Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

"Может, и законно, но как-то не по-человечески"

"Может, и законно, но как-то не по-человечески"
Артура Арояна, молодого преподавателя кафедры дизайна архитектурной среды, вызвали "на ковер" за несколько дней после защиты кандидатской. Ректора Полтавского национального технічого университета имени Юрия Кондратюка Владимира Онищенко интересовали сообщения в социальной сети "Вконтакте". Именно на Артура ему указали как на модератора и корреспондента сообществ "Архитектурный факультет", "Революция Полтава" и "СЛОМ стереотипов", где часто критикуют порядки в университете. Отказ удалить сообщества, которых он на самом деле не контролировал, стоила молодому преподавателю работы. Это лишь один из эпизодов противостояния в университете, где без работы остались уже десяток преподавателей, оппозиционных ректора - бывшего регионала.

Артур Ароян услышал о своем освобождении случайно в коридоре факультета. Вспоминает: "моим Коллегам не до шуток было еще во времена Майдана, потому что они, видите ли, имели неосторожность после пар ходить в облгосадминистрации. Их специально фотографировали и докладывали руководству". Недовольство администрации вызвала и Артурова участие в организации Кадетариуму - художественного фестиваля в полуразрушенном здании Кадетского корпуса. Ректор имеет к Кадетскому корпусу особый интерес. Администрация пыталась добиться от горисполкома запрета Кадетариуму за аварийного состояния здания, не позволяла сотрудникам университета отнести свои работы на выставку, не давала организаторам подключить электричество.


Артур Ароян

После разговора о сообщества "Вконтакте" руководство вуза созвало научно-технический совет. Вопрос на повестке дня - "недопустимое поведение преподавателя и молодого ученого Артура Арояна". "Двадцать профессоров несколько часов обсуждали мои морально-этические качества", - шутит преподаватель. Участники действа цитировали Лину Костенко и этический кодекс молодого ученого, записывая все на камеру для отсутствующего на совете ректора. Впоследствии ситуация повторилась на кадровой комиссии, где Арояну выписали дисциплинарное взыскание. Пока же Артур был в отпуске, оказалось, что формальную процедуру конкурса на должность старшего преподавателя на кафедре он не прошел. Вернее, итоги конкурса отменили по жалобе преподавательницы Юлии Сазоновой к Государственной инспекции учебных заведений Украины. Одна из написанных Артуром заявлений "потерялась", вторая оказалась неправильно оформленной - он вроде указал в документе не ту должность.

Он решил искать справедливости в суде. Настаивал, что не был уведомлен об увольнении за две недели, а проведенные первого сентября занятия является основанием для автоматического продления трудовых отношений. Однако судья за семь часов дебатов не увидел в действиях руководства университета ничего противоправного и в иске отказал. Первый проректор по научной работе Богдан Коробко в суде подтвердил, что вопрос увольнения работника - это компетенция отдела кадров, а представитель отдела кадров Светлана Голуб заверила, что они звонят на кафедру и всегда сообщают, что работник уволен. В конце концов, позиция юристов университета заключалась в том, что без приказа о зачислении преподаватель вообще не должен был приходить на работу.

Артур не был единственным преподавателем, уволенным при таких обстоятельствах. Сергей Глоба, волонтер, один из основателей полтавского автомайдана, узнал о своем увольнении с кафедры экономической теории и региональной экономики телефоном по дороге на Донбасс. Официальная причина - отсутствие нужных документов в пакете на продолжение трудовых отношений. "Конкурсной комиссии я представил документы, но там их сфальсифицировали, а некоторые вообще выбросили. Не было ни перечня научных публикаций, ни диссертации, которая прошла защиту на кафедре", - уверяет Сергей. По его мнению, настоящая причина - политическая: в ноябре 2013-го ректор Онищенко, он же депутат Полтавского облсовета от Партии регионов, закрывал студентов в общежитии, чтобы помешать "участии в массовых беспорядках на улицах города". С ПР Владимир Онищенко "катапультировался" в декабре, а после бегства Януковича поставил себе на рабочий стол флаг Европейского Союза. Но отношение к активистам Майдана не изменил.

В начале сентября автомайдановцы провели под университетом акцию протеста, требуя прекратить репрессии против Глобы и люстрировать Онищенко. Усиливались протестные настроения и среди студентов.

Пытаясь играть на опережение, ректор призвал студентов архитектурного факультета на разговор. Но говорил в основном он - студенты не услышали содержательных ответов на свои вопросы.

