По информации общественности Луцка, господин Швыдкий, который ранее уже возглавлял управление МВД, допускал функционирования схем преступного характера, при нем была налажена и функционировала система поборов за кадровые назначения правоохранителей среднего звена (от 2-3 тыс. у.е.), были зафиксированы факты получения определенными представителями УМВД в области ежемесячной компенсации в размере 80-100 тысяч у.е. за невмешательство в дела Волынской таможни. Также, по информации общественных организаций Луцка, он не способствовал раскрытию резонансных преступлений (например - убийство бывшего начальника Луцкого ГО Швеи). Личный водитель господина Швыдкого Шапирко М. в 2008-2009 сопровождал контрабанду автомобилей и спирта через таможенные переходы Пища и Пулемец (Шацкий р-н, Волынская область). Информацию обо всех этих фактах представители Волынской Самообороны, "Правого сектора", Автомайдана и общественного сектора прислали министру внутренних дел Арсену Авакову .
Арсен Аваков. Фото: thekievtimes.ua
Активисты упомянутых организаций подписали обязательства с местными властями по согласованию с общественностью всех кандидатур на новые должности, разработали отдельное положение относительно люстрационного комитета и механизм процедуры люстрации, и решили, не дожидаясь политической воли и принятия парламентом соответствующих законов, попытаться очистить власть на Волыни.
Об этом в интервью рассказали руководитель штаба самообороны Майдана Волынской области Богдан Климчук и руководитель группы противодействия коррупции Самообороны Майдана Волынской области Иван Мирка.
- Как вы инициировали проведение процесса люстрации в области?
Богдан Климчук: Мы объединили основные общественные движения у нас, на Волыни. А именно это были мы - Самооборона Волыни, "Правый сектор", Автомайдан и общественный сектор. Мы создали обязательство к руководителям органов исполнительной власти, по которому они должны уйти в отставку. С этим обязательством мы обратились к руководителю Волынского областного совета и он его подписал. Далее мы пришли с этим документом к руководителям райдержадминистраций, УМВД и руководителей одиозных групп (например, управление лесного хозяйства) и другие.
- Каким образом вам удалось заставить их уволиться?
Богдан Климчук: Через общественное давление. Мы понимаем, что закона о люстрации нет, однако это не завязывает нам руки, чтобы мы сидели без дела. Зато мы показываем бывшим властям, кто является настоящей властью на Волыни - это народ. Мы выступаем за полную люстрацию, не только за изменение фамилий, а за смену всей системы.
- Недавно (12 марта) вам удалось добиться освобождения нового руководителя милиции. Что побудило вас к такому шагу?
Иван Мирка: Дело в том, что после подписания упомянутого обязательства мы договорились с новым руководителем госадминистрации, а также председателем областного совета о такой схеме: перед назначением руководителей на ключевые должности претенденты должны пройти общественное обсуждение, в котором примут участие Самооборона Волыни, " Правый сектор ", Автомайдан и общественный сектор, а после того, как эти организации их согласуют, они должны выйти на вече в Луцке. Это была та система, которую мы им предложили, и новая власть с этой системой согласилась.
Но теперь они через нас перешагнули, и уже привезли из Киева предназначенного человека. Какое тогда может быть обсуждение?
Богдан Климчук: 9 марта этот человек (начальник УМВД области Виктор Быстрый - авт.) пришел на вече, где его освистали. Сначала новоназначенный руководитель шел на диалог, мы начали обсуждение, пришли люди, которые предоставили о господине Швыдком больше информации, о его отрицательных поступках. Тогда мы сказали, что не согласны с тем, чтобы этот человек возглавлял областное управление внутренних дел.
- По каким критериям вы решили, что этот человек не соответствует занимаемой должности?
Богдан Климчук: Относительно этого человека было много негативной информации. Рассказывали о сомнительных схемах его работы в МВД, был бывший подчиненный, свидетельствующий против него, было еще много нюансов.
Иван Мирка: Но главное - это то, что власть не сдержала договоренностей с нами, которые предусматривали предварительное, до назначения, обсуждение кандидатур. Хотя в отношении лица был и определенный позитив. Однако он не пришел к нам сначала и это смутило наше общество.
