Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Бизнес во время кризиса платил меньше налогов, который - более

Бизнес во время кризиса платил меньше налогов, который - более
Фото: newskraine.com.ua
В марте в Украине, как и в большинстве стран мира, ввели жесткие карантинные мероприятия. Как отечественный бизнес выдержал карантин и готов к новому локаута?

Карантин в Украине продолжается уже семь месяцев. Различные ограничения и запреты заставили многих предпринимателей временно прекратить деятельность или вообще закрыться. Некоторым удалось приспособиться и даже увеличить прибыльность бизнеса.

В основном и так понятно, какие сектора "просели", а выросшие. Впрочем, "Экономическая правда" решила это проверить с помощью данных о уплаченных бизнесом налогов.

Для анализа редакция получила в Государственной налоговой службе информацию о налоговых поступлений от ресторанного и гостиничного бизнеса, бизнеса, который занимается показом фильмов, организацией концертов, курьерскими перевозками, строительством, авиаперевозками, предоставляет почтовые, образовательные и медицинские услуги.

Только от этих отраслей за март-сентябрь 2020 государственный и местные бюджеты, по сравнению с 2019 годом, недополучили 650 млн грн. Однако не все из перечисленных смех стали платить меньше.

Хронология карантина в Украине

Карантин начался 12 марта 2020. В течение двух месяцев были закрыты магазины непродовольственных товаров, кафе, рестораны, кинотеатры, парикмахерские, библиотеки, торгово-развлекательные центры, парки.

С 12 мая карантин начали постепенно ослаблять: ресторанам и кафе позволили открыть летние террасы, заработали парикмахерские, открылись магазины непродовольственных товаров.

5 июня открылись помещения заведений общественного питания.

С 10 июня заработали гостиницы и санатории.

С 22 июня Украина постепенно перешла на адаптивный карантин.

Кинотеатры возобновили работу 2 июля.

Кто больше всего пострадал от локаута

Самый сильный удар от карантина 2020 почувствовали малый бизнес и микробизнес. По данным Европейской бизнес-ассоциации, треть опрошенных ассоциацией физлиц-предпринимателей во время карантина потеряли до 75% доходов.

"Еще 44% потеряли до 50% доходов, а 7% предприятий рассматривают вариант закрытия. Только 14% почувствовали изменений в работе или их доходы даже выросли", - сообщила исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко.

Средний и крупный бизнес пострадали меньше. Они имели запас прочности, однако многих не спас даже он.

кинотеатры

Кинотеатры, которые не работали с середины марта до начала июля, больше всего пострадали от карантина.

По данным ГНС, за март-сентябрь 2020 налоговые поступления от бизнеса, демонстрирует кино, в государственный и местные бюджеты, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, упали более чем вдвое: с 104 700 000 грн до 47600000 грн.

Меньше налоговых платежей кинотеатры сделали в июне - только 1700000 грн против 11400000 грн годом ранее.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

"В первые недели июля после открытия было минус 90-95% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Только 5-10% людей начали возвращаться в кинотеатры. Затем каждую неделю был прирост. Август был вдвое лучшим, чем июль, посещаемость по сравнению с августом 2019 года - около 30% ", - поделился с ЭП результатам CEO сети кинотеатров Multiplex Роман Романчук.

Даже после возобновления работы кинотеатров они платят гораздо меньше налогов, чем до начала карантина.

В июле-сентябре 2020 представители этого бизнеса заплатили в бюджеты всех уровней 15800000 грн, что почти равно сумме перечисленных средств только за июль 2019 - 17200000 грн.

Туризм

Второй наиболее пострадавшей от введения карантина сферой были туристические агентства и операторы.

