Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Реальность, которую боятся признать - закон о статусе оккупированных территорий

Реальность, которую боятся признать - закон о статусе оккупированных территорий
Мустафа Найем. Фото: Иван Коваленко / Коммерсант
Уже более трех месяцев я и наша небольшая команда юристов занимаемся разработкой этого законопроекта. О том, что такой закон нужен, я начал говорить еще год (!) назад на всех уровнях - начиная от Президента, премьер-министра, профильных министерств и международных организаций. Не встретив поддержки и понимания (а разрабатывать такой закон без участия силового, экономического и социального блока крайне сложно), мы начали заниматься разработкой этого закона сами, самостоятельно привлекая к работе заинтересованные стороны - начиная от общественных организаций, министерств и заканчивая Советом Европы.

Политико-правовой статус территорий

Мы считаем, что в рамках правового поля Украины мы должны четко определить, что Российская Федерация осуществляет эффективный контроль (оккупацию) над территориями Автономной Республикой Крым, городом Севастополь и отдельными районами и административно-территориальными единицами Донецкой и Луганской областей. В частности, наш закон должен обозначить точную дату оккупации каждой из этих территорий и положить на Кабинет министров ответственность определить перечень и пределы этих административно-территориальных единиц.

Принятие этого закона в дальнейшем может стать серьезной поддержкой при рассмотрении наших исков в Международном суде ООН и ЕСПЧ. Кроме этого, он может стать частью правовой базы, которая в дальнейшем обяжет Российскую Федерацию нести ответственность за нарушение норм Женевских Конвенций.

ПРАВА ГРАЖДАН

Это один из наиболее чувствительных вопросов, поскольку, согласно международному законодательству, даже если эффективный контроль над оккупированной территорией осуществляет страна-оккупант, и, соответственно, несет всю ответственность за нарушение прав граждан на этих территориях, это не снимает обязательств по соблюдению прав человека из страны, территорию которой оккупировали.

Иными словами, несмотря на то, что ответственность за нарушения прав человека в Крыму, и ОРДЛО несет Российская Федерация, в Украине все еще остаются обязательства перед своими гражданами, проживающими на этих территориях. Это т.н. позитивные обязательства, в которые, помимо прочего, входят также социальное обеспечение и обеспечение товарами, необходимыми для выживания, право на свободу передвижения и т.п.

ВЫБОРЫ

Законом будет установлен запрет на проведение любых выборов на временно оккупированных территориях. При этом лицам, что сохранили за собой гражданство Украины, обеспечивается избирательное право в случае их официальной регистрации на подконтрольной территории. В этом случае они подпадают под действие отдельного Закона о восстановлении избирательного права перселенцев, разработкой которого мы сейчас занимаемся совместно с Ольгой Айвазовской, IFES, ОО "сознательная Украина". При этом мы считаем, что деоккупация не является единственным условием проведения выборов на вышеуказанных территориях - закон предусмотрит четкий перечень условий и обстоятельств, при наступлении которых можно будет провести выборы. (О том, как мы видим этот аспект - в следующих постах)

ТОРГОВЛЯ

Нам кажется правильным разделить импорт и экспорт из оккупированных территорий, поскольку отношение к этим двум категориям должно быть разным.

В группе товаров, экспортируемых мы должны четко отделить поставки товаров т. н. первой необходимости (essential supplies) от коммерческой деятельности. Дело в том, что в рамках наших международных обязательств мы не можем прекратить поставки товаров, необходимых для выживания. Их объем и категории должны быть четко определены.

Что касается импорта, то к этому вопросу надо подойти холодно и без спекуляций. В идеале импорт товаров и услуг из оккупированной территории должен быть прекращен. Кабинет министров должен разработать план по его минимизации с указанием конкретных сроков и ответственных. Что касается экспорта на оккупированные территории, я считаю (это мое личное мнение, по которой я сейчас пытаюсь спорить с экспертами), если это не касается сырья, и есть возможность обеспечения прозрачных и легальных продаж, то почему бы и нет? Это наш рынок, и продавая свои готовые товары, мы обеспечиваем работой наших граждан, и деньги получает наш бюджет. Мы можем прекратить поставки.

Это не популизм, не фашизм и не желание пиариться. Мы сейчас не будем говорить об очевидном абсурде торговли в периоде войны, о справедливости, совести и патриотизме. Давайте прагматично.

Вполне очевидно, что импорт из оккупированных территорий прямо или косвенно поддерживает финансовую стабильность режима по ту сторону баррикад. Нужно быть или наивным, или дураком, чтобы полагать, будто "ДНР" и "ЛНР" отпускают товары на территорию Украины без какой-либо финансовой выгоды для себя. Кроме этого, очевидно, что предприятия, находящиеся по ту сторону линии соприкосновения так или иначе взаимодействуют с оккупационным режимом, косвенно признавая юрисдикцию террористических организаций, а, значит, и финансируя их деятельность.

Таким образом, перед нами стоит выбор: финансировать терроризм (а по факту - поддерживать оккупацию) или принять все возможные меры, чтобы свести зависимость от импорта из оккупированных территорий до нуля. Учитывая, что Украина сама обратилась в Международный суд ООН с иском против России по факту финансирования терроризма, выбор очевиден.

Скажу сразу, это сложный вопрос закона, поскольку, очевидно, что за ним стоят реальные интересы. У меня есть опасения, что именно этот пункт станет самым большим препятствием для принятия закона об оккупированных территориях. Историческая справедливость, права граждан и необходимость урегулирования жизненно важных аспектов взаимодействия с оккупированными территориями могут быть поставлены в зависимость от коммерческих интересов украинских чиновников, политиков и финансово-промышленных групп.

 

И последнее. Сегодня в парламенте уже зарегистрирован один Законопроект о статусе оккупированных территорий авторства моей коллеги Оксаны Сыроед ряда других народных депутатов. У нас нет разногласий в общей оценке ситуации, самого факта оккупации Российской Федерацией и ее ответственности. Противоречия лежат в области соблюдения прав человека, соответствия международным нормам права и политико-правого механизма разрешения ситуации в случае деоккупации.

Сейчас этот законопроект обсуждается специально созданной рабочей группой. В случае, если мы придем к общему знаменателю, мы готовы объединить наши команды и идеи.

Между тем, рядом с нами этот законопроект анализировали ряд уважаемых международных организаций - Международный Комитет Красного Креста, Global Rights Compliance, право на защиту, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, Восток-СОС, Крым-СОС, Danish Refugee Council , а также эксперты Совета Европы.

Думаю, в нынешнем виде у документа крайне мало шансов быть принятым Верховной Радой. Я могу ошибаться. Но если нет, нам нужна альтернатива, которая объединит всех депутатов и общество. Именно над ее разработкой мы и работаем.

 

 

Автор: Мустафа Найем