Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Рейтинг зарплат топ-менеджеров крупнейших государственных компаний Украины, - ИНФОГРАФИКА

Рейтинг зарплат топ-менеджеров крупнейших государственных компаний Украины, - ИНФОГРАФИКА
Более того, вполне рыночные зарплаты и премии могут получать руководители убыточных госкомпаний.
 
 

"НВ Бизнес" спросил 20 крупнейших (по версии Минэкономики) госкомпаний информацию о годовой оклад их топ-менеджеров, о размере премий и основания для их начисления.

Всего на редакционный запрос отреагировали 12 компаний, из которых лишь четыре - "Укрзализныця", аэропорт Борисполь, "Энергоатом" и "Укрэнерго" - объяснили, основания для начисления премий их руководителям.

Шесть государственных структур из рейтинга были убыточными по итогам первого полугодия 2018 года. Одна из них, "Укрпочта", показала 530 млн грн убытка. Ее руководитель, Игорь Смелянский, на основании публичной информации из реестра деклараций, на которую указали в самой "Укрпочте", попал в десятку самых высокооплачиваемых топ-менеджеров госкомпаний. К августу 2018 года его зарплата в статусе исполняющего обязанности составляла 333,4 тыс. грн в месяц. После подписания нового контракта оклад вырос. Как сказал сам Смелянский в интервью проекту KRYM, теперь его зарплата - более 700 тыс. грн в месяц. С такой суммой он, скорее всего, попадет а тройку самых высокооплачиваемых менеджеров госкомпаний в 2019 году. 

При анализе журналисты столкнулись с тем, что не во всех госкомпаний с многомиллиардными активами на официальных сайтах есть раздел "пресс-служба".

В самой госкомпании Украины - НАК "Нафтогаз" - официально не предоставили точный уровень годового оклада Андрея Коболева, сославшись на "юридические причины". В частности, на то, что размер оклада и премий руководства компании не относятся к сфере действия Закона о доступе к публичной информации и не являются сведениями, которые составляют общественный интерес. В пресс-службе НАК отметили, что можно ориентироваться на публичный отчет компании за 2017 год, где указано, что вместе с окладом и премиями годовой доход Коболева составил 47,1 млн грн.

Но, учитывая официально озвученную информацию Коболева на его странице в Facebook, он передал часть зарплаты за январь и полную зарплату за февраль, март в общей сумме 3296547 грн на благотворительность. Журналисты проанализировали эти данные: 21 февраля Коболев перечислил фонду "Вернись живым" 277600 грн (первая часть за февраль), а 6 марта - 255697 тыс. грн (вторая часть по февраль). Точно такие же по объему транша и в те же даты от него получили еще два фонда ("Таблеточки" и "Народный тыл реабилитация"), еще один перевод был 6 марта.

В итоге, если верить публичным заявлениям главы "Нафтогаза" о том, что зарплату (не премии) он отдает на благотворительность, то его ориентировочный оклад за февраль - 1600000 грн. По итогам 2018 году с таким уровнем оклада общая сумма зарплаты главы "Нафтогаза" может составить 19200000 грн. Плюс премии, размер которых по 2018 пока неизвестен. Как известно 20 марта 2019 Кабмин Гройсмана согласился на новый годовой контракт Коболева. Оклад председателя НАК сократилось вдвое, а условия премирования усилены. Возможно, по итогам 2019 года, глава "Нафтогаза" не будет самым высокооплачиваемым менеджером среди государственных компаний. 

В "Укрзализныце" сообщили, что размер вознаграждения Евгения Кравцова, который занял второе место после Коболева, определяется условиями договора. "Вопрос утверждения условий контракта председателя правления АО "Укрзализныця" относится к компетенции наблюдательного совета общества и сейчас обсуждается между членами наблюдательного совета", - сообщили в пресс-службе. В "Укрзализныце" также рассказали, что наблюдательный совет общества, с привлечением внешних консультантов, сейчас проводит работу по определению структуры вознаграждений, доплат и бонусов руководителю УЗ.

В аэропорту "Борисполь" сообщили, что условия оплаты утверждаются в контракте между Министерством инфраструктуры Украины и непосредственно с руководителем Павел Рябикин. Аналогичный ответ предоставили в "Энергоатоме" - контракт заключается с Министерством энергетики и угольной промышленности Украины. Добавив, что при определении условий и размеров оплаты труда руководителей госкомпаний учитываются нормы постановления Кабмина № 859.

Как пояснили в "Укрэнерго" разница между фактическим уровнем заработной платы их руководителя Всеволода Ковальчука, с учетом доплат и надбавок, и максимально возможным уровнем по результатам 2018 составила 57%. Руководителю "Укрэнерго" в 2018 году выплачивалась ежемесячная премия на основании распоряжения Минэнерго № 203-к/к, равной 12 окладам в год или 3467868 грн. Ежеквартальная премия также равна 12 окладам, предусмотренная постановлением Кабмина №859 и указом Минэнергоугля №413 не выплачивалась. Но дополнительно к ежемесячной премии Ковальчук еще может получить ежегодную премию, которая составляет 24 оклады в год или 5935736 грн, если после аудита компании в 2019 году окажется, что выполнены ключевые показатели эффективности.

В реестре НАПК форуме деклараций руководителей "Харьковоблэнерго" и Одесского припортового завода - поэтому в рейтинг были внесены данные тех компаний, которые идут сразу за ними. На запрос журналистов Харьковоблэнерго и ОПЗ не ответил.

Могут госкомпании не раскрывать налогоплательщикам 
данные о премиях и оклады своих руководителей?

В целом - да. Формально законодательство дает чиновникам такие лазейки, и персонал компаний, контролюючть критическую государственную инфраструктуру может ставить корпоративные правила выше общественного интереса.

Как рассказала советник юридической фирмы Астерс Инесса Летич за последние 3-4 года несколько раз менялись и дополнялись постановления Кабмина № 859. (Напомним, этим документом регулируется размер выплат в большинстве госкомпаний). По ее словам, наиболее актуальные редакции таких нормативных актов предоставляют много возможностей для увеличения "премиальной" части вознаграждения руководителя - от прибыли предприятия и к ведению научной деятельности и уровня соблюдения трудовой дисциплины в компании.

"Вместе с тем, в законодательстве содержится ряд проблемных моментов, которые дают повод для многочисленных дискуссий. Первый из них - возможность выплачивать вознаграждение за достижение показателей эффективности, которые устанавливаются органом управления. При этом законодательство не дает четкого ответа на вопрос, что это за показатели и как они формируются. По сути, большую роль играет подход и толкование самого органа управления (министерства, например)", - отмечает юрист. Также, по ее словам, законодательство не предусматривает прямых последствий за сокрытие таких показателей от общественности.

"Кроме этого, следует понимать, что наиболее обсуждаемые предприятия являются акционерными компаниями, а не классическим госпредприятиями. Это также сужает сферу применения законодательства о государственном имуществе и дает больше гибкости в управлении этими компаниями, в частности, в вопросах вознаграждений руководства", - объясняет Летич.