Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Харьков после народной республики

Сергій Лефтер
Харьков после народной республики
Фото: Сергій Лефтер для iPress.ua
За сутки после освобождения Харьковской облгосадминистрации утром возле здания спокойно. Перед лестницей еще остались черные следы от плавленных шин. Окна разбиты на первых этажах, закрытые изнутри фанерными листами. На стенах до сих пор остались следы от краски. На фасаде табличка сообщает, что это сооружение - памятник архитектуры, здание Обкома Коммунистической партии Украины.

Этот знак, в отличие от таблички ХОГА, не поврежден и висит у входа. Напротив на площади Свободы и возле памятника Ленину будто никогда не было протестов.

Во дворах облгосадминистрации стоит несколько автобусов силовиков, у всех "черных выходов" дежурят милиционеры.

У центральных дверей ОГА в полной амуниции улыбаются правоохранители.

- Внутрь пускают? - спрашиваю у одного из них.

- Там ГСО. У них и спрашивай.


Фото: Сергей Лефтер для iPress.ua

В холле за несколько метров от входа стол, возле которого крутятся как харьковские милиционеры, так и правоохранители в черной форме без опознавательных знаков.

Спрашиваю, кто может рассказать о том, что сейчас происходит в облгосадминистрации?

После того, как один из милиционеров отошел в поисках спикера, спрашиваю у молодого человека в черной форме.

- Что здесь сейчас происходит?

- А вы не знаете? Штурм был, - искренне и откровенно говорит один из них. Прислали из Винницы...

- "Ягуар"?

- Да. Без единого выстрела взяли.

- А вы кто?

После секундной задержки отвечают:

- Из академии.

- С какой именно?

- МВД.

- Говорят, активисты были пьяны во время штурма, после них нашли множество бутылок.

- Нет...

Нопарень успевает ответить, как подходит старший и говорит:

Никаких комментариев. Внутрь нельзя - убирают и проводят следственные действия.

Уже после обеда к зданию сходятся люди с оранжево-черными лентами. Их не больше десяти.


Фото: Сергей Лефтер для iPress.ua

На площади Свободы конструируют сцену. На выходных в центре города состоится марафон, организованный мэром Геннадием Кернесом. Маршрут будет пролегать по улице Сумской и Пушкинской, мимо памятника Шевченко, "Зеркального струменя", площади Архитекторов. То есть все будет происходить в центре города. На самой площади будет располагаться фан-зона.

"Страшно, что после затишья, под видом спортсменов в Харьков могут завезти титушек, - говорит участница местного и столичного Евромайдана Оля. - Есть информация, что из России приедут 1000 таких спортсменов.
Когда монтируют сцену, возле памятника Ленину пророссийские активисты из движения "Юго-восток" устанавливают палатку.

Они собирают подписи за проведение референдума. Движение выступает за автономию Харьковской республики в составе федерализованой Украины. Заодно прохожим раздают листовки. На одной из них людей призывают "создавать будущее вместе". Мол, "киевская хунта" хочет лишить конституционного права на реализацию свобод - права на мирный протест. Под такой формулировкой авторы листовки характеризуют захват антимайдановцами облгосадминистрации "без единого выстрела и порчи госимущества". После чего в ночь с 7 на 8 апреля почти 70 активистов "силовым путем" были выдворены из здания. Подразделения МВД, которое не относятся к личному составу Харькова и области, пророссийские активисты называют преступниками.

С другой агитки людей убеждают, что призывы к автономии или федерализации в Украине - не сепаратизм. Мол, Украина не провела в ООН демаркации государственных границ. Поэтому Украина - административный округ в составе СНГ. Кроме того, если не будет закрыт вопрос о самоопределении, то "после 25 мая нас начнут уничтожать физически... 20 тысяч америкосов ждут с нетерпением". 25 мая - якобы дедлайн действия соглашения о поддержке мирного населения, подписанного Януковичем.


Фото: Сергей Лефтер для iPress.ua

В нерабочее время часть активистов от палатки идет в ОГА, где уже стоит несколько десятков харьковчан с оранжево-черными лентами на одежде. Местные евромайдановці называют их "колорадо" - шуточное сокращение от насмешливого "колорадские жуки".

