Лента "Отель "Гранд Будапешт" такая же. Авторский фильм Уэса Андерсона, где он и режиссер, и сценарист, и продюсер, надо смотреть. И смотреть на большом экране. Без попытки понять логику, правила и законы того, что происходит в кадре. "Отель "Гранд Будапешт" стоит воспринимать так, как воспринимают мир дети. То есть - непосредственно. Наслаждаться музыкальной шкатулкой, внутри которой живут люди. Пусть и странные, но люди.
Действие фильма разворачивается в городке старой Европы. Похожем одновременно на Будапешт, Прагу и Вену. Но при этом - непохожем на одно из них, поэтому вымышленном. Несуществующий город, несуществующая страна. И писатель, вспоминает, как он в юности встретил владельца отеля "Гранд Будапешт". Он и рассказал ему историю своей юности. Историю, как нынешний владелец, а когда-то "мальчик на побегушках" Зеро Мустафа работал с легендарным консьержем мсье Гюставом.
А дальше - яркая, сочная, гиперболизированная картинка, в центре которой мсье Гюстав. Он имеет любимые духи l'air de Panache ("Аромат ловеласа") и безапелляционный имидж, он знает, какими сексуальными утехами удовлетворить седую вдову - постоянную клиентку отеля, каждый вечер читает подчиненным стихи, а когда попадает за решетку, то дракой завоевывает себе авторитет.
Сценарий закрученный, как позолота на музыкальной шкатулке. И кроме мсье Гюстава и его помощника Зеро Мустафы постоянно появляются новые гиперболизированные персонажи.
Но эти преувеличения имеют такой волшебный флер, воздушность, что начинаешь верить в сказку. А иначе как "сказка" творение Уэса Андерсона не назовешь. И при этом - хочешь не хочешь, а вспомнишь однофамильца-сказочника Ганса Кристиана.
Не пытайтесь определить жанр "Гостиницы "Гранд Будапешт". В нем и комедия ситуаций, и авантюрные приключения, и нотки драмы. А количество всего так равномерно разделено, словно в лучшем десерте мишленовского кондитера. При чем коснулся "кондитер"-режиссер не только рецептуры, но и оформления "блюда". Потому что от красоты фильма - голова кругом. Красивый каждый кадр: "вылизанный" к идеальности. Красивое каждое движение оператора: если мсье Гюстав резко поворачивает голову, то камера возвращается с абсолютно соответствующей скоростью. Красивые все декорации и костюмы. На отель Уэс Андерсон превратил реально существующий саксонский универмаг Karstadt в стиле арт-деко. Все чемоданы, которых в фильме немало, изготавливали в мастерской Prada. Дизайнеры этого же модного дома создали еще и черное пальто из кожи напа для одного из героев, убийцы Джоплинга (играет Уильям Дэфо), а мастера Fendi - несколько единиц верхней одежды для героев, сыгранных Эдвардом Нортоном и Тильдой Суинтон.
... Где-то в 70-х годах XIX века во Франции появилось движение поэтов "чистого искусства", или "искусства ради искусства". Они воспевали не будничную жизнь, а только настоящую красоту. Избегали прагматизма, отмежевывались от социальных проблем. Они утверждали абсолютную свободу художника - и оттачивали литературные формы, изысканность поэтических средств, искали идеальные рифмы. Так вот фильм "Отель "Гранд Будапешт" - это тоже "чистое искусство". И режиссер как художник имеет на него право.
Мирослава Ульянина
журналист канала "1+1", ведущая, блоггер