Владимир Олейник: оппозиция выписывает стране билет на гражданскую войну
Владимир Николаевич, Верховная рада собралась на заседание в количестве 216 депутатов и без председателя. Кворума нет. Законны ли будут ее решения?
Согласно действующему законодательству, заседание украинского парламента открывает председатель Верховной рады. В случае его отсутствия – первый заместитель. Если нет и его – с согласия председателя Верховной рады открывает его заместитель. Почему сегодня не работает электронная система голосования, почему не работает аппарат? Потому что все сотрудники аппарата рады подчинены только председателю парламента.
Если официально заседание парламента не открыто, все его решения не законны.
Допустим, что эти процедуры все будут выполнены. Что дальше? Можно ли будет вернуться к конституции 2004 года и парламенстко-президентской республике?
Решение, касающееся конституции, должно приниматься большинством в 300 голосов и в соответствии процедурой, прописанной в 13-м разделе конституции. Они же хотят вернуться к конституции простым большинством а впоследствии проголосовать за премьера и правительство. Если сейчас они начнут формировать Кабмин, у нас появится два правительства, два министра обороны, два главы МВД и так далее. В стране начнется раскол по принципу, какому центру власти он подчиняется. Запад страны будет ориентироваться на тех министров, которые появятся по итогам заседания этой рады. А власти Луганска, Днепропетровска, Донецка, Крыма и других юго-восточных регионов на нынешних. Так пойдет уже институциональный раскол страны, потому как местные власти начнут выбирать, какому центру власти подчиняться. Это уже совсем другой уровень конфронтации, который еще более усугубит нынешнюю ситуацию.
Что должен в этой ситуации делать президент?
Он должен дать четкую оценку этим действиям. Если депутаты пошли на такую антиконституционную способ изменения конституции президент может обратиться в конституционный суд о признании такого решения неконституционным. У него появляются основания для роспуска парламента.
Но ведь ее можно будет создать? Даже некоторые регионалы уже готовы сформировать коалиционное правительство…
Если мы вернулись к конституции 2004 года, то там есть норма – коалиция – это результат объединения фракций политических сил, которые избраны в ходе всенародных выборов. Там нет никаких слов о мажоритарщиках, которых в нынешнем парламенте 50%. Таким образом, мажоритарщики становятся депутатами второго сорта, так как они не имеют право принимать в формировании коалиции. А для формирования коалиции необходимо 226 голосов. Оппозиция, сама того не понимая, загнала себя в угол. Если она уверяет, что в 2010 году произошел конституционный переворот, то она не должна была принимать закон о выборах в редакции 2011 года, которая ввела смешанную систему голосования.
Получается, президент может полностью игнорировать Верховную раду?
Если президент увидит, что налицо угроза территориальной целостности Украины, он может назначить новые выборы парламента и уже после выборов сформировать новое правительство. Он может и согласится на досрочные президентские выборы. Но если вся власть пойдет на досрочные выборы, я думаю это будет большой проблемой для страны. Возникнет проблема с ЦВК. В июне у 15 членов ЦВК заканчиваются полномочия, а досрочно их переизбрать невозможно. Кто тогда будет формировать новые правила выборов? Создадим новый ЦВК? И будет их у нас два? Это не решение проблемы.
Я считаю, что оппозиция должна прекратить этот фарс в Верховной раде и осознать всю опасность своих действий. Они сегодня выписывают стране билет на гражданскую войну. Я бы хотел и предостеречь своих коллег из Партии регионов, которые сейчас заняты формированием коалиции с оппозицией. Вы пытаетесь спасти свое политическое будущее, но лишаете будущего единую Украину.