Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Тени несказанных слов

Вікторія Кондратишина
Тени несказанных слов
Фото: arthousetraffic.com
На протяжении фильма я ждала Слóва. Я надеялась услышать слово надежды. Однако герои так и остались немыми. Лента без титров, озвучивания и музыкального сопровождения, - только язык жестов и звуки мира вокруг. Люди безответны. Хотя для любви или ненависти слова не нужны. Тишина - главная героиня картины "Племя" украинского режиссера и сценариста Мирослава Слабошпицкого.

Фильм захватывает безмолвием, постановкой кадров и стремительным "падением" главного героя. Контрастная лента и парадоксальная: режиссер нас перебрасывает из образов комфортного и счастливого детства иллюстраций к жестокой взрослой жизни. Режиссер киноленты Мирослав Слабошпицкий сделал уникальное кино. Ведь он приоткрыл кулисы к другой жизни - жизни людей, которые не слышат и не говорят. Которым нужно смотреть и видеть друг друга, чтобы иметь возможность коммуницировать. И мы, зрители, на протяжении всей картины слышим звуки окружающего мира, наблюдаем за племенем других.

Поражает тишина, как на экране, так и в зале кинотеатра, ведь зрители не нарушают ее. Камера, которая, то статично стоит сбоку и безэмоционально и инженерно показывает нам сцену аборта, то идет за главным героем лестнице под шорох осенних листьев. Сцена, как глухонемые дети встречают первый звонок: аплодисментов нет. Маленькая девочка несет колокольчик, а все остальные машут ладонями с поднятыми руками. И нереальные кадры того, как дети беззвучно болеют за победителя в драке. Словно театр абсурда, на фоне которого разрушена и вросла в землю здание.

Фото: filmstreet.com.ua

Это фильм не о жестокости. Это кинолента о детях, которые вынужденно стали взрослыми. История о Племени, в котором выигрывает сильнейший. Структура сюжета довольно тривиальная: это рассказ о Сергее, который учится в 11 классе, в интернате для людей с нарушениями слуха. Он попадает в группировку "Племя", у которого свои законы. Сергей подвергается и помогает ребятам грабить и бить. Его останавливает любовь. Влюбляется главный герой в одноклассницу Аню, которая вместе с подругой - проститутки. И работают они на Надзирателя - одного из участников "Племени".

Сергей пытается сделать все возможное, чтобы остановить Аню и не допустить того, чтобы ее продали в сексуальное рабство в Италии. Именно эта любовь тел-душ заставляет его опомниться и пойти против системы.

Слабошпицкий изображает революционера, который сначала употребляется в "Племя", придерживается его правил, возможно, кое в чем и переступает свои собственные интересы. Однако, есть вещи, которыми он не может поступиться, и его терпение лопнуло. Учитывая то, что съемки фильма проходили во время Майдана, то можно провести параллель между революцией достоинства украинцев и восстанием главного героя "Племени". Как во время Майдана тысячи украинцев вышли против режима Януковича, так и Сергей с силой и агрессией повалил систему, пленником которой был с первого дня обучения в школе. Вот только пути борьбы у них разные.

Фото: arthousetraffic.com

Добавим также, что главный герой фильма - Григорий Фесенко был одним из активистов Майдана. Режиссер рассказывал о своих опасениях относительно него: "я всегда думал: "только бы он выжил"". Аня сыграла же Яна Новикова - из Беларуси. Актеры этого полотна не профессионалы. Это действительно люди с недостатками слуха. Зритель воспринимает фильм, как документальный, однако, любые движения героев тщательно описаны в сценарии. Жестокие сцены насилия и откровенные кадры секса, что безусловно достигают уровня "Нимфоманки" Ларса фон Триера, призванные поразить зрителя. Слабошпицкий считает, что иначе с ним нельзя говорить.

"Племя" - это фильм-трагедия. Именно трагизм ситуации является ключевым, а не жестокость мира. Трагедия, что девушки, которые еще учатся в школе, продают свое тело. А еще хуже то, что они не сопротивляются такому положению вещей, а считают, что все именно так и должно быть. И Аня не хочет отвечать на желание Сергея покинуть свою "работу", к тому же радуется, что сможет "работать" в Италии, как Ольга у австрийского режиссера Ульриха Зайдля "Импорт-экспорт" радовалась, что может вырваться из Украины к лучшей жизни в Австрии.

Это социум в котором царят древние законы и культивируется сила, а не разум. Таким образом, тот, кто сильнее имеет право иметь деньги и еду когда ему угодно - стоит только кого-то избить, похитить кошелек из сумочки.

Это фильм-тишина, который оставляет много пространства для собственных слов. Тишина, которая заставляет сопереживать боль и наслаждение главных героев вместе с ними. Во время пятиминутной и, как мы уже упоминали ранее, механической (речь идет о действиях женщины-врача) сцены об аборте, я чувствовала боль главной героини, даже несмотря на то, что она не кричала. Таким образом, даже если зритель не понимает языка жестов - смысл действий и разговоров героев очерчивается на бессознательном уровне.

Фото: arthousetraffic.com

И будем откровенны, если главная героиня фильма - тишина, покинет его, то останется простая, жестокая социальная драма с классическим впечатляющим сюжетом любви и мести, с примесями безжалостного убийства и откровенных эротических сцен. Магия завершится, и кинокартина превратится в банальную ленту. Весь шарм этого фильма исчезнет, а дети, как и любые другие дети громко будут хлопать в ладоши и шорох осенних листьев потускнеет голосами актеров.

Справка:

Полнометражный дебют Михаила Слабошпицкого "Племя" - признанный в мире. Весной картина получила гран-при Недели критики Каннского кинофестиваля. К тому же фильм стал победителем фестиваля им. Андрея Тарковского "Зеркало", сербского фестиваля Палыч и Ереванского фестиваля "Золотой абрикос".

На этой неделе "Племя" признали лучшей лентой на фестивале в Милане.

Также кинополотно получило единодушно восторженное признание иностранных рецензентов и, главное, было приобретено для проката 25 странами, среди которых - США, Канада, Франция, Дания, Исландия, Япония и Гонконг.