О # измене с Ryanair с позиции критического мышления
Что случилось?
Компания Ryanair несколько месяцев назад объявила о выходе на украинский рынок, но долго не могла договориться с аэропортом Борисполь об условиях сотрудничества. Переговоры были сложными и периодически выносились в публичную плоскость. Закончилось тем, что сегодня, за два месяца до первого рейса, договор не был подписан и Райан объявил об отмене выхода на рынок. Виновными в данной ситуации компания назвала руководство аэропорта Борисполь, однако отменила и рейсы со Львова.
Каковы причины того, что произошло?
Райан действительно является дешевой авиакомпанией Европы и одновременно наиболее прибыльной. Такое парадоксальное сочетание достигается путем доведенной до идеала операционной эффективности и не менее идеального умения договариваться о лучших для Райана условий с партнерами (в том числе аэропортами и правительствами). Райан выбивает себе скидки, преференции, субсидии и т.п. Им часто прямо доплачивают за каждого пассажира. Все эти практики трудно назвать рыночными, однако они действительно работают и гарантируют низкие цены для потребителей. Райан в процессе переговоров не гнушается даже самых радикальных методов: в Европе имели место кейсы, когда они откровенно шантажировали правительства закрытием баз и выбивали себе условия, о которых МАУ могло бы только мечтать.
Заход Райана в Украину изначально был популистским проектом, на котором пиарились вполне конкретные люди и политические силы. Учитывая цели данных людей, им было важно сделать это мероприятие максимально масштабным, помпезным и быстрым. Поэтому требовалось завести Райан в Киев и чем скорее тем лучше. Единственным вариантом для этого был Борисполь. Жуляны - частный аэропорт (а следовательно на них не получилось бы нажать), а Житомир, Гостомель или Белая Церковь требуют инвестиций в инфраструктуру, поэтому с ними быстро бы не получилось.
Министерство снизило сборы, но этого было недостаточно чтобы удовлетворить Райан. Последний, чувствуя поддержку министерства, выдвинул кучу требований к аэропорту, ряд из которых было трудно выполнить. Важно понимать, что приняв эти условия, аэропорт создал бы прецедент для всех остальных авиакомпаний, включая базовой на три буквы. Можете не сомневаться, что последние без колебаний бы добились таких же преференций для себя, апеллируя равными условиями (ага-ага, МАУ в этой ситуации должно полное право заявить что их ущемляют). Столь масштабное изменение загнало бы аэропорт в убытки и хорошо бы не закончилось ни для аэропорта ни для его руководства. В нашей стране точно нашелся бы кто-то, кто бы воспользовался мутной законодательной базой и потянул бы их в суд за недополученные прибыли госпредприятия.
Дополнительно, Борисполь, будучи хабом, плохо подходит для лоукостов - это реалии авиабизнеса, против которых не попрешь.
Кто виноват?
В основном некомпетентные популисты, которые преследуя свои политические цели, поставили под удар имидж страны и шанс потребителей летать дешевыми авиалиниями в Европу.
Так что, Борисполь ни в чем не виноват?
Не совсем так. Они провалили коммуникацию этого всего в публичную плоскость и именно по их вине это все сейчас выглядит как эталонное предательство.
И Райан?
Не исключено, что Райан все еще не закончил игру и хочет добиться себе максимально выгодных условий. Не зря они закрывают и Львов, который уже давно все подписал - это явное давление на общественное мнение с их стороны, у которого должны быть мотивы. С чисто экономической точки зрения им было бы интересно летать даже в один город в Украине - у них есть прецеденты и меньших направлений в восточной Европе (сербский Ниш, например, с потоком в 100 000 в год и отсутствие Белграда). Кроме того, набор направлений из Львова с самого начала выглядел более интересным с точки зрения рынка, чем из Борисполя - возможно сразу был расчет на то, чтобы выбить себе еще больше преференций во Львове, разыграв карту Борисполя. В свете Брексита и насыщения западных рынков Райану очень нужно расти на восток, в Украине для них интересным рынком, кто бы что не говорил. Вполне возможно, что для этого привлекут тяжелую артиллерию типа Пороха или Гройсмана, которые на этом имеют неплохой шанс заработать политический капитал и нанести удар конкурентам.
Что нужно было сделать?
Заводить Райан в регионы и делать лоу кост аэропорт для Киева в Житомире, Белой Церкви или Гостомеле (последний вариант предлагало руководство Борисполя, если что). Создавать нормальную законодательную базу для развития, поддержки и субсидирования авиаотрасли и не возмущаться, если одним из бенефициаров (если не единственным) будет МАУ: если мы часть рынка, то нужно помнить, что они - один из его участников.
Чего не стоит делать?
Паниковать, вестись на # измену и популизм. Помните, последний является основной причиной данной ситуации.
Что будет дальше?
