Увидеть невидимое: ученые создали квантовый микроскоп

Фото: nature.com
Немецкие и австралийские исследователи разработали квантовый микроскоп, с помощью которого ученые смогут наблюдать за биологическими структурами, которые ранее были недоступны для человеческого глаза.

Результаты разработки представлены в научном журнале Nature.

Новый микроскоп основан на науке о квантовой запутанности - эффект, который Эйнштейн описал как "жуткие взаимодействия на расстоянии". Считается "запутанные" объекты могут влиять друг на друга в любой момент, независимо от расстояния.

В современных точных микроскопах используют лазеры, которые имеют одну очевидную негативную особенность. Так что их свет в миллиарды раз ярче солнечный, хрупкие биологические системы - например, клетки организма - оставались недоступными для изучения, ведь под таким влиянием они довольно быстро разрушались. Это даже назвали "твердым барьером" микроскопии.

Впрочем ученые из Университета Квинсленда и Ростокского университета смогут его преодолеть. Они разработали квантовый микроскоп, который позволит изучать человеческие клетки, позволяя видеть биологические структуры, которые ранее были нам недоступны.

С помощью микроскопа можно изучать, например, молекулярные колебания внутри клетки. Это поможет ученым отличать здоровые клетки организма от раковых. Квантовый микроскоп выдает на 35% более четкое изображение по сравнению с лучшими современными аналогами.

Однако многие ученые не надеются на то, что квантовые микроскопы сразу станут обычным делом для лабораторий.

Напомним, что ученые из Telomere-to-Telomere (T2T) Consortium заявили, что получили информацию о до сих пор отсутствуют 8% генома человека.