Львовские ученые возмущены травлей известного украинского историка Куприяновича в Польше
Публикуем полный текст заявления:
"Судя по сообщениям прессы, между польской и украинской стороной были определенные контакты по поводу очередной годовщины волынских событий 1943 для, что якобы, приемлемого для обеих сторон во избежание очередного обострения отношений. Однако в Варшаве взяли верх сторонники лозунга "szczerbić Szczerbirc o Bramę Złotą".
Вследствие этого, Президент Польши поехал на Волынь, а Президент Украины прибыл в Польшу отметить память украинских жертв Сагрыни и окружающих сел. Представляется, для определенных кругов в Польше такой шаг украинской стороны оказался "не совсем ожидаемым". Поскольку "болезненно" реагировать на него Варшаве, вроде, не совсем приходилось, "от имени и по поручению" выпало выступить «на месте» люблинскому воеводе Пшемыслав Чарнеку, который участников траурных мероприятий памяти украинских мучеников Сагрыни, прибывших почтить невинно замученных предков, обозвал "украинскими националистами". Одним из тех "украинских националистов" - напомним - в глазах воеводы должен был быть действующий глава дружественной Польши Украинского государства.
Объектом особого внимания воеводы стал доктор Г. Куприянович, который выступил с речью на траурных торжествах в Сагрыни, не без ведома Варшавы. Воевода приписал доктору Г. Куприяновича "однозначно", за его мнение, сравнение событий на Волыни и в Сагрыни и окружающих селах и кощунственно манипулируя "статистикой погибших" (в нынешней Польше это уже не 350 тыс., как было еще совсем недавно, а 130 тыс.) "с несколькостами лицами, погибшими в Сагрыни", увидел в этом "преступление", хотя никакой "дикости сравнения", конечно, не было - дикости допустил, собственно, воевода.
"Меряться пролитой кровью наших народов и получать на трагедии политические дивиденды - это позорно» - утверждал в Сагрыни Президент П.Порошенко. Особенно позорно, когда у него находится высокий чиновник государственной администрации, а до того - еще и Габилитован доктор права и в недавнем жизни - адъюнкт кафедры конституционного и канонического права Люблинского Католического Университета имени Папы Иоанна Павла II.
Считаем, что поведение воеводы перечеркивает также и профессиональную научную этику и несовместима так же со статусом ученого, подрывает основы, на которых веками строилось европейское научное среду. Поэтому обращаемся с призывом к широкой научной общественности дать надлежащую оценку, по меньшей мере, странным шагам воеводы-юриста. Не случайно, видимо, люблинский ИНН отклонил иск воеводы против доктора Г. Куприяновича и пришлось поспешно отыскать "сговорчивым" прокурора в провинции ...
Считаем, что позорная провокационная возня вокруг доктора Г. Куприяновича затеяна с единственной целью - для подогрева очень нужной определенным силам в нынешней Польше бытовой антиукраинской истерии, не исключено, - заказанной извне, как это нередко оказывается в особенно активных на этом поле соседей Украины. Именно так указанные потуги воспринимает и подавляющее большинство думающих представителей польского общества, справедливо видят в действиях воеводы Чарнека, его покровителей и иже с ними очередную позорную страницу нынешней польской истории".
Напомним, что президент польского Института национальной памяти Ярослав Сарек исключил украинского историка, председателя Украинского общества в Люблине Григория Куприяновича из комитета охраны памяти борьбы и мученичества. Глава украинского общества получил письмо об увольнении без объяснения причин.
"Видимо, президент Института национальной памяти решил, что нет места представителю украинского меньшинства в комитете охраны памяти борьбы и мученичества. Я воспринимаю это как проявление дискриминации", - сказал историк.
Председатель Украинского общества в Люблине предполагает, что его увольнение инициировано Люблинским воеводой Пшемыславом Чарнеком.
В августе окружная прокуратура Замостье Люблинского воеводства начала расследовать высказывания Куприяновича во время выступления 8 июля в селе Сахринь на западе в честь памяти украинцев, убитых там во время акций польского вооруженного подполья в 1944 году. Люблинский воевода Пшемыслав Чарнек назвал выступление историка "провокацией", за которую его надо привлечь к уголовной ответственности по статье Уголовного кодекса Польши "О презрении к польскому народу".
25 августа Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что Польша прекратила уголовное преследование Куприяновича.