Теперь, когда Олимпиада Путина закончилась, он неумолимо сосредоточился на том, что он явно считает главным приоритетом во внешней политике Российской Федерации: сохранение определяющего влияния - если не полного контроля над Украиной.
Он обратился к парламенту, чтобы официально попросить разрешения на то, что он уже сделал - отправить войска в Украину - и тот одобрил этот шаг. Сообщение медиа указывают на то, что российские военные захватили Крым. Это нестабильная, опасная ситуация без иностранного вмешательства, а его поведение является авантюрой. Как шахматист, что вырывается вперед, он своими ходами берет все фигуры на доске.
Адмирал США Джеймс Ставридис. Фото: wikimedia.org
Каким будет ход со стороны НАТО?
Соединенные Штаты решительно ответили традиционным дипломатическим каналам, и госсекретарь Джон Керри сказал, что действия Путина будут иметь "тяжелые последствия" - грозные слова в мире дипломатии. Президент и министр обороны уже повторили то же самое, и, без сомнения, еще не раз осудят его действия.
Конечно тень недавней российской операции в Грузии, в частности вторжение и создание "независимых" государств Абхазии и Южной Осетии, нависает над нынешней ситуацией, так же, как и активность россиян в Приднестровье. Станет ли следующим Крым?
Все эти опасения, конечно, усиливаются стратегическим значением для России Севастополя и присутствием в нем значительной части ее флота, а также его гарантированный доступ к Средиземному морю и Леванту.
Будем надеяться, что на высоком уровне в ООН, ЕС и других международных организациях состоятся дипломатические дискуссии, которые приведут к полному восстановлению территориальной целостности суверенного государства, каким является Украина. Вместе с тем, должен быть разумно урегулирован статус российского Черноморского флота, как и важные торговые и энергетические отношения между двумя странами. Есть надежда, что холодные головы овладеют ситуацией.
Однако, надежда - это не стратегия, и поэтому следует поразмышлять на дальнейшими действиями. Планирование является жизненно важным для изложения возможных вариантов действий для лиц, принимающих решения, и военные планировщики НАТО должны заняться ими уже сейчас.
Это классический случай ситуации, когда Соединенные Штаты должны работать синхронно с нашими союзниками во всем мире, особенно с нашими европейскими друзьями, и, прежде всего, 28 странами-членами НАТО.
НАТО должна созвать немедленное экстренное заседание Североатлантического Совета и взвесить варианты своих действий в политической, дипломатической, экономической и военной плоскостях.
В военной сфере к этим вариантам действий мог бы принадлежать приказ Штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе (SHAPE), который возглавляет американский генерал Фил Бридлав, осуществить тщательное планирование вариантов действий в ответ на нынешнюю ситуацию и представить их Совету.
Хотя и это планирование следует поручить нынешним командирам и военным экспертам, вот некоторые идеи, которые они будут рассматривать:
- усиление всех функций по сбору разведывательной информации через спутники, беспилотные летательные аппараты Predator, и особенно через кибер-разведку.
- использование Совета НАТО-Украина и партнерских отношений с украинскими военными для обмена информацией, разведывательными данными, и ситуационной осведомленности с властью в Киеве.
- предоставление консультаций Вооруженным Силам Украины относительно подготовки и позиционирования в случае обострения конфликта.
- разработка планов действий НАТО в чрезвычайных ситуациях в ответ на полномасштабное вторжение в Украину и на частичное вторжение, вероятно, в Крыму. Этот процесс может быть трудным, но во время кризиса в Ливии он двигался быстро.
- назначение одного из Командующих объединенными вооруженными силами НАТО в (Неаполе, Италии, или в Брунсуми, Нидерландах) непосредственно ответственным за контроль над ситуацией.
- развертывание и доукомплектование кризисных центров НАТО, особенно в SHAPE и в соответствующем Командовании объединенными вооруженными силами.
-заверения того, чтобы Командование сухопутным и военно-морским компонентами (Нортвуд, Соединенное Королевство; Измир, Турция, соответственно) проводили тщательное планирование вариантов действий в пределах своей компетенции и передавали свои аналитические доклады Командованию объединенными вооруженными силами.
- приведение Сил реагирования НАТО численностью 25 тыс. человек (с компонентами сухопутных войск, военно-воздушными и военно-морскими силами, а также силами специальных операций) в состояние повышенной готовности.
- созыв совещания союзников с кибер-потенциалами (их не развивают намеренно в рамках НАТО) для того, чтобы рассмотреть варианты действий - как минимум для того, чтобы защитить Украину в случае нападения в этой сфере (как уже было с Грузией).
- отправка морских сил НАТО в Черное море и создание планов действий на случай их использования.
Многие посчитают привлечение НАТО к этому кризису на любом уровне провокацией и взрывоопасным фактором. К сожалению, ставки сейчас высокие, а россияне уже перемещают свои силы. Пассивное выжидание без рассмотрения, по крайней мере, вариантов действий, будет ошибкой для НАТО и само по себе будет сигналом для Путина - таким, который он хотел бы получить.
Источник: foreignpolicy.com
Перевод: iPress.ua