Проблема №1.
неупорядоченное законодательство
Официально врачебной специальности "пластическая хирургия" в Украине не существует. Поэтому для проведения пластической операции хирургам не нужно иметь какой-либо особой документации. Достаточно наличия общей хирургической специализации и соответствующей квалификации. В отличие от салонов красоты, которые не лицензируются как медицинские учреждения, клиники в стенах которых проводятся пластические операции обязательно должны иметь лицензию на медицинскую практику с наличием в перечне врачебных специальностей указания "хирургия". Таким образом ответственность клиник и хирургов, которые проводят пластические операции такая же как и при других видах хирургической деятельности.
Почему возникла такая ситуация? Причина не в желании самих хирургов что-то скрыть, а банально в отсутствии законодательного поля для этих услуг.
Президент Всеукраинской ассоциации пластических, реконструктивных и эстетических хирургов, профессор Василий Пинчук признает, что из всех постсоветских стран такая нелепая ситуация сложилась фактически только в Украине. Даже в России уже ввели профессию "пластический хирург" на официальном уровне.
Підпишіться на наш новий телеграм-канал iPress | Міжнародна преса українською де ми трохи виходимо за рамки і показуємо більше, ніж на сайті. Ставайте частиною розумної спільноти!
Василий Пинчук
"Уже который год на подготовительном этапе, в Министерстве здравоохранения и в Министерстве Социальной политики находятся соответствующие нормативные документы, регулирующие эту медицинскую сферу деятельности, но к сожалению, в силу каких-то непонятных для меня причин это не принимается. Вместе с тем, в Украине уже около 19 лет этими вопросами занимается Всеукраинская ассоциация пластических реконструктивных и эстетических хирургов. Более 10 лет назад в Украине созданы 3 кафедры пластической хирургии в учреждениях последипломного медицинского образования, на которых проводят ся государственные курсы повышения квалификации врачей, которые дают юридическое право врачам различных хирургических специальностей выполнять пластические операции", - жалуется профессор.
Пластической хирургией может заниматься любой общий хирург, поскольку вмешательства проводятся преимущественно на коже и подкожной жировой клетчатке, что делает такой вид операций угрожающими жизни пациента. Отдельные виды пластических операций могут делать и другие узкие хирургические специалисты. Так, отоларинголог может проводить ринопластику, гинеколог - эстетические операции в области женской интимной зоны, уролог - мужской интимной зоны, а челюстно-лицевой хирург - операции на лице. Официально они имеют право на это, рассказывает пластический хирург клиники "Ана-Космо" Тарас Баранов.
"Поколению старших хирургов, на долю которых выпало становление пластической хирургии, приходилось ездить за границу, чтобы учиться. Теперь это все есть и в Украине: можно учиться, можно получать образование, обмениваться опытом с коллегами на мировом уровне. И все это благодаря стараниям тех самых хирургов, наших учителей, основателей украинской пластической хирургии. Но воспользуется этими возможностями тот, кто решил связать свою деятельность с пластической эстетической хирургией, при отсутствии регулирующей роли государства в этой сфере остается на его совести", - добавляет специалист.
Тарас Баранов
В то же время, пластический хирург Med City Сергей Королюк говорит, что через урегулированное законодательство пластические хирурги в Украине - это бывшие травматологи, гинекологи, урологи, но, по его словам, в мировой практике такого практически не существует.
Сергей Королюк
"В Австрии например, четко урегулировано количество пластических хирургов - 250, и не может быть больше. Для того, чтобы стать пластическим хирургом нужно минимум 5-10 лет практики общей хирургии, после этого можно доучиваться на пластического хирурга. Но, чтобы стать кем-то из пластических хирургов, кто-то из этих 250 пластических хирургов должен уйти на пенсию или умереть", - говорит специалист.
За рубежом сделают дороже, но лучше?
Высокий ли уровень пластической хирургии в Европе и США, чем в Украине?
"Он не выше и не ниже, он где-то на одном уровне, но по сравнению с Европой, где есть хорошие и очень хорошие специалисты, у нас еще есть плохие и очень плохие, которые в Европе или США не могут работать, потому что там законодательная база не позволяет подойти специалистам, не владеющим операциями, не имеющими соответствующего оборудования чтобы выполнять сложные операции. У нас же могут выполнять пластические операции чуть ли не на кухне у себя дома. Это незаконно, но замечу, что "все что не запрещено - разрешено". Как я уже говорил, у нас не существует четкой законодательной базы по пластическим операциям и хирургии Украины", - объясняет Василий Пинчук.