То что произошло - плохо, но не смертельно. Райан своей активностью уже подогрел интерес к Украине: тот же Берлин из Львова от Визз является прямым результатом этой активности. Последние сейчас, если они не дураки, должны открывать как минимум еще пару направлений в Германию. Думаю до конца года будут анонсы перелетов из Львова как от Визз, так и от других игроков. С Райаном цены были бы ниже, но и так будет неплохо. Кроме того, я бы не сбрасывал последних со счетов совсем: повторюсь, это все может быть частью их переговорной стратегии - они оставили себе пространство для маневра.
UPD по мотивам коментариев:
А как работают тогда аэропорты других стран без убытков, выбрасывая кучу преференций Райану? Чем мы уникальны, что мы сразу бы раз и в ущерб?
В Европе есть десятки аэропортов, с которыми Райан:
а) не договорился (тот же Белград)
б) со временем закрыл (Ангулем)
в) летает по более высоким ценам или с другой бизнес-моделью (ближайший пример: Варшава-Шопен)
г) прогнул под себя с помощью давления на правительство (Баден-Баден)
Борисполь совершенно не уникальный в этом списке, просто в большинстве случаев такого рода кейсы более или менее публичным или в Украине о них мало кто слышал, потому что они нам глубоко не интересны (и это нормально, мне тоже все равно как там Райан договаривался с каким нибудь аэропортом на Балканах).
Райан последнее время начал летать в центральные аэропорты Франкфурт-на-Майне или Гатвик в Лондоне, который ничем не хуже Борисполь. Чем мы хуже?
Райан уже давно дорос до того размера, когда на некоторых рынках он может расти только расширяя спектр бизнес моделей, с которыми он работает. Да, действительно, она летают в Гатвик, но и цены туда выше, чем в Станстед. В Варшаве они летают в два аэропорта, но в Модлине это классический ультра лоу-кост Райан, который возит по маршрутам Варшава-Европа, а в Шопене - внутрипольской перевозчик, который возит пассажиров из регионов в столицу, а также тех, кто готов брать на себя риск потери стыковки.
В силу низкой платежеспособности нашего рынка что-кроме ультра лоу кост модели здесь не имеет смысла для Райана следующих 10 лет, а значит совать их в Борисполь - заранее проигрышная идея, которая никому не пришла в голову, если бы не популизм. Повторюсь, Борисполь появился на горизонте только тогда, когда в процесс влезли представители министерства - до того сам Райан пытался договориться с Жулянами и, не исключено, что смог бы это сделать (здесь еще нужно понимать мотивацию Жулян, которая тоже не простая).
Автор - ты домохозяйка и диванный эксперт, откуда ты вообще взялся чтобы тебя читать?
Автор не претендует на то, что авиабизнес для него чем-то большим чем просто хобби последние несколько лет, но внимательно следил за переговорами и придерживается мнения, что любую ситуацию нужно анализировать забрав эмоции в сторону и проанализировав аргументы и историю каждой из сторон. Здесь имеет место типичная для современного мира ситуация, где большинство комментаторов делят мир на белое и черное, что существенно искажает реальную картину событий. Как часто бывает, ни одна из сторон не является ни абсолютным злом, ни абсолютным добром. Все делают свой бизнес и отличаются только уровнем компетентности в нем:
- Райан занимает типичную для себя жесткую переговорную позицию и является наверное наиболее компетентной стороной переговоров. Автор хочет прихода Райана, летал ним даже в этом году из Польши и очень хочет, чтобы в следующий раз ему не приходилось стоять в очереди в Краковце перед тем как сесть на самолет. И так, автор в курсе, что в Райана бывают дорогие и даже очень дорогие билеты, за багаж надо платить отдельно, места для ног в самолетах мало. Тем не менее, автор верит, что мероприятие Райана - это самый толчок вперед, который может получить авиарынок Украины.
- Борисполь пытается занимать конструктивную позицию (одна идея с Гостомелем чего стоила), но совершенно провалил PR в этой ситуации. Автор периодически летает через Борисполь и считает его более или менее нормальным аэропортом (особенно как для нашей страны), который все же плохо подходит для лоукостов.
- Министерство пытается сделать хорошо потребителям и заработать на этом дивиденды, но делает это по принципу "цели оправдывают средства" и "после выборов хоть потоп". Автор уважает усилия министерства, но считает, что последнее имеет меньше заниматься политикой и больше своей работой. Ситуация, когда министр пишет фигню в ФБ вместо висеть на телефоне с Райаном и проговрюваты варианты - это полный фэйл.
- МАУ и Коломойский молча жуют попкорн и этим вызывают бурную реакцию общества. Автор летает МАУ, сталкивался как с плохим так и хорошим сервисом у них и считает их посредственной авиакомпанией с плохими владельцами, которые не гнушаются нерыночными методами там, где могут это делать (чем мало отличаются от Райана). Автор считает, что Украине нужны и МАУ и Райан и еще много разных авиакомпаний, ибо чем выше конкуренция - тем лучше этого потребителям, одним из которых и является автор.