Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Без переходного диктаторского этапа расчищения авгиевых конюшен нам не обойтись

Без переходного диктаторского этапа расчищения авгиевых конюшен нам не обойтись
В древнем республиканском Риме должность диктатора была назначаемой, строго ограниченной во времени - не более 6 месяцев, и не абсолютной.

Диктаторы назначались из числа консулов для выполнения чётко прописанных общественно-необходимых функций, среди которых "забивание гвоздя в храме Юпитера", проведение игр и судебных процессов, подавление мятежей, ведение войны, и - что нам особенно интересно - "для проведения законов и для приведения республики в порядок".

Со временем диктатура выродилась в форму единоличной монархической власти, и приобрела однозначно негативный характер, противоположный демократии. Демократия, республиканская форма правления, разделение властей и соблюдение прав человека стали основой современного цивилизованного мира, к которому мы причисляем и Украину.

Однако по факту мы имеем в нашей стране олигархическую форму правления. Власть находится в руках богатейших семейств, присвоивших бывшие советские предприятия в лихие девяностые годы. Эти семейства обслуживает чиновничье сословие, живущее за счёт подачек сверху, грабежа бюджета, присвоения таможенных сборов, налогов, и взяток.

В нашей олигархии или клептократии (клептократия - власть мошенников) демократические институты являются формальными, имитационными. Ну, как электронная матрица в фильме "Матрица", которая имитирует реальную жизнь, хотя является всего-навсего компьютерной программой. Так и у нас - результаты голосования определяются финансовыми вложениями в подконтрольные СМИ, в рекламу, в государственные социальные программы накануне выборов, и просто "в гречку". Никакого соревнования идей, программ, команд, личностей в ходе имитационных выборов не происходит. В лучшем случае мы наблюдаем конкуренцию олигархических семейств за близость к государственному корыту.

В условиях клептократии разделение властей является ещё одной фикцией. На самом деле правит самый главный мошенник, называемый "президентом", который мошенническим способом контролирует парламент, правительство, суды, прокуратуру, и средства массовой информации. Не все, конечно, и не всех, потому что, к счастью, влиятельных мошенников у нас достаточно много, и каждый из них борется за свой кусок общественного пирога.

Существующая олигархическая/клептократическая система неоднородна, её раздирают внутренние противоречия, а проще говоря бесконечная жадность её участников. Время от времени кто-то из особо жадных пробует играть не по понятиям, берёт больше, чем ему положено, система теряет стабильность, и случается революция, которую инициирует доведенное до предела нижнее сословие, но возглавляют клептократы против клептократов.

В такой способ олигархию не победить. Её также невозможно изменить, заменить, демонтировать с помощью демократических институтов, которые попросту не работают. А любые попытки создать альтернативные олигархическим политические силы или покупаются сходу на корню, или пускаются под пресс государственной репрессивной машины.

Победить олигархию можно только массовым движением, направленным против новых феодалов. Не против коррупции, потому что коррупция - это кровеносная система клептократии, её нельзя ни уменьшить, ни ликвидировать без ликвидации самой клептократии. Не за хорошие законы - потому что любые законы в условиях клептократии пишутся для того, чтобы их обходить. И не за то, чтобы провести в парламент или в президенты "правильных людей", потому что олигархическая система развратит практически любого человека. Или убьёт.

Единственный для нас вариант - массовое движение, которое приведёт к власти морально чистых волевых людей, которые за короткий, жёстко очерченный срок, исполнят функцию прогрессивного диктатора "для проведения законов и для приведения республики в порядок". Звучит почти фантастически. Но если древние римляне могли, то почему мы не сможем?..

Без переходного диктаторского этапа расчищения авгиевых конюшен нам не обойтись.