"Если мы говорим об уровне - мы говорим о статистике, которая не врет. У нас есть настоящие "звезды" пластической хирургии, мирового уровня и в любой сфере хирургии у нас есть "звезды", которые известны всему миру, которые выступают на международных конгрессах, сообщают там и это много значит. Когда принимают нашу научную работу и ее публикуют в международном научном журнале, что значит хирургия - это действительно наука. Если публикуют нашу статью в нашем журнале - это часто пахнет лженаукой. Как сказал наш один министр охраны здоровья я на одной из вечеринок: "наука для внутреннего потребления" и, к сожалению, это правда. У нас с наукой сложно. Если говорить о молодых активных специалистах (я говорю не только о себе), они больше стремятся стать членами международного сообщества, потому что туда на самом деле сложнее попасть, чем защитить кандидатскую диссертацию в Украине. Это больше ценится, понимаете? Когда ты едешь за границу и являешся членом ASAPS (Американская ассоциация эстетической пластической хирургии, - Ред.) это означает для пластического хирурга больше, чем то, что ты PhD (доктор философии, научный степень). Наш PhD там никак не воспринимается, поэтому для меня ценнее выдать в международном журнале свою научную статью, чем получить кандидата наук. У нас очень много кандидатов наук, докторов наук, не имеющих ни одной статьи в международном издании, только в Беларуси, России, но это не то", - отмечает ведущий хирург отдела пластической хирургии клиники "Сити Доктор" Сергей Дербак.
Сергей Дербак
"Что касается выполнения операций в эстетике, то некоторые операции у нас делают даже лучше, чем во многих европейских странах. Многие ошибочно считают, что в Германии, или Австрии они смогут получить качественную операцию и многие из них возвращаются оттуда неудовлетворенными. Не всюду в Европе отмечаются хорошим подходом в пластической хирургии", - убежден один из самых известных пластических хирургов в Украине, участник телевизионных шоу "Верните мне красоту" и "Я стыжусь своего тела" Дмитрий Слоссер.
Увеличение груди и ринопластика среди самых популярных операций.
Кто же решается на пластические операции в Украине и сколько они стоят?
За последние годы в предпочтениях украинцев особенно ничего не изменилось. Операции, которые были популярны десятилетия назад, нужны и сегодня. Украинцы охотно идут на пластику груди - ее увеличение, ринопластику и омолаживающие операции на лице.
"Существует мировая статистика по операциям, есть и украинская, что может меняться от клиники в клинику, наблюдаются существенные различия в европейской и американской статистике. Но увеличение груди, по данным Международной ассоциации пластической эстетической хирургии (ISAPS), в большинстве стран мира занимает первую позицию, иногда уступая даже липосакции. Украина не является исключением. Как и во многих европейских странах по частоте проведения операций третье место занимает пластика век. Далее - малоинвазивные омолаживающие операции, то есть, предпринимаемые с минимальной травмой, что позволяют быстро получить результат и фактически сразу пойти домой. Это, например, липофилинг, подтяжка лица нитями. Среди них и очень популярная сейчас, особенно в славянских странах, операция по удалению щечных жировых тел ("комочков") Биша для уменьшения объема щек и актуальна, как в молодом, так и пожилом возрасте. Что касается ринопластики, то этот вид операции стабильно входит в пятерку наиболее распространенных операций в большинстве стран мира, а в некоторых странах, например в Турции, занимает первое место", - рассказывает пластический хирург Тарас Баранов.
"Основные причины, приводящие к пластическому хирургу - это недовольство собственным телом или желание его усовершенствовать. Конечно и то, и другое является чисто психологическими проблемами. И пластическая хирургия является действенным, хотя и косвенным, способом их решения. Поэтому насколько сильно пациенты ощущают желание или психологический дискомфорт, так легко они соглашаются на операцию, спокойно переносят реабилитацию и радуются полученному результату. Чаще всего решение о пластической операции не является спонтанным, а является зрелым и желанным. В противном случае - это существенное основание для отказа пациенту пластическим хирургом в проведении того или иного вмешательства. Психологическая нагрузка существующей эстетической недостатком иногда является таким сильным, что пластическая хирургия спасает жизни, предупреждает самоубийственные попытки человека. Поэтому становится ли человек счастливее от пластической хирургии? Да, безусловно", - уверен хирург.
Конечно, как и при любом хирургическом вмешательстве существуют риски, отмечает врач, хотя значительно меньше, чем в других областях хирургии.