В марте-сентябре 2020 отчисления от этого бизнеса, по сравнению с 2019 годом, упали на 49%. В абсолютных числах падения налоговых поступлений составил 210 600 000 грн.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Закрытые границы и остановка пассажирского авиасообщения привели к тому, что объемы уплаченных туристическими агентствами налогов за июнь снизились в 3,4 раза. Даже несмотря на постепенное ослабление карантина, в традиционно "высокий" летний сезон турагентства уплатили в бюджет налогов на 130 млн грн меньше, чем годом ранее.

Значительная часть туристических компаний работают в убыток, сообщили ЭП в Украинской ассоциации туристических агентств.

"За первые девять месяцев 2020 году объем продаж членов нашей ассоциации снизились примерно на 50%. Соответственно, не все даже вышли на уровень самоокупаемости", - сказал исполнительный директор ассоциации Павел Григораш.

Большинство туров, которые украинцы покупали в течение карантинного лета, были в Турцию. Европейские страны и экзотические направления для украинских туристов до сих пор недоступны.

"Частично ситуацию спасло то, что часть туристов, которые раньше путешествовали самостоятельно, теперь стали обращаться к турагентов за пакетными турами", - добавил Григораш.

Отели

Сократились доходы и гостиничной сферы. За шесть карантинных месяцев украинские гостиницы и заведения, которые предоставляют услуги по размещению, уплатили налогов более чем полмиллиарда гривен меньше, чем в марте-сентябре 2019 года.

Стремительным падения поступлений от отрасли было в апреле - почти втрое по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года. С июля отеле увеличивают отчисления в бюджеты, однако они значительно меньше по сравнению с докарантинним периодом.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

"Особенность гостиничного бизнеса - наличие постоянных расходов: налоги, ремонты, земля, освещение, охрана, персонал. Во время карантина был ноль по доходам, а расходы только росли. Сейчас выручка постепенно увеличивается.

Многое зависит от количества объектов. У нас сеть отелей с сильной позицией, сильным отделом продаж, мы имеем более 8 тыс корпоративных договоров, работаем со всем рынком, поэтому в июле мы вернули 75% того, что было раньше (июль 2020 году до июля 2019) ", - объясняет руководитель отдела продаж Reikartz Hotel Group (объединяет 40 бизнес-отелей и курортов в Украине и за рубежом) Максим Богданов.

организация выставок

На 30% упали налоговые отчисления предпринимателей, организующих конгрессы и торговые выставки. Представители этого бизнеса больше потеряли летом - ежемесячные отчисления составляли 50% от показателей 2019 года.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Рестораны, кафе, бары

Рестораны и заведения мобильного питания сократили отчисления в бюджеты на 23% или 535 500 000 грн. Тяжелым для представителей этого бизнеса был апрель, после чего началось постепенное восстановление.

В сентябре рестораны почти вышли на показатели 2019 года.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

"Потребление упало. В течение трех месяцев с начала карантина отрасль получала убытки, минус 30-40%. У нас ситуация была немного лучше. Мы не переходили на такой вариант сервиса как доставка еды, это не очень помогло нашим коллегам, которые фиксировали убытки", - говорит владелец семьи ресторанов La Famiglia, совладелец Kyiv Food Market Михаил Бейлин.

По его оценкам, доходы отрасли по результатам 2020 году могут снизиться на 30%, а рынок может недосчитаться 15-20% игроков.

Сопутствующий бизнес - "обслуживание напитками" - уменьшил отчисления на треть. В наиболее тяжелые периоды, апрель-май, от баров, таверн, закусочных, пивных и кафе государство получало ежемесячно по 10 млн грн - 50% от сумм 2019 года.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

авиаперевозки

Налоговые отчисления во время карантина ощутимо уменьшили и пассажирские авиаперевозчики. За март-сентябрь 2020 году до бюджеты поступило только 270 млн грн, что на 49% меньше, чем в 2019 году.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

"Показатели работы авиакомпании упали до нуля, когда вообще запретили полеты. Потом, когда были разрешены разовые полеты, которые было сложно организовать, мы получили лишь 4% от докризисного показателя, то есть имели 96-процентное снижение операционной деятельности. Это было очень сложно", - говорит вице-президент МАУ Сергей Фоменко.

