Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Немецкие журналисты развеяли российские мифы о сбитом "Боинге"

Немецкие журналисты развеяли российские мифы о сбитом
Украина, 15 октября 2014, женщина, среди обломков сбитого боинга Malaysia Airlines MH17. Фото: АFР
Немецкие журналисты опровергли российские мифы о сбитии малайзийского Boeing MH17 над Украиной.

Об этом сообщает dw.de.

Журналисты-расследователи немецких телекомпаний NDR и WDR, а также газеты Süddeutsche Zeitung проверили мифы России о трагедии с "Боингом-777". Они развеяли утверждение об отсутствии доказательств того, что самолет был сбит ЗРК "Бук".

"Многое указывает на то, что зенитно-ракетный комплекс "Бук" находился на территории, контролируемой сепаратистами, и что запуск ракеты был произведен оттуда. Мы на месте провели верификацию фотоснимков и видео, частично из украинских источников, собранных группой журналистов-расследователей Bellingcat. Места съемки несомненно подтверждены, они совпадают с постами в российской социальной сети "В контакте" и в Twitter. Кроме того, журналисты видели комплекс "Бук" 17 июля 2014 года в Снежном и в Донецке. Нет оснований считать, что комплекс "Бук" находился там в другое время - все сообщения в Twitter, посты, видео и снимки сделаны 17 июля 2014 года или позже", - говорится в материале.

Журналисты отмечают, что на двух снимках, сделанных жителем города Тореза, видны следы дымового шлейфа, типичного для запуска ракеты "Бук". Жители сел в разговорах с репортерами WDR, NDR и SZ свидетельствуют, что 17 июля 2014 года они слышали мощный удар, за которым последовал свист. В популярном в регионе сервисе Zello 17 июля 2014 года тоже шла дискуссия о запуске ракеты. Однако в то время в регионе шли ожесточенные бои, часто звучали взрывы.

Во время расследования установили несколько фактов, что предполагаемый запуск производился с поля на юг от Снежного. Есть видео, которое показывает, как ЗРК "Бук" на гусеничном ходу 17 июля 2014 года выдвигается со Снежного на юг, в направлении поля, с которого, судя по всему, и был произведен запуск. На гусеничном ходу в комплексе ограниченный радиус передвижения. Очевидцы также вспоминают именно про это направление. Еще одним доказательством является дымовой шлейф на фотоснимках. Если сравнивать со снимками из космоса видно, что часть поля в период между 16 и 20 июля 2014 года (катастрофа произошла 17.07.2014) была или сожжена, или перепахана. В перехваченных украинской спецслужбой телефонных переговорах сепаратистов как место передислокации комплекса "Бук" называется Первомайское. Первомайское и Первомайский - два поселка в непосредственной близости от блокпоста. Международная группа журналистов-расследователей считает, что перехваченные переговоры являются настоящими.

"Следует признать, что неоспоримых доказательств того, что малайзийский Boeing MH-17 был сбит сепаратистами, нет. Но десятки собранных доказательств, в конце концов, не оставляют места для других выводов", - говорится в статье.

Также журналисты опровергают вторую версию о том, что "Бук" мог быть из арсенала украинской армии и даже был задействован украинцами.

"29 июня 2014 года сепаратисты захватили базу ПВО украинской армии в Донецке. По данным из армейских источников, в руки нападавших попали 2 ЗРК "Бук". Украинская армия уверяет, что они были приведены в негодность. Независимых подтверждений нет. В начале мая мы побывали на базе. Она полностью разрушена, транспортных средств там нет. Федеральная разведывательная служба ФРГ (BND) в октябре высказала предположение, что сепаратистам удалось захватить украинский ЗРК "Бук". Но с тех пор немецкая разведка явно больше не поддерживает эту версию. Российская сторона уверяет, что в день катастрофы наблюдались передвижения украинских комплексов "Бук". Но опрос журналистами местных жителей этого не подтверждает. Украинская сторона, кроме того, указывает, что у нее не было повода запускать ракету "земля-воздух" просто потому, что у нее не было воздушных целей: у сепаратистов нет авиации", - отмечается в статье.