"В пластической хирургии есть определенный процент, когда человек получает не тот результат, на который рассчитывала. Для того, чтобы его уменьшить, в первую очередь нужно в разговоре с пациентом четко определить его желание и совместить их с объективными возможностями пластического хирурга отдельно и пластической хирургии вообще. во-вторых, конечно врач должен наращивать свои возможности повышая собственную квалификацию и вносить вклад в развитие профессии".
"Конечно, у каждого пациента есть опасения относительно операции. Эти опасения могут касаться конечного результата, возможных осложнений. Задача хирурга - сообщить пациенту о всех возможных побочных эффектах, а пациента - принять решение об операции взвешенно. У некоторых пациентов существует страх наркоза, но это чисто субъективное явление, порождаемое устаревшими мифами. Однако уровень современной анестезиологии позволяет почти полностью устранить риски, связанные с его проведением. Залогом хорошего результата операции является сотрудничество пациента и врача, обоснованное на понимании пациентом, что конечный результат зависит от него не меньше чем от врача: его добросовестного выполнения назначений и рекомендаций, а также ответственного отношения к реабилитационному процессу", - заключает специалист.
Конечно, как и при любом хирургическом вмешательстве существуют риски, отмечает врач.
"Медицинская практика - это хирургия и здесь бывают отклонения от желаемого результата, как и в любой другой сфере, в том числе и в пластической хирургии. Человек не получает того результата на который надеется, перед этим заплатив большие деньги, побывав в суперклинике, но никто не застрахован, врачи хирурги не боги и у каждого есть определенный процент неудачных результатов и, понятно, что получив негативный опыт, человек уже не решается ехать туда, возникает психологическое недоверие. У всех есть какие-то опасения, потому что каждый нормальный человек боится операций, она понимает, что любая операция сопровождается определенным риском, в том числе и осложнениями, побочными эффектами. Любой препарат, который вводится перед операцией, например для обезболивания, может вызвать различные реакции организма, вплоть до летальных исходов", - заключает специалист.
"В основном в пластической медицине, главное - это желание пациента. Бывает, что люди имеют какие-то комплексы, или присутствуют психологические аспекты, кто-нибудь акцентировал внимание на то, бросив какую-то фразу и это отложилось в памяти. После этого может, пациент может стремиться сделать операцию. Но, не всем нужно делать операции, здесь хирург действительно должен трезво оценивать пациентов и я стараюсь это делать, если вижу, что у пациента какие-то навязчивые идеи и ему не нужно ничего менять, я стараюсь говорить об этом, я не гонюсь за горячими операциям . В то же время, мы же не можем сказать ему, слушайте сходите к психиатру и принесите, справку, может у вас какие-то проблемы, пациент может обидеться. А вот в европейской практике это является нормой! Пациент должен идти к хирургу со справкой о том, что он адекватный", - отмечает Сергей Королюк.
"Раньше, боялись даже говорить о том, что кто-то себе сделал грудь. А сейчас у меня большинство пациентов дают добро на публикацию их фотографий в социальных сетях с тем, чтобы их там отметить, не стесняются того, что что-то делали у пластического хирурга. На что я обратил внимание в Италии, там возрастной ценз пациентов, обращающихся к пластической хирургии гораздо выше, чем в Украине, то есть в них женщина в 60 лет, которая увеличит себе грудь - является нормой. У нас же если женщина в 60 лет решила бы увеличить себе грудь, ее сверстники подумали бы что с ней что-то не так. У нас возрастной ценз - от 18 до 30 лет. До 18 нельзя. Рекомендуется делать после того как пациентка забеременеет, родит, откормит грудью и тогда лучше. Хотя имплантанты и не влияют на лактацию, на кормление грудью, это все сохраняется", - добавляет врач.
Интересная ситуация с эстетическими вмешательствами и инъекциями лица. Об этом нам рассказывает главный врач центра эстетической медицины GarnoMedica Виктория Сагалевич:
"Лицо должно быть гармоничным, индивидуальным как у каждого человека, его не стоит переделывать, менять, с европеоидной расы сделать например монголоидную. Это в принципе реально сделать, но не нужно. Работа контурной пластики должна быть такой, чтобы окружающие люди видели какое-то улучшение, ну что-то типа как человек отдохнул, в санаторий съездил, поднялся в горы, медитировал три месяца с монахами".
"Если мы говорим о пластике, то пластика и является пластической хирургией, а если мы имеем в виду эстетическую медицину, то все же это инъекции. Инъекции филлеров. Филлеры бывают разными по своей основе. Что нужно филлеру? Ему нужно, что-то заполнить, что-то поднять немного, сделать пышнее губы, выше скулы, "завалить" немножко щеку, заполнить какие-то морщинки, да, он немножко поднимает кожу и зависит это от плотности.
