Анализ крови поможет определить, как пациент отреагирует на лечение плацебо - ученые

Фото: с общедоступного ресурса
Исследователи из Мюнхенского университета обнаружили разницу в белковом составе крови пациентов, которые подвергались лечению плацебо, и тех, кто ему не поддавался.

Свое исследование биологи опубликовали в журнале PLoS ONE, отмечает "Общественное".

Что такое плацебо?

Это любая симуляция лечения больного, которую совершают без его ведома. Это может быть применение таблеток без действенного вещества, уколы соляного раствора или имитация медицинских процедур. Известно, что такое «ненастоящее» лечение может приводить к действительным физиологическим улучшениям.

Несмотря на то, что эффекту плацебо посвящено много исследований и его активно применяют в клинических испытаниях (например, вакцины от COVID-19), его механизм до сих пор не могут полностью объяснить

Что сделали эти ученые?

Они решили исследовать связь эффекта плацебо с белковым составом крови. Для этого ученые укачали 100 здоровых пациентов на специальных креслах, чтобы вызвать у людей тошноту. Пациентов разделили на три группы: 60 человек «лечили» плацебо, 10 — настоящими препаратами от тошноты, а 30 — не лечили вовсе.

Исследователи забирали у пациентов плазму для анализа, участники эксперимента же сообщали исследователям, насколько сильно их укачало. В дальнейшем изменения фиксировали по степени тошноты, осложнения движения и активности кишечника.

Среди 60 пациентов группы плацебо 39 показали улучшение в лечении тошноты, а в группе без лечения — всего 5 из 30. Чтобы исследовать состав плазмы крови пациентов, исследователи использовали метод масс-спектрометрии. Для этого все молекулы в растворе плазмы ионизировали и разогнали в масс-спектрометре.

И что же они обнаружили?

Всего обнаружили 711 белков, из которых 74 значительно отличались между группами с плацебо и без. Чтобы исследовать механизмы эффекта плацебо, ученые провели биоинформатический анализ всех белков. Они выяснили, что их гены относятся к функциональной группе системы комплемента — ферментов, которые выполняют в крови защитную функцию и участвуют в иммунном ответе.

На основе этих данных ученые создали биоинформационную модель, которая способна предсказывать реакцию на плацебо по содержанию белков в крови. Исследование крови пациентов проводить трудно, поэтому такая система может оказаться полезной для клинических испытаний, в которых есть плацебо.