Во Львове в рамках "Недели украинского кино в поддержку Олега Сенцова" презентовали фильм режиссера из Симферополя, который сейчас находится в СИЗО в Москве, - "Гамер". Это единственная лента режиссера, которую он самостоятельно спродюсировал (бюджет - $20 тыс.) и к которому написал сценарий.
На открытии недели документального кино председатель Госкино Филипп Ильенко рассказал, что сейчас "Сенцов - уже не просто режиссер, а символ, образ русской агрессии. Однако мы не будем оценивать фильм сквозь призму судьбы его создателя, а проанализируем кино, как художественное творение.
Олег Сенцов снял фильм "Гамер" в 2011 году. Для этого он продал собственный киноклуб. Это биографический фильм (режиссер занимался киберспортом около 10 лет) и авторский, не для широкого круга зрителей.
Ленту снимали в Симферополе. Герои кинокартины говорят на русском языке, однако в рамках "Недели украинского кино" его озвучили на украинском. Таким образом создалось впечатление, будто ты смотришь зарубежный фильм, ведь звукоряд не совпадал с мимикой героев.
Кинокартина оригинальная, ибо она охватывает узкий и малоизвестный закрытый общественный круг - людей, которые живут игрой в компьютерные игры - геймеров. Главный герой фильма - мальчик Алексей (Владислав Жук) по прозвищу Косс, который только что закончил школу. Он не посещает занятия в техникуме, а посвящает себя компьютерным играм.
Его интерес не простой, а профессиональный: Косс принимает участие в соревнованиях геймеров. Он не представляет своей жизни без обязательной пятичасовой тренировки с мышкой, наушниками возле компьютера. Алексей выигрывает всеукраинские соревнования и попадает на чемпионат мира по компьютерным играм (World Cyborg Games). Он грезит тем, чтобы быть первым и подчеркивает, что главное - победа. В финале, который проходит в Лос-Анджелесе - занимает второе место: "Кто-то хочет, а кто-то получает".
Остаток ленты мы наблюдаем за его переживаниями относительно проигрыша и мысли о том, что же делать дальше. Алексей пытается вернуться к жизни простого подростка без игр и со временем ему это удается: он ходит на прогулки с друзьями, вместо компьютерной мышки берет в руки футбольный мяч. К тому же о его втором месте (почти победе) знают только знакомые-геймеры, для других, одноклассников и знакомых, - он просто молчаливый неудачник.
Кинокартина практически без финала. Сенцов решил сделать открытый конец после того, как главный герой большую часть ленты думал, что же делать дальше. И фильм так остается без логического завершения, без развязки. Режиссер нас затягивает в жизнь Алексея, но не показывает выхода, решения его проблемы/обучения/любви к играм. Зритель там точно и не понимает чем вызваны переживания Косса: тем, что он занял второе место (перфекционизм), или тем, что разочаровался в компьютерных играх, или мыслями о своей будущей судьбе.
Главные герои ленты - непрофессиональные актеры. Складывалось впечатление, что они не играют, а просто ведут себя, как и в реальной жизни. К примеру Алексей не проявлял практически никаких эмоций, он был мрачным, задумчивым и недовольным протяжении всей картины. Безразлично играл ли он веселого пьяного Алексея или печального из-за проигрыша на мировом чемпионате.
ЧИТАЙТЕ: "Семейка монстров": не стоит бояться коробок
Сенцов воспроизводит жизнь подростков с различными социальными проблемами общения родители-дети, молодежный алкоголизм, курение. Ребята праздновали свои победы с пивом и водкой, а курили все герои-подростки, кроме Алексея. Также режиссер поднимает проблему продажи алкоголя малолетним: когда друзья Алексея заказали пиво в магазине, продавщица спросила: "А вам есть 18?". Друзья ответили, что конечно есть, и лишь благодаря этому ответу продавец им продала алкоголь. К тому же Косс в конце ленты без проблем купил в магазине водку.
Лента о постсоветском обществе демонстрирует жизнь, как она есть: ее снимали не в студии, а в трамваях, геймерских клубах или просто на улицах Симферополя. Стоит заметить, что благодаря этому звук кинокартины - некачественный, некоторые диалоги было еле слышно из-за шума окружающего мира (несмотря на то, что смотрели ленту с украинским дубляжом).
Этот фильм демонстрирует обыденную украинскую жизнь: на столе в квартире Алексея и матери - бутылка минеральной воды "Моршинская", или же повсюду в городе русскоязычные бигборды и надписи. В другой украинской кинокартине "Племя" не было так сильно ощутимо дислокации главных героев, режиссер большенство сцен снимал так, чтобы не было заметно Украины.
Кинокартина не для широкого круга зрителей. В ней нет экшена - есть лишь монотонные события, которые медленно разворачиваются, нет сильных эмоций, а только обыденность и серость.
Лейтмотивом картины есть кадры из игры Quake, иллюстрация того виртуального и яркого мира, в котором параллельно живет главный герой. Из которого труднее выбраться, ведь компьютерный мир интереснее, к тому же Косс себя в нем чувствует героем. Интересно было наблюдать за тем, как Алексей принимал участие в соревновании и возле него образовался круг поклонников, которые внимательно следили за тем, что происходит, и болели. Мы не видели, как он играет, а лишь наблюдали за его напряженным лицом и резкими движениями рук. Мы имели возможность испытывать переживания, однако не понимали, почему оно есть. Словно наблюдали из своей пещеры за тенями от людей, не зная при этом кто снаружи.
Сенцов снял эту ленту еще в 2011 году, и только сейчас, когда он попал в российскую тюрьму, она стала популярной. Это его первая попытка кино, которая не рассчитано на массового зрителя. Это история потерянного человека, который, одинокий, ищет свою дорогу. Фильм не является уникальным, искусным творением. Это грустная и депрессивная лента о жизни подростка, его поиск себя и обыденность для любителей авторского кино.
Game over
Справка:
Фильм "Гамер" отметило жюри ряда международных кинофестивалей, в частности, Одесского МКФ и МКФ в российском городе Ханты-Мансийске. Картина принимала участие в самом престижном фестивале авторского кино Роттердамском МКФ, в конкурсной программе МКФ GoEas в немецком Висбадене, а также демонстрировалась на Киевском МКФ "Молодость".
Олег Сенцов со своим следующим полнометражным игровым проектом "Носорог" выиграл конкурс Госкино и завоевал право на государственное финансирование. Режиссер готовился вскоре начать съемки этой ленты, однако его задержала ФСБ России 11 мая этого года. Его этапировали в Лефортово.
Украинского режиссера обвиняют подрывах в ночь на 9 мая 2014 самодельных взрывных устройств возле мемориала Вечного огня и памятника Ленину в Симферополе, а также поджогах офисов общественной организации Русская община Крыма и представительства партии "Единая Россия" в Симферополе 14 и 18 апреля этого года.
Власти России внесли режиссера в список террористов. Сам Сенцов во время своей защитной речи в суде 7 июля заявил о том, что он не признает аннексии Крыма Россией.
Вчера, 24 сентября Московский суд продлил арест Сенцова до 11 декабря.
Ранее с требованием освободить Олега Сенцова к президенту России обращались известные в мире кинорежиссеры: Педро Альмодовар, Бертран Тавернье, Кен Лоуч, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси и другие.
Об освобождении Сенцова ходатайствовал и Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России.