Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Почему стоит посмотреть фильм "Отель "Гранд Будапешт"?

Мирослава Ульяніна
Почему стоит посмотреть фильм "Отель "Гранд Будапешт"?
print screen
Представьте себе музыкальную шкатулку. Прямоугольную. Розово-белого зефирного цвета. С тысячами закрученных линий и сотнями миниатюрных деталей. Со сложными механическими конструкциями и немного скрипящей мелодией. Эта музыкальная шкатулка переносит в детство, трогает своей историей и пробуждает невольную добрую улыбку.

Лента "Отель "Гранд Будапешт" такая же. Авторский фильм Уэса Андерсона, где он и режиссер, и сценарист, и продюсер, надо смотреть. И смотреть на большом экране. Без попытки понять логику, правила и законы того, что происходит в кадре. "Отель "Гранд Будапешт" стоит воспринимать так, как воспринимают мир дети. То есть - непосредственно. Наслаждаться музыкальной шкатулкой, внутри которой живут люди. Пусть и странные, но люди.

Действие фильма разворачивается в городке старой Европы. Похожем одновременно на Будапешт, Прагу и Вену. Но при этом - непохожем на одно из них, поэтому вымышленном. Несуществующий город, несуществующая страна. И писатель, вспоминает, как он в юности встретил владельца отеля "Гранд Будапешт". Он и рассказал ему историю своей юности. Историю, как нынешний владелец, а когда-то "мальчик на побегушках" Зеро Мустафа работал с легендарным консьержем мсье Гюставом.

А дальше - яркая, сочная, гиперболизированная картинка, в центре которой мсье Гюстав. Он имеет любимые духи l'air de Panache ("Аромат ловеласа") и безапелляционный имидж, он знает, какими сексуальными утехами удовлетворить седую вдову - постоянную клиентку отеля, каждый вечер читает подчиненным стихи, а когда попадает за решетку, то дракой завоевывает себе авторитет.

Сценарий закрученный, как позолота на музыкальной шкатулке. И кроме мсье Гюстава и его помощника Зеро Мустафы постоянно появляются новые гиперболизированные персонажи.

Но эти преувеличения имеют такой волшебный флер, воздушность, что начинаешь верить в сказку. А иначе как "сказка" творение Уэса Андерсона не назовешь. И при этом - хочешь не хочешь, а вспомнишь однофамильца-сказочника Ганса Кристиана.

Не пытайтесь определить жанр "Гостиницы "Гранд Будапешт". В нем и комедия ситуаций, и авантюрные приключения, и нотки драмы. А количество всего так равномерно разделено, словно в лучшем десерте мишленовского кондитера. При чем коснулся "кондитер"-режиссер не только рецептуры, но и оформления "блюда". Потому что от красоты фильма - голова кругом. Красивый каждый кадр: "вылизанный" к идеальности. Красивое каждое движение оператора: если мсье Гюстав резко поворачивает голову, то камера возвращается с абсолютно соответствующей скоростью. Красивые все декорации и костюмы. На отель Уэс Андерсон превратил реально существующий саксонский универмаг Karstadt в стиле арт-деко. Все чемоданы, которых в фильме немало, изготавливали в мастерской Prada. Дизайнеры этого же модного дома создали еще и черное пальто из кожи напа для одного из героев, убийцы Джоплинга (играет Уильям Дэфо), а мастера Fendi - несколько единиц верхней одежды для героев, сыгранных Эдвардом Нортоном и Тильдой Суинтон.

... Где-то в 70-х годах XIX века во Франции появилось движение поэтов "чистого искусства", или "искусства ради искусства". Они воспевали не будничную жизнь, а только настоящую красоту. Избегали прагматизма, отмежевывались от социальных проблем. Они утверждали абсолютную свободу художника - и оттачивали литературные формы, изысканность поэтических средств, искали идеальные рифмы. Так вот фильм "Отель "Гранд Будапешт" - это тоже "чистое искусство". И режиссер как художник имеет на него право.

Мирослава Ульянина

журналист канала "1+1", ведущая, блоггер