строители

Меньше потеряла строительная отрасль. Отчисления сектора за шесть месяцев карантина сократились менее чем на 4%. Отставание от показателей 2019 происходило в апреле-июле, а в августе и сентябре они превысили цифры 2019 года.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

В интервью ЭП генеральный директор группы «Ковальская» Сергей Пилипенко отмечал, что во время карантина объемы строительства "резко упали".

"Еще в марте отрасль двигалась, а уже в апреле объемы упали в два раза. Понимая, что предприятия не загружены, мы сначала отправляли людей в оплачиваемые отпуска, которые в них были накоплены за многие годы" , - рассказал он.

Кто вырос и платил больше налогов

Закрыты магазины непродовольственных товаров стимулировали украинский переходить на электронную коммерцию. Интернет стал спасательным кругом для магазинов, которые были вынуждены закрыться в первые два месяца карантина.

В разгар карантина украинцы покупали онлайн технику, одежду, предметы повседневного обихода. Эти вещи нужно было доставлять. Неудивительно, что именно почтовая и курьерская деятельность выиграла от введения карантина больше всего.

почтовые операторы

За шесть карантинных месяцев компании, работающие в сфере почтовых отправлений, кроме "Укрпочты", и предоставляют курьерские услуги, уплатили в бюджет на 24% больше налогов, чем за март-сентябрь 2019 года.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

"В начале карантина мы заметили незначительное снижение динамики роста количества отправлений. Затем люди начали покупать самое необходимое, а потом - все, что захочется. Большинство украинский придерживались карантина.

В итоге, они стали больше покупать онлайн, даже те, кто раньше этого не делал. Как следствие - вырос спрос на доставку ", - пояснил СЕО" Новой почты "Александр Бульба.

В компании отметили, что во время карантина вырос спрос на курьерскую доставку, тогда как ранее клиенты предпочитали доставке в отделение. За второй квартал объем курьерской доставки в компании вырос на 35%.

Увеличились налоговые отчисления и "Укрпочты". За март-сентябрь национальный почтовый оператор заплатил в бюджет на 34% или на 303 300 000 грн больше налогов.

Однако львиную долю из них составляли дивиденды компании за 2019, которые она уплатила в июне (202700000 грн), и аванс по налогу на прибыль 2020 года (36500000 грн).

Однако даже без них налоговые отчисления "Укрпочты" во время карантина выросли на 7,2% или 64100000 грн.

По расчетам "Укрпочты", в 2020 году украинцы пользовались услугами получения и отправки посылок на 22% чаще. Доходы компании от посылок выросли на 30%.

"Несмотря на пандемию," Укрпочта "увеличивает доходы, наращивает объемы и продолжает реализовывать инвестиционные проекты.

Даже с учетом дополнительных расходов, в частности на альтернативные пути доставки международных посылок в условиях закрытия пассажирских авиарейсов, на средства индивидуальной защиты 65-тысячного коллектива, выплату надбавок за работу в карантин, "Укрпочта" получила 6500000000 грн чистого дохода (за дев пять месяцев. - ЭП) ", - сообщил ЭП гендиректор" Укрпочты "Игорь Смелянский.

образовательные учреждения

Во время карантина существенно выросли налоговые поступления от предприятий, работающих в сфере дошкольного, начального и среднего образования (на 13%, 17% и 16% соответственно). Это несмотря на то, что во время карантина они закрылись ли не в первую очередь.

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

"В условиях карантина, когда коммунальные и государственные учебные заведения вынуждены перешли на дистанционное обучение, не везде была организована должным образом, имел существенно возрасти спрос на частные образовательные услуги.

Именно рост оборота средств в частной образовании могло вызвать увеличение налоговых отчислений в отрасли ", - считает образовательный омбудсмен Сергей Горбачев.