Виктория Сагалевич
18-летние чаще приходят за бьютификациею, то есть это улучшение "хорошего", мы не меняем лицо, мы его не перерабатываем, просто улучшаем то, делаем более гармоничным. Если это несовершеннолетний ребенок то только с согласия родителей " .
Хирурги говорят, если речь идет об операциях на груди, то цены колеблются - от 3500 до 5 миллионоы долл. Бывают врачи, которые ставят огромные цены - 10 тысяч долл. Ринопластика, где-то в таких же ценовых диапазонах - от 1800 долл. в 10 тысяч тысяч долл. в Украине.
Пластическая хирургия в "реалити-шоу". Плюсы и недостатки
"Телевидение больше пытается предоставить какие-то" жареные "факты которые порой даже неправдоподобные, но привлекают зрительскую аудиторию, они не совсем заинтересованы в представлении объективной информации, их больше интересуют сенсационные вещи, которые не реальные. Они вредят как и самим потенциальным пациентам, так и специалистам, занимающимся этой деятельностью. Крайне редко они действительно имеют целью в чем-то разобраться и кому-то помочь. у них своя цель: получить зрительскую аудиторию, получить финансовую составляющую", - считает Василий Пинчук.
"Вы правильно сказали - это шоу, там есть часть медицины, а часть шоу. Я общался с хирургами, которые принимали участие в таких проектах. Недостаток заключается в том, что хирург потом не видит этого пациента и не может, соответственно, проконтролировать его дальнейшую реабилитацию и результат. Хирург видит пациента на консультации, на операции и в очень редких случаях в ранний послеоперационный период, после этого пациента нет. Когда работаешь в клинике мы пациента ведем к конечному результату, а в этих реалити-шоу не всегда так можно сделать, там пидписуют ся договоры, контракты, у всех свои условия и я считаю, что там не совсем так медицина какой она должна быть", - поддерживает своего коллегу Сергей Королюк.
В то же время, два пластических хирурга, с которыми мы общались участвовали в телевизионных шоу, в частности "Я стыжусь своего тела" на телеканале СТБ, рассказали нам почему согласились участвовать и какой была их мотивация.
"Во-первых, моей мотивацией было продемонстрировать уровень современной пластической хирургии, во-вторых с моим багажом знаний и умениями показать, что пластическая хирургия в Украине сейчас не хуже, чем в любой стране Европы. Моей задачей было доказать себе, что я могу справиться с любой клинической ситуацией с очень сложными пациентами, там не было никаких подмен, замен. Вот тебе дали восемь пациентов и через три месяца нужно было, чтобы эти пациенты выглядели просто идеально. Более того, мы подписывали внутренний документ, в котором спрашивали смо жу я, чтобы через 3 месяца, в очень жесткие сроки, эти пациенты выглядели идеально. Это сложная задача, сложное решение для хирурга. Кроме того, если вы внимательно смотрели передачу, то убедились, что там практически не было тех операций которые несли рекламные цели - эстетики практически не было, в основном операции были реконструктивные, сложные где мы действительно помогали людям, которые столкнулись с серьезными проблемами в жизни. Подбирались именно такие пациенты которым нужна была серьезная психологическая помощь, а пластическая операция была одним из моментов нормализации новой жизни участников", -считает известный пластический хирург Дмитрий Слоссер.
Дмитрий Слоссер
"Также должен заметить, что пациенты которые ко мне приходят обычно не смотрят телевизор, или у них нет телевизора, мои клиенты немного другие мероприятия посещают и реалити-шоу вряд ли смотрят", - отмечает Слоссер.
В свою очередь, Сергей Дербак, который также принимал участие в телепроекте "Я стыжусь своего" тела, тоже видит значительную ценность в подобном опыте:
"Это вызов для любого пластического хирурга, это интересные сложные ситуации, вообще реконструктивная хирургия - это очень интересно, если эстетическая хирургия в финансы упирается, то реконструктивную пластическую хирургию мы делаем бесплатно, это у нас принципиально. Не каждая клиника и не каждая команда может взяться за эти вещи и я чувствую какую-то гордость, ведь я все же молодой пластический хирург, который делает именно такого спектра операции и это благоразумно оценивают. я не претендую и не говорю, что у меня опыт 500 лет, но я рад, что меня выбрали в качестве эксперта рядом с очень известными пластическими хирургами. Я получаю какой маркетинг через это шоу, потому что меня увидят многие. А мой контингент женщин за 50 смотрят телевидение. Телевизор лучше всех работает в этом плане. Лучше чем интернет, реклама, статьи в журналах, интервью".