Богдан Климчук: После одиозных заявлений, мы поняли, что назад дороги нет и в среду (12 марта) мы пришли к управлению внутренних дел и выразили несогласие с назначениями и требовали написать рапорт. Сначала этот человек (Виктор Быстрый - авт.) не соглашался, но за полчаса понял, что мы настроены решительно и все-таки написал рапорт. Мы вышли не для того, чтобы лоббировать какую-то свою кандидатуру, но когда без согласия общественности назначают человека, который уже был у власти и зарекомендовал себя в большей степени негативно, мы пошли на такое давление общественности.
- Расскажите о создаваемом вами Комитете общественной люстрации. Какова его структура и обязанности?
Богдан Климчук: Сначала мы создали Координационный совет, в который вошли по два представителя от наших основных общественных формирований. А теперь мы инициировали создание самого Комитета общественной люстрации. В его состав должны войти от 7 до 15 моральных авторитетов области, принимающих решения по конкретной должности в органы исполнительной власти.
Богдан Климчук. Фото: 4vlada.com
- Какую юридическую силу будут иметь эти решения?
Богдан Климчук: Мы понимаем, что это будут исключительно рекомендательные решения, но таким образом мы окажем общественное давление на власть.
Сейчас мы только создаем комитет. После согласования кандидатур моральных авторитетов, мы вынесем их на вече, если их согласуют - они будут работать.
Иван Мирка: В каждой из наших организаций (Самооборона Волыни, "Правый сектор", Автомайдан - авт.) есть отдельный отдел, сначала он назывался люстрационный, но из-за того, что в первую очередь мы сейчас занимаемся антикоррупционными схемами, которые позволяют снять с должности коррупционера, мы его переименовали в противодействие коррупции. Мы хотим работать с новой властью, новым судьей, и мы создаем Комитет общественной люстрации, который возможно станет основой при выполнении закона о люстрации.
- То есть вы определяете кандидатов на люстрацию, учитывая коррупционную составляющую, а не из-за принадлежности их к определенной политической силе или партии?
Богдан Климчук : Нет. Мы рассматриваем лица кандидатов по ряду критериев:
а) занимал штатную должность в Партии регионов и Коммунистической партии уровня от районного комитета и выше, работал в отделах политического воспитания и пропаганды этих партий, был членом руководящих органов ПР и КПУ, в т.ч. молодежных и других организаций при них;
б) был сотрудником органов КГБ, ФСБ, выполнял функции резидента, агента, идейного сотрудника, был информатором, внештатным сотрудником КГБ, ФСБ;
в) был и участвовал в организациях и действиях, направленных на раскол страны, сепаратизм, нарушали права и свободы человека, как "Украинский выбор" и др..;
г) был в структурных подразделениях МВД, координировал их противозаконные действия против граждан в 2013/2014 гг.;
д) участвовал в диверсионных группах "титушок ", координировал их преступные действия против граждан в 2013/2014 гг.;
е) принимал участие в противоправной деятельности (взяточничестве, коррупции и др.)..
Возможно часть этих критериев (например, принадлежность к Партии регионов) не подойдет ко всей Украине, однако на Волыни это очень актуально.
- Ваши действия преимущественно сосредоточены на контроле вновь назначеных лиц. Планируете ли вы проводить люстрацию тех чиновников, которые занимают ключевые должности, но не были освобождены при смене власти в регионе?
Иван Мирка: У нас есть общественная приемная. Туда люди приносят различные материалы. Мы их хорошо фильтруем. Где действительно есть официальные документы, и наши юристы видят нарушения, мы начинаем расследование в пределах наших полномочий, а дальше планируем передавать материалы новым судьям и прокурорам. В этом заключается наша работа по тем людям, которые еще не ушли с должностей. Самое главное, чтобы все было в правовом поле. Всех снимать не имеет смысла.
Но мы чувствуем большое сопротивление, на нас уже начали гонения, давление, угрозы.
- Со стороны кого идет давление, угрозы?
Иван Мирка: уже со стороны провластных партий.
Богдан Климчук: Я хоть и был на Институтской в последние дни во время расстрелов, мне в Луцке сейчас страшнее. Если не будет централизованной поддержки, в том числе из Киева, нас по одному вытеснят. Нужно немедленно принимать люстрационные законы.
Беседу вела журналист Наталья Данькова, Люстрационный комитет