Во время карантина родители активно искали дополнительных образовательных возможностей для детей, чтобы те с пользой тратили освободившийся время. После введения дистанционной формы обучения родители часто отдавали предпочтение частным школам, которые имели опыт дистанционного преподавания детям еще до введения карантина.

"Родители начали забирать детей не только из государственных школ, но и из некоторых частных. Дистанционное образование дало возможность школе, например, из Харькова, принимать на обучение детей из Ровно.

Частное образование в начале карантина концентрировалась вокруг отдельных школ. Сейчас ситуация выровнялась ", - сообщила ЭП заместитель председателя правления общественного союза" Ассоциация частных учебных заведений Украины "Ирина Барматова.

По данным "Радио Свобода", в 2019-2020 учебном году в Украине было 182 школы, которые имели лицензии на онлайн-обучения. В октябре 2020 году количество таких заведений выросло на 28% до 233.

Медицинские учреждения

Рост произошел и в сфере оказания медицинских услуг. С мая 2020 государство ежемесячно получала от больничных учреждений на 7-10% больше, чем в 2019 году.

Всего за шесть месяцев карантина этот сектор показал наибольший рост отчислений в абсолютных цифрах - более чем 440 млн грн.

 

ИСТОЧНИК: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Чего бизнес ожидает дальше

Окончание местных выборов многие связывали с возможным восстановлением жесткого карантина. О его усилении время от времени говорит и президент Владимир Зеленский.

"Если иметь более 9,5 тыс инфицированных ежесуточно, будем вынуждены вводить жесткий карантин. Но тогда остановится экономика нашей страны и будет очень сложно всем", - сообщил он 19 октября.

Сейчас предприниматели еще не оправились от последствий предыдущего жесткого карантина. По данным ЕБА, большинство членов ассоциации рассчитывает наверстать потерянные из-за локдаун позиции в течение следующих шести месяцев.

"Чтобы достичь докарантинного уровня развития, большинства средних и крупных бизнесов потребуется от шести месяцев до года, малому бизнесу - от одного до нескольких лет. Конечно, при условии, что вторая волна коронавируса не внесет коррективы" , - сообщила Деревянко.

Восстановление жесткого карантина бизнес оценивает негативно, хотя на этот раз предприниматели готовы к возможному локдауну гораздо лучше, чем в марте.

"Частные школы изучили весенние уроки и подготовились к новому учебному году: технически уложились, нашли последние резервы, чтобы выстоять" , - сообщила заместитель председателя правления Ассоциации частных учебных заведений Украины.

Она добавила, что сейчас частные учебные заведения - начальные и средние школы - готовы к новым карантина намного лучше. Они развили собственные программы и методики дистанционного обучения, обновили техническую базу.

Для туристических агентов новая волна жесткого карантина может стать роковой.

"Зимний сезон всегда более сложный финансово, чем летний. Даже при сохранении текущей ситуации сезон для туристического рынка будет тяжелым для многих турагентов и большинства туроператоров - убыточным. Если к этому добавить еще и локдаун, то к весне доживут не все", - сообщили ЭП в Украинской ассоциации туристических агентов.

Подобные настроения и в авиаперевозчиков. "Украинская отрасль можно убить. Введение полного ограничения авиасообщения без государственной поддержки, как это было осенью, нанесет критический удар по украинским перевозчикам", - убежден Фоменко.

Несмотря на неопределенность относительно дальнейшего течения пандемии и вероятности объявления нового жесткого карантина, бизнес не теряет оптимизма. 86% членов ЕБА ожидают, что финансовые результаты их компаний 2020 года улучшатся или хотя бы не ухудшатся.

Однако для малого бизнеса и микробизнеса новый локдаун может стать фатальным. Согласно опросам ЕБА, по меньшей мере каждый третий ФЛП планирует закрыться или сократить масштабы деятельности, если будут введены новые жесткие ограничения.

Источник: Экономическая правда