Третья версия: "Доказано, что Boeing MH-17 был сбит украинским штурмовиком Су-25".

Сторонники этой версии ссылаются на форму пробоин, которые они анализировали на основании фотографий, выложенных в сети. Российский союз инженеров сделал такие же выводы. Министерство обороны РФ летом заявило, что рядом с самолетом Boeing находился украинский штурмовик. Но показания многих экспертов, в том числе и российских, с которыми поговорили журналисты, опровергают эту версию. Среди экспертов были и два конструктора, которые принимали участие в разработке Су-25: главный конструктор Владимир Бабак и эксперт по эффективности авиационных комплексов Вадим Лукашевич. Оба в разговоре с журналистами WDR, NDR и SZ заявили, что Су-25 не в состоянии вести стрельбу на высоте в 10 000 метров. Это привело бы к катастрофе самого штурмовика.

Другие боевые машины, например МИГ-29 или Су-27, предназначены для такого боя, но не имеют в своем распоряжении достаточно мощного вооружения, которое могло бы привести к распаду машины типа Boeing на части в воздухе. Кроме того, значительная площадь рассеивания обломков и внезапный обрыв записи бортовых "черных ящиков" указывают на то, что обстрел не мог быть осуществлен из бортовой пушки. Этой точки зрения придерживаются и многие другие эксперты, например сотрудник стокгольмского Международного института исследований проблем мира (SIPRI) Симон Веземан. Boeing просто не мог быть сбит штурмовиком Су-25. Это технически невозможно.

Четвертый аргумент, который выдвигает Россия: "Украина должна была закрыть воздушное пространство". С этим аргументом журналисты частично соглашаются.

14 июля 2014 года, за три дня до гибели лайнера, выполнявшего рейс MH-17, над восточной Украиной был сбит транспортный военный самолет АН-26. Он летел на высоте 6 км. С самого начала конфликта это был первый случай, когда самолет был сбит на такой высоте. Нет сомнений в том, что цели на высоте в 6 км невозможно сбить с помощью легких переносных зенитно-ракетных комплексов. Итак, катастрофа АН-26 означает, что или сепаратисты пользовались ракетами "земля-воздух", или машина была сбита российскими истребителями. На встрече 14 июля 2014 года в Киеве с этими новыми обстоятельствами были ознакомлены и западные дипломаты. Эксперты, в частности сотрудник SIPRI Симон Веземан, подтверждают, что практически все зенитно-ракетные комплексы, способные поражать цели на высоте в 6 км, могут сбивать самолеты и на высотах до 10-12 тыс. м.

Сразу после того, как был сбит АН-26, украинская власть закрыла воздушное пространство, но только до высоты 9750 метров, то есть ниже нормальной высоты полетов гражданских самолетов от 10 до 12 тысяч метров. Профессор Эльмар Гимулла - адвокат, специализирующийся на воздушном праве. По его мнению, решение украинских властей было ошибочным: "Если АН-26 был сбит с земли, то украинская власть исходила из предпосылки, что ракета долетает до высоты 9750 метров, разворачивается и падает на землю. Это, конечно, глупости, много ракет взлетают выше. А если АН-26 был сбит ракетой с самолета, то каждому ясно: "самолет, который технически в состоянии вести бой на высоте 9750 метров, способен летать и выше этого потолка". Профессор Эльмар Гимулла убежден, что украинская власть должна была полностью закрыть воздушное пространство. Он предъявил иск против Украины в Европейском суде по правам человека.

Как сообщал iPress.ua, малазийский "Боинг-777" был сбит в небе над Торезом силами ПВО сепаратистов ДНР, которые приняли его за украинский самолет Ан-26. Сразу после того, как самолет упал, на российском канале "Lifenews" вышел сюжет, в котором говорилось, что "ополченцам" удалось сбить еще один украинский военный самолет.

Официальное расследование проводит международная следственная группа из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. До сих пор его результаты не опубликованы.

Напомним, 19 апреля международные эксперты во время поисков в воскресенье нашли новые останки на месте крушения малазийского "Боинга" рейса МН-17.