ТЕХНОЛОГИИ НОВОСТИ

Наименьшее время: ученые измерили, за сколько свет проходит молекулу

Эта короткая единица времени - зептосекунда - составляет одну триллионную миллиардной секунды, в численном записи она выглядит десятичной дроби с 20 нулями и единицей
Исследователи Университета Гете в Германии измерили время, необходимое частице света, чтобы пересечь молекулу водорода: это время составляет 247 зептосекунд.
Наименьшее время: ученые измерили, за сколько свет проходит молекулу

Об этом сообщает Science Alert, передает "Укринформ".

Как отмечается в публикации, эта короткая единица времени - зептосекунда - составляет одну триллионную миллиардной секунды, в численном записи она выглядит десятичной дроби с 20 нулями и единицей.

Чтобы измерить этот период, физик Рейнхард Дернер и его коллеги сняли рентгеновские лучи из ускорителя частиц PETRA III в Гамбурге.

Исследователи установили уровень рентгеновских лучей так, чтобы один фотон «выбил» два электрона из молекулы водорода. Как отмечает издание, молекула водорода состоит из двух протонов и электронов.

Фотон отразил один электрон от молекулы, а потом другой. Эти взаимодействия создали волновую картину, которая называется интерференционной. Дернер и его коллеги измерили ее с помощью реакционного микроскопа COLTRIMS, чувствительного детектора частиц, способен фиксировать чрезвычайно быстрые атомные и молекулярные реакции.

Микроскоп COLTRIMS записывал как интерференционную картину, так и положения молекулы водорода на протяжении всей взаимодействия.

Фото: Science Alert

"Поскольку мы знали пространственную ориентацию молекулы водорода, то использовали интерференцию двух электронных волн, чтобы точно рассчитать, когда фотон достиг первого, а когда - второго атома водорода", - сказал Свен Грундманн, соавтор исследования по Ростоцкого университета в Германии. Он добавил, что измерений в 247 зептосекунд фиксирует скорость света в молекуле.

Как напоминает "Science Alert", ранее ученые также исследовали зептосекунды. Так, в 2016 году ученые использовали в своем исследовании специальные лазеры для измерения времени с шагом до 850 зептосекунд. Эта точность - огромный шаг вперед по сравнению с работой, получившей Нобелевскую премию 1999 года, в которой время впервые измерялся в фемтосекунду, составляющие миллионные доли миллиардных долей секунды.