Какие изменения претерпела бизнес-сообщество от пандемии коронавируса и что об этом думает рассказал Василий Рой - основатель и владелец компании Leeloo.ai - платформа конструктор тоннелей продаж и чат-ботов в мессенджерах для автоматизации привлечения клиентов.
Какие изменения претерпела бизнес-сообщество от пандемии коронавируса и что об этом думает рассказал Василий Рой - основатель и владелец компании Leeloo.ai - платформа конструктор тоннелей продаж и чат-ботов в мессенджерах для автоматизации привлечения клиентов.
Что вы думаете о ситуации в Украине, с точки зрения бизнеса?
Чувствуется существенная разница между тем, что было раньше и тем, что есть сейчас, однако большой разницы не заметил. Я такое явление называю "задержкой последствий" - оно происходит без резких и глубоких экономических изменений, включая жизнь простых людей.
Вы знаете компании, закрылись на карантин?
Конечно, таких компаний много. Большинство связана с ресторанной сферы и точек продаж, то есть все те, которые были зависимы от трафика людей и откладывали переход в онлайн продажи до последнего момента. В такого типа бизнеса является так называемый "режим Фениксу" - они быстро прекращают деятельность и быстро ее начинают снова, когда все восстанавливается.
Например, магазин с сумками. После закрытия человек начал думать, что товар - это деньги и нужно на что-то жить, она забирает товар домой и начинает учиться продавать онлайн, осваивает навыки рекламы и тому подобное.
Вы, как владелец бизнеса, заметили существенные изменения в работе?
Учитывая, что платформа работает с 52-ю странами, существенных изменений не заметил. Я до последнего уверял коллег, что работать в офисе, независимо от карантина. Запланировано изменилось лишь после оглашения полного карантина и работникам было трудно добраться до места работы.
Больше всего изменений ощущается не снаружи, а изнутри - они имеют характер внутренних процессов, где нам не хватает больше менеджеров, рекламы и тому подобное.
Удаленное выполнение обязанностей повлияло на рабочий процесс?
Компания переходила на работу из дома на короткий промежуток времени и это не повлияло. Я уверен, что не продолжалась удаленная работа не повредит эффективности, а наоборот, может дать более плодотворные результаты. Однако у нас есть правила на совещаниях - все руководители проводят каждое утро "митинг" со своей командой и присылают результаты беседы.
Самое главное в такой ситуации - не потерять человеческий контакт, если он где-то отсутствует, то люди "уходят" от работы или не обращают на нее внимания.
Кому было труднее выполнять свою работу?
Точно сказать не могу. Для меня и компании это было как вызов - мы не изменили режим работы и не давали заднюю. Напротив, договаривался с руководителями о встрече в офисе минимум один раз в течение недели, обсуждали задачи и ключевые моменты. В такой ситуации ключевое - это не ставить целью выжить, а как минимум "вырасти" и мы это сделали на 10-15%.
Вы как-то меняли стратегию ведения бизнеса во время карантина?
Нет. Я знал, как происходило в 2008 и 2014 годах, поэтому строил его "гибким" под разные обстоятельства. Например, в 2008 году была не ясна ситуация с курсом валюты и не только. Впоследствии, в 2014 году, понял, что курс может также измениться независимо от экономических изменений, а от военно-политических. В этот период я понял, что привязывать бизнес в оффлайна не является лучшим вариантом, так создана платформа является удобным средством для продаж с любой части мира, идущие через рекламу, вебинары и тому подобное.
По вашему мнению, когда наступает момент, когда стоит начинать заниматься за свой бизнес?
Правило №1 - сделай так, что у тебя никогда не заканчивались деньги.
Например, выплата заработных плат, если не хватает на них средств, стоит пересмотреть свой бюджет и исправить огрехи, иногда это может привести к увольнению с должности. Если есть что-то, что может угрожать процесса создания / предоставления услуг и обмена его на средства - это стоит менять или ставить вопрос: "я могу что-то исправить или нет?" и от этого отталкиваться. В основном в таких ситуациях работает комплекс действий - урезание рабочих мест и внедрения "непопулярных" реформ.
Переживать за бизнес начинать стоит тогда, когда у владельца исчезает вера в то, чем он занимается. Это субъективно - сколько веры хватает у человека, сколько силы бороться за дело, проводить чистку кадров, принимать решения.
Вы можете представить как будет выглядеть бизнес-сообщество через пять лет, при условии постоянного карантина?
Люди адаптируются, потому что все постоянно меняется. Несмотря на карантинные мероприятия увеличится потребление продукции в онлайн - люди будут постоянно находиться дома, что приведет к лучшему развитию логистики курьерских служб. Также может увеличиться продукция "hand made", вместо использования мощностей крупных предприятий.
Появятся новые направления ведения бизнеса?
Я таких тенденций не вижу. Если мы говорим о создании контента, то все производство, от съемки и монтажа до продвижения и продажи, будет происходить с участием одного человека и для этого у нас есть все ресурсы.
Что тогда будет с людьми, которые работают на крупных производствах и т.д.?
Всегда есть выбор или развиваться, подстраиваясь под обстоятельства, или показаться, впасть в деструктив. Если хочешь развития и роста, всегда найдется ресурс, который поможет овладеть новый вид деятельности, а если нет, то независимо от обстоятельств придешь к точке невозврата.
Чем чаще в истории будут случаться такие катаклизмы, тем больше будут развиваться истории домашнего бизнеса и развития его в целом. Это вызов и шанс для развития бизнес-сообществу, ведь те, кто знает, что делать и как любые обстоятельства возвращать в свою пользу, воспользуются возможностью развития и будут в выигрыше, а те, кто находился в панике - сдаются.
Как показывает опыт, "катаклизмы, не типичны ситуации, непредсказуемые события - это лучшее время для внедрения давно запланированных реформ". Если кто с ними не согласен, мы с ним прощаемся.