Вслед за Далей Грибаускайте в игру вокруг саммита Украина – ЕС вступил польский президент Бронислав Коморовский. Собственно, сообщение его пресс-службы о встрече с Виктором Януковичем накануне саммита – это предсказуемая новость.
Еще не зная о том, что такая встреча готовится, я писал в одном из комментариев к визиту Януковича в Вильнюс, что Грибаускайте и Коморовский распределили между собой обязанности в уговаривании украинского президента. Литовский президент – "злой следователь", дама с хлыстом. Она жестко пересказывает Януковичу официальную позицию Брюсселя и объясняет, какими будут последствия несговорчивости украинского президента.
Коморовский – друг, искренне заинтересованный в том, чтобы у Украины все получилось и готовый вместе с гостем удивиться несговорчивости европейцев и даже, возможно, обсудить особые отношения Москвы и Берлина – любимую тему всех настоящих польских и украинских политиков. Но, по существу он требует от Януковича того же, что и Грибаускайте. Разве что в более мягкой форме.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Віталій Портников. Щоб Польща Польщею була
При этом Коморовский заинтересован в уступчивости Януковича куда больше своей литовской коллеги. Для Вильнюса уговаривание украинского президента – доказательство важной роли Литвы в европейской политике. Литовцам куда важнее демократизация Беларуси и демилитаризация Калининграда – но и о том, и о другом можно только мечтать. А вот демократизация Украины еще пару лет назад не казалась несбыточной. И многим польским политикам стал мерещиться исторический шанс передвижения границ Европейского Союза – а, возможно, и НАТО – на восток, исполнения несбывшейся мечты маршала Юзефа Пилсудского о том, чтобы между Польшей и российским пространством было бы еще что-то. И не просто что-то, а именно Украина.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Кінець балансування між ЄС та Митним союзом
Да, это забота прежде всего о польских национальных интересах – но так и должно быть, просто национальные интересы Польши, чей президент больше не хочет руководить форпостом Запада, а хочет оказаться "внутри" Запада, совпадают с национальными интересами тех украинцев, кто видит свою страну цивилизованным европейским демократическим государством – пусть даже эти люди мыслят более современно, чем их польские друзья и понимают, что время форпостов давно минуло. С украинской точки зрения тоже выгодно использовать эту архаичность польской внешней политики ради ускоренного продвижения на пути в Европу.
Беда Польши – а скорее даже беда Украины – в том, что сторонники этого самого цивилизованного европейского демократического государства не принимают в Украине никаких решений относительно ее будущего и к этим сторонникам не относится президент Виктор Янукович. Так что, кто бы его не уговаривал, Грибаускайте или Коморовский – результат известен заранее: Янукович послушает, разозлится и вернется достраивать свою Беларусь.