- Мы спрашивали об его автомобиль, Артура Арояна, Партию регионов, неудовлетворительные условия в общежитиях. На все вопросы он отвечал "это не в моей компетенции", "обращайтесь к декану", "я такого не говорил", "это клевета", - рассказывает студентка Дарья Ковпак.

А уже на следующий день ректор распорядился провести на факультете проверку - как говорят студенты, "на адекватность". Проверять имели "состояние воспитательной работы и морально-психологический климат" и "кадровое обеспечение факультета". За ходом учения наблюдали в течение недели. Например, по словам студентки Татьяны Домненко, до студентов-художников на полтора час пришел декан строительного факультета, или время заходила заведующая кафедрой украиноведения. "У преподавателей спрашивали, какое студенты имеют право задавать такие вопросы ректору. С нами они практически не общались", - рассказывает Татьяна.


Владимир Онищенко

Результат не замедлил сказаться: 23 ноября университетом пошел слух, что архитектурный факультет расформировывают и сливают со строительным. Студентов успокаивали в привычный способ - декламируя Лину Костенко и уверяя, что это лишь слухи. "Сейчас никакого приказа о возведении двух факультетов, но если это произойдет, то в этом не будет ничего плохого", - сказал студентам во время четырехчасовой встречи первый проректор Богдан Коробко. И упрекнул разговором с Онищенко, которая так огорчила ректора, что тот даже думал написать заявление об увольнении.

Тем временем студенты отправились с плакатами в апелляционный суд в поддержку Артура Арояна. Апелляция была отклонена. Богдан Коробко в зале суда пригласил преподавателя подать заявление на новый, декабрьский конкурс; Артур, зато выбрал кассацию. Митинг из-под суда переместился к центральному корпусу университета - студенты требовали люстрации ректора. Никто из администрации к ним не вышел.

Однако выводы были сделаны: 24 декабря двенадцати преподавателям не продлили срочный договор.

Святослав Келим-Золотайко, преподаватель кафедры основ архитектуры, вспоминает: "У нас и до того было ощущение, что нас освободят. На неофициальном совете факультета Артур Ароян рассказал ситуацию со своим увольнением. Часть людей просто молчала, были и такие, что стали на сторону администрации и предлагали Артуру извиниться ректора. Но мы высказались в поддержку коллеги, и с тех пор понимали, что Глаз Саурона упадет на нас". Преподаватели-инакомыслящие еще и вынесли сор из избы, рассказав про ситуацию интернет-изданию "Полтавщина".

События развивались по знакомому сценарию: научно-техническая совет обсудил "морально-этические качества" дежурных преподавателей, а после августовских отпусков преподавателям продолжили трудовые договоры только до 27 декабря. В этот день должны были объявить конкурс на замещение вакантных должностей, но его не назначили. "Пообещали провести где-то в январе, - рассказывает Святослав. - Потом выяснилось, что это может произойти и в начале марта, потому что февраль - месяц дистанционного образования, в преподавателях потребности нет". Уволенные преподаватели попросили кадровую комиссию рассмотреть их документы, чтобы не сидеть два месяца без работы. Им отказали.

Как и когда проводить конкурс, должны определять положение в уставе вуза - это один из принципов автономии, гарантированной Министерством образования и науки. Однако положений о конкурсе в уставе ПолтНТУ пока нет. Святослав говорит: то, что сделала с ними администрация университета - "может, и законно, но как-то не по-человечески".

В этот раз на акцию протеста собралось около трех сотен студентов. Никто из администрации к ним не вышел, зато, за несколько дней в прессе появилось обращение Студенческого парламента ПолтНТУ на защиту ректора. "Мы больше не будем молчать. Когда вместо диалога, поиска решения вопросов несколько человек навязывают свое мнение об университете через средства массовой информации всей Украине, почти десятитысячный студенческий общественность не может не возмущаться открытой лжи и фальсификациям", - говорится в документе, подписать которого отрицали любые репрессии и намекнули, что протесты инспирированы "третьими силами". В доказательство этого они показали фото с акций, на которых обозначили посторонних, не причастных к университету людей.

Один из этих посторонних - студент педагогического университета Андрей Коновалов - не считает конфликт в ПолтНТУ внутренним делом университета: "Я пошел на митинг, чтобы підтримаи уволенных преподавателей, моих хороших знакомых. Изменения, которые начались в Революцию достоинства, до сих пор не коснулись ПолтНТУ. Там продолжается беспредел: студентов и преподавателей, которые поддерживают украинизацию и европеизацию государства, увольняют, прессуют, процветает коррупция".