"Маладой человек, не фатаграфируйте", - говорит мне полулысый мужчина из толпы. Движения его рук и выражение лица немного напоминают дружинников Крыма, которые блокировали военные части и нападали на журналистов, которые фотографировали блок-посты.

В общем через дорогу напротив ОГА стоит не больше сотни пророссийских активистов. Их неизвестно от кого охраняют милиционеры.

"На***г им сдался тот Советский Союз? - подходя и указывая на "колорадо", риторически спрашивает женщина. - Что они там забыли?"

Через час - другой Харьков накрывает дождь. Люди с оранжево-черными лентами у сердца мгновенно исчезают.

"Беркут - наши герои"

База, где раньше дислоцировался местное спецподразделение "Беркут" расположена не в центре, но в оригинальном месте - возле жилого дома, детского сада и за пять минут ходьбы от стадиона "Металлист". Несмотря на то, что структуру новый министр Арсен Аваков расформировал, харьковское подразделение де-факто существует. Силовики забаррикадировались внутри. На воротах до сих пор нарисован герб спецподразделения. Время от времени через КПП проходит или выходит некто в штатском.


Фото: Сергей Лефтер для iPress.ua

Начиная со вторника, пророссийские местные заблокировали базу харьковского "Беркута". Хотя "заблокировали" - сильно сказано. Скорее, дежурят у части. Едва полсотни людей стоят и мониторят ситуацию.

"После того, как наш "Беркут" отказался слушать приказы Авакова, он забаррикадировался, - объясняет женщина пожилого возраста. - И спецназ хочет их разоружить и арестовать за саботаж. А мы их оберегаем, потому что считаем их героями - в Киеве они получили много от майдановцев. Хотя понятно, что мы безоружны, поэтому особо ничего противопоставить не сможем".

Контингент присутствующих разнообразен. Кто-то с оранжево-черными лентами, кто-то закрывает лицо шарфом, кто - балаклавой. У кого-то есть бронежилет, у кого - арматура в руках. У некоторых на шее висит шеврон "Беркута", а в некоторых на левой руке не первой свежести самоклеенный шеврон с аббревиатурой "УСБ".
Журналистам "охранники" базы не очень рады.

"Дай панасить удаставирение", - "просит" один.

"Вот журналисты показывают ту правду, которая им выгодна, - говорит Рома. - Никто не говорит, что задержанных в ОГА держат на базе "Правого сектора". Неизвестно, что с ними уже сделали".

Со временем беседа налаживается.

Вам платят-то?

Нет, - отвечает Рома, но впоследствии признается: - Дают по сто гривен. На еду.

Тайное обучение

В зале кинотеатра "Боммерь" обстановка чем-то напоминает подпольный съезд. В зале полумрак. Аудитория внимательно слушает мужчину.

Игорь - прошел не одну миротворческую операцию. Был в Ираке и дважды в Югославии. Не с чужих слов знает о смерти гражданского населения во время военных действия. Во время Евромайдана в Киеве стоял на баррикадах. В Харьков Игорь приехал рассказать об особенностях гражданской защиты в городе во время оккупации.

"Главное - продержаться первые две недели, - строго говорит бывший военный. - Если есть возможность, то нужно избавиться от детей и женщин еще до оккупации. Как бы это не звучало ужасно. Их нужно вывезти сразу, потому что потом выходить из оккупированного города самостоятельно гораздо легче".

Невооруженным глазом видно, что Игорь не слишком подготовлен к лекции. Но тезисы из статьи на специализированном Интернет-ресурсе, дополненные историями из собственного опыта, приковывают внимание сотни людей в зале.

"Шансов выжить в крупных городах - мало. Главным врагом является голод. Частный сектор - лучшее место для существования во время оккупации. Поверьте, коридор для выхода беженцев войска организуют не ранее, чем за неделю. Когда вы выходите из города, лучше это делать днем и за двести метров от блок-поста поднимать руки. Таким образом показать, что вы - не угроза. Передвигаться на автомобиле удобно и быстро, но это опасность попасть под обстрел", - рассказывает Игорь.

