектовать эти кандидатуры, также Верховная Рада и общественные организации.
Насколько длительной будет каденция этих членов комиссии?
Законопроект предусматривает ориентировочно год. Мы добьемся, чтобы сделать постоянную комиссию, потому что только за 2013 год было миллион незаконных производств, около миллиона жалоб к омбудсмену Лутковской. Права граждан нарушаются на каждом шагу и сейчас нарушаются еще больше.
И вы считаете, что 25 человек справятся с таким объемом работы?
Мы предложили 25, но депутаты их урезали до 15.
Какими средствами будете добиваться этих задач? Сейчас этот закон снова отправили на доработку в комитеты. Мы рекомендуем, чтобы восстановили количество членов комитета, которое было изначально. И чтобы комиссия работала не год, а пока все незаконно осужденные не выйдут на свободу.
Как на ваш взгляд реформировать саму судебную систему, чтобы судьи больше не принимали заведомо неправомерных решений?
Проблема всей судебной системы лишь в одном: судей назначает не народ, как это должно быть по Конституции, а Президент. И это уже является фактором коррупции. В районных, областных судах по 100-200 тысяч платят, чтобы занять определенную должность. То есть не люди, а Президент и его администрация, решает, кто какую должность будет занимать человек в районном суде или каком-то другом.
Вы уверены, что депутаты поддержат ваш законопроект?
Я общался со многими депутатами, с Сергеем Киваловым. Весь депутатский корпус его поддерживает. Но в итоге этот закон саботируют, потому что он очень ударит по коррупции.
Кивалов первый кому этот закон не выгоден.
Конечно, хотя я в личном разговоре с ним. Он сказал: Дмитрий, я с вами полностью согласен и даже больше скажу: надо всех судей переизбирать. Но, несмотря на это, законопроект лежит сейчас у Кивалова и он его пытается затормозить. Хотя мне говорят, что он никак не препятствует этому законопроекту, но его никак не внесут в повестку дня.
Возможно тогда стоило бы направить усилия на то, чтобы очистить судебную систему от нечестных, запятнанных коррупцией людей, а уже потом начинать с новыми судьями пересматривать решения и реформировать систему?
Я полностью согласен и мы также рассматривали этот путь. Но сколько времени это может занять? Мы смотрели европейский опыт. Там люстрация судей длилась около 10 лет. Мы же не можем ждать пока наши граждане будут ждать 10 лет, пока мы не проведем люстрацию судей. Поэтому мы пошли путем независимой комиссии ВРУ, которая позволит освободить незаконно осужденных граждан.
Комиссия будет заниматься хозяйственными делами, только делами незаконно осужденных?
Только делами людей, которых незаконно осудили. Мы даже планируем, чтобы эти люди были не только реабилитированы, но и социально адаптированы. Их лишили всего. Представляете, человек провел за решеткой определенный период, потерял связи с обществом, потерял возможность развиваться и когда его выпускают на волю, он уже социально опасен. Его надо адаптировать. Мы также хотим запустить, но уже не с этой Верховной Радой, потому что этот парламент саботирует все законопроекты, которые нужны общественности.
А с новой властью вы встречались?
Встречался с Петром Порошенко, с Виталием Кличко. Все они на словах поддерживают, но конкретных действий с их стороны я пока не увидел даже относительно себя. Я говорил им, что меня лишили всего в незаконный способ и просил помочь вернуть мои вещи хотя бы. Они отвечали: да-да, мы все поможем, Дима. Прошло некоторое время и в итоге ни я, ни моя семья ничего не имеем. А те люди, которые меня грабили пошли на повышение.
Вы предполагаете, что такая комиссия может быть создана. Что тогда будете делать?
Она может быть не создана лишь в одном случае - если ВРУ ее проигнорирует. Тогда Рада будет распущена и новый парламент примет этот законопроект. Он уже готов, прошел все комитеты, получил европейскую экспертную оценку из Венецианской комиссии, он не противоречит европейским законам и не имеет аналогов в мировой практике.