Помощник ректора по работе со студентами и представитель Студенческого парламента Олесь Луговой говорит, что далеко не все студенты-архитекторы чем-то недовольны, а конфликт надоел уже даже самым активным его участникам. "Кто-то искусственно раздувает конфликт с совершенно не понятной мне целью, - говорит он. - Думаю, студентам навязали эту инициативу. Так уж сложилось, что общение студентов-архитекторов с преподавателями намного теснее, чем в других - они проводят вместе много времени в мастерских, организуют выставки. Возможно, поэтому студенты так болезненно восприняли эти события, так остро отреагировали на них. И на этих чувствах просто сыграли".

Он подозревает в раздувании конфликта конкурентов ПолтНТУ. Мол, участие в протестах принимали студенты из педагогического университета. А Владимир Онищенко пошел дальше: в комментарии 5 каналу заявил, что в проплаченных акциях протеста принимали участие исключительно студенты Полтавского педуниверситета. Ректор последнего Николай Степаненко возмутился, требуя доказательств.

27 декабря в игру вступил внефракционный народный депутат Юрий Бублик: "По просьбе моих избирателей обратился к генпрокурору и министру образования о ситуации в Полтавском техуниверситета. Из обращений ко мне, и со слов сотрудников, как бывших, так и тех, кто еще работает в университете, с которыми мне пришлось пообщаться, известно, что ректор - человек без зачатков морали, с диктаторскими наклонностями, которая ради своего личного обогащения уничтожает все предыдущие достижения коллектива. Более того, уничтожает в прямом смысле этого слова - кадры университета, которые не соглашаются с его диктаторскими замашками". Это уже не первый запрос депутата-свободовца по этому поводу: предварительные направили Полтавского УМВД, где их проигнорировали. Услышал о конфликте и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов, который попросил министра образования Сергея Квита разобраться.

 

Администрация вуза организовала сопротивление: преподавателям предложили поддержать ректора, подписав обращение на имя Президента, председателя Верховной Рады, Генпрокурора и министра образования. В обращении чиновников уверяют, что коллектив полностью доверяет руководству во главе с Онищенко. А тех, кто "не успел" подписаться, на следующий день вызвали на ковер к первому проректору.

А тем временем ученый совет университета вскоре должна рассмотреть вопрос относительно слияния архитектурного и строительного факультетов. Кафедры изобразительного искусства и основ архитектуры планируют вообще закрыть. Есть и следующие кандидаты на увольнение: на рассмотрение ученого совета вынесен вопрос о недоверии проректору Василию Шулику и двум преподавателям архитектурного факультета в связи с "дестабилизацией деятельности в ПолтНТУ".

Студенты-инакомыслящие и Студенческий парламент пока пытаются договориться о встрече, чтобы искать пути решения проблемы в формате мирного диалога. "Я могу прогнозировать еще одну волну возмущения, когда произойдет начисление первых стипендий в 2015 году, - говорит Олесь Луговой. - Это касается не только наших, а всех студентов города. Ведь по новому закону стипендия начисляется по рейтингу. А наш конфликт постепенно исчерпывается сам по себе. В худшем случае мы как орган самоуправления теряем доверие двух-трех десятков людей, но, что важно, сохраняем огромный учебное заведение. Мы постараемся объединить студентов".

Разговоры о слиянии факультетов он называет "слухами", "уткой", "шуткой в коридоре" и... "рационализаторским предложением": "Вскоре будет аккредитационная проверка, и в университете опасаются, что пройти ее самому архитектурному факультету будет сложно. А если слить его с строительным, процедура будет менее болезненной. Преподаватели останутся, кафедры останутся, все будет как есть, кроме названия факультета".

Зато, Святослав Келим-Золотайко видит в объединении возможность влиять на кадры и очистить факультет от вольнодумцев, а Артур Ароян предусматривает закрытие архитектурных специальностей, чтобы освободить здание для каких-то других целей.

Двенадцать уволенных в декабре преподавателей пока ждут, надеясь, что руководство восстановит их на должностях хотя бы с марта. В суд идти не хотят, зато, надежду возлагают на министра образования. "Идти в суд просто так нет смысла, - говорит Святослав. - Если нет ни одного шанса выиграть, я не буду тратить время и силы, готовя иск. Эти люди не дураки и в бумажках защитили свои интересы. Главное - заинтересовать этим вопросом министерство парламентский комитет".

Артур Ароян, зато готов идти в Верховный суд, а если не повезет и там, то в Европейский суд по правам человека. Чисто из принципа: "Если мой иск удовлетворят, я вернусь на работу и сразу же уволюсь. Ни в коем случае не хочу там работать!".

Алина Смутко, фото автора