Несмотря на поток серьезной информации, аудиторию от ликбеза время от времени накрывает смехом.
Нормальному человеку хватит на неделю воды из унитаза... то есть из бачка. Запомните! Когда взрывается граната, из нее вылетают стальные лепестки. Уберечь от них могут ватніки.

Кто-то выкрикивает из зала: "Теперь понятно, кем нужно прикрываться от гранат - ватниками".

После этих слов Игорь "теряет" аудиторию. "Ватниками" украинцы начали называть самооборонцев Крыма и ростовских казаков, которые во время оккупации полуострова помогали русским войскам. Они носили бушлаты и другую теплую верхнюю одежду.

Такие лекции харьковские евромайдановцы начали проводить недавно. Сейчас координационного центра Евромайдана как такового фактически уже не существует.

"После смены власти потребности в Евромайдане нет, - объясняет местная активистка Надежда. - Сейчас основная работа перешла к общественным организациям".

Первый суд

В четверг станция метро "Студенческая" перекрыта. Неподалеку в Киевском районном суде Харькова рассматривается дело 65 задержанных во время освобождения помещения ОГА во вторник. Те в воскресенье вошли в админздание и требовали от областных депутатов созвать сессию и провести референдум, чтобы определить судьбу края. Сейчас им инкриминируют статью 294, часть 1 за "организацию массовых беспорядков". На слушаниях суд должен был определиться с мерой пресечения.

Утром первым трем уже определили 60 суток ареста, - рассказывает Виктория. - На поруки судья не хочет их отдавать, а сумма залога - 180 тысяч гривен.


Фото: Сергей Лефтер для iPress.ua

Виктория - координатор задержанных сторонников, которые с утра начали собираться под судом. К ней сливается вся информация о ходе процесса. Во время десятиминутного разговора Виктория несколько раз то отходит, то отвечает на телефонные звонки. В руках держит тетрадь, куда вписывает номера телефонов. Ее руки, исписаны чернилами, едва заметно трясутся.

Первые заседания проходили вчера, но у суда не было доказательств, по которым на два месяца можно было бы их арестовать. Если сегодня не успеют дать меру пресечения, то суд не имеет права содержать их под стражей.

- Есть точный список задержанных? - переспрашиваю.

- Я видела у милиции есть. Но они не дают этот список. То есть мы не знаем имена всех, кого задержали.

Территория суда ограждена забором. По периметру в середине стоят милиционеры. Больше всего силовиков у ворот, откуда на автозаках привозят и увозят задержанных.

Несмотря на дождь, под судом почти сто человек. У большинства присутствующих оранжево-черные приклеенные ленты. У Владимира такой знак еще и на фуражке. А на груди к куртке прикреплен листок с надписью "No Racizm".

- Кого вы считаете расистами? - спрашиваю.

- Как кого? Новую власть. Они же пришли за оружие. А сейчас уже отменили русский.

- Но Турчинов не подписал этот закон, - уточняю.

- Ну и что? - вклинивается в разговор посторонний слушатель сосед.

Время от времени от ветра бумажка на теле Владимира переворачивается. На другой стороне надпись: "Украинские СМИ врут!!!"

- А знаете, кто в "Свободе" Геббельс? - продолжает Владимир. - Фарион. Это же она говорила в детском саду детям, чтобы те ехали в Москву.

Рядом с Владимиром стоит тезка. Он считает процесс над задержанными - политической расправой.

- Пусть власти дадут высказаться народу через референдум. Но они просто боятся этого, - говорит он.


Фото: Сергей Лефтер для iPress.ua

- Что вы будете дальше делать?

Бороться.

Некоторые под суд пришли с термосом и бутербродами. Другие на месте "сбрасываются" деньгами на кофе. Сбоку незаметно подходит мужчина и добродушно предлагает:

- Вот, ломайте хлеб. Еще теплый. Хороший хлеб - без всяких добавок. Не то, что давали там, на Майдане. П**сы.

Сергей Лефтер. Харьков, для iPress.ua