Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Налоговый компромисс или как вывести бизнес из тени

Налоговый компромисс или как вывести бизнес из тени
Фото: m.forbes.ru
В начале апреля iPress.ua опубликовал перепечатку "80-90% украинского бизнеса - участники преступной группировки". Его автор - бизнесмен, который хорошо осведомлен о системе конвертационных центров Украины. Публикация вызвала значительный резонанс как среди представителей бизнеса, так и среди представителей действующей власти.

Однако последние, по мнению автора текста, так и не поняли до конца сути проблемы. А потому, поданный Кабинетом министров законопроект об "амнистии" лишь ухудшит положение украинского бизнеса. И никоим образом не будет касаться чиновников, которые по сути заставляли бизнес участвовать в криминальных схемах минимизации налогов. И это заставило автора текста о конвертационны[ центрf[ еще раз обратиться к этой теме.

21 мая 2014 года правительство внесло на рассмотрение парламента проект Закона "об амнистии или налоговом компромиссе" (полное название - "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса").

Арсений Яценюк с трибуны ВР твердил, что данный законопроект отстаивает права предпринимателей. Однако анализ документа свидетельствует об обратном.

Фото: Макс Левин

Давайте проанализируем, что предлагает правительство.
1. Налоговый компромисс - режим освобождения от финансовой, административной и уголовной ответственности налогоплательщиков или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, завышение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость и отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль за любые налоговые периоды до 1 января 2014 года. Налогоплательщик во время действия налогового компромисса за такие налоговые периоды подает соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость.
 
Законопроект называет субъектами налогового компромисса исключительно налогоплательщиков и/или их должностных лиц. А куда делась армия чиновников и сотрудников контролирующих органов, которые получали свои судьбы с существования системы "обнала" - руководители прокуратуры, милиции, налоговой?
 
Если бизнес должен заплатить в бюджет за прошлые "грехи", то, соответственно, все чиновники тоже должны оплатить свою долю в бюджет. Ведь они получали из тех "обналиченных" сумм откаты, взятки, бонусы и прочее. Должна состояться всеобщая амнистия капиталов, где каждый декларирует свои доходы и имущество и платит соответствующий налог для его легализации.
 
2. Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятия и/или налога на добавленную стоимость уплачивается в размере 15 процентов. При этом 85 процентов такой суммы считаются погашенными, штрафные санкции не применяются и пеня не начисляется.

Фото: dumskaya.net

Второй пункт законопроекта разъясняет, что налоговый компромисс касается уплаты налога на прибыль. Однако большинство предприятий не использовали этот "программный" механизм для уклонения от уплаты налога на прибыль, потому что при кредитных нагрузках в 25-35%, при низкой рентабельности, прибыль и так можно использовать или развитие , или спрятать абсолютно легальными путями. Фактически этот "прибыль" - это в большинстве взятки или откаты" государственным чиновникам, их доли в бизнесах и т.д.
 
Обычный предприниматель не будет добровольно забирать из своего оборота значительные объемы средств. Кроме того, большая половина всех операций осуществлялась без проведения денежных расчетов, а исключительно на бумаге, что лишний раз доказывает: бизнес уклонялся от уплаты НДС, а не налога на прибыль. Там, где были денежные расчеты, имело место прежде всего уклонение или уменьшения налоговых нагрузок на заработную плату.
 
4. Процедура достижения налогового компромисса длится 60 календарных дней со дня следующего за днем представления уточняющего расчета.

При представлении уточняющего расчета согласно этого подразделения контролирующий орган проводит, в порядке определенном настоящим Кодексом, встречная сверка (проверку).

Контролирующий орган в течение 10 календарных дней со дня следующего за днем представления уточняющего расчета направляет соответствующий запрос, который содержит информацию о возможных нарушениях налогоплательщиком требований налогового законодательства. В случае направления такого запроса сумма налоговых обязательств считается согласованной.

Налогоплательщик после получения запроса на получение налоговой информации для проведения встречной сверки предоставляет ответ в течение 10 календарных дней. В случае не предоставления ответа в течение 10 календарных дней компромисс считается достигнутым.

По результатам проведения встречной сверки составляется справка, которая подписывается налогоплательщиком и должностным лицом контролирующего органа.

В случае выявления занижения налоговых обязательств, контролирующий орган проводит проверку и по ее результатам принимает налоговое уведомление-решение.

Фото: www.volynpost.com

Четвертый пункт законопроекта открывает новое "окно возможностей" для новых коррупционных схем налоговиков:
 
 
  • за определенную плату контролирующий орган не направит или несвоевременно направит соответствующий запрос о возможных нарушениях налогоплательщиком требований налогового законодательства;
 
  • запрос контролирующий орган направит так, что предприятие его не получит, а отметка с почты об отправке в налоговой будет стоять. Или направит на другой адрес. Этот механизм отработан уже годами.
 
  • контролирующий орган получает все основания для проведения очередной проверки. В работе с "Программой" было задействовано 90% реально действующих предприятий, соответственно, налоговая может проверить каждое из них. За определенную плату можно кого-то исключить из списка на проверку, а кого-то -включить

6. Уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем предоставления уточняющего расчета не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.

Благодаря этому пункту налоговая получит право проверить и всех контрагентов налогоплательщика, которые не работали с "Программой", но имели связь с ним через вторые или третьи руки. Компьютерная система налоговой при таких нагрузках уточняющих расчетов точно будет давать сбои, появятся разногласия. Таким образом, можно провести проверку почти в 100% всего бизнеса через расхождения в налоговой отчетности.

Интересно также, что те предприниматели, которые работали с согласованными "программными" фирмами под давлением налоговой или других контролирующих органов сейчас должны дополнительно оплатить сумму большую, чем платили, те кто работал с "партизанами" - нелегальными конвертаторами.

То есть, получается, что те, кто работал в пределах согласованного Государственной налоговой администрацией и всеми контролирующими органами налогового компромисса, который возник не только из-за желания чиновников нажиться, но и через объективные экономические причины, оказываются в худшей ситуации, чем те, кто работал с "партизанами". Кто после этого будет верить власти и предлагаемой ею амнистии?

Теперь пример:

Предприятие Х с 01.07.2011 (более трех лет не проверяют) по 31.12.2013 года купило в "программной" фирмы налоговый кредит на сумму 10 млн. грн. в т.ч. НДС. Недоплата НДС в бюджет составляет 1 666 666,67 грн. Вместе с тем предприятие уплатило за тот период в среднем 9% от суммы налогового кредита на "Программу" - 900 000,00 грн. Фактически, таким образом сэкономив для себя 5,67% - 766 666,67 грн.

Нужно понимать: уклонение от уплаты НДС и зарплата "в конвертах" - это вынужденные шаги бизнеса, чтобы хоть как-то выживать. Для сокрытия прибылей "Программу" использовали единицы - для этого есть много легальных способов. И при кредитных нагрузках в 25-35% годовых о прибыли и так много кто мечтает.

Фото: Макс Левин

Кроме того, налоговая уже сколько лет не принимает декларации с убытками и все «рисовали» прибыль предприятия исключительно для "хорошей декларации" и "чтобы приняли" не смотря на фактическое состояние фирмы.

Теперь, согласно проекту Закона, получается, что предприятие должно доплатить:

15% с НДС = 250 000,00 грн.

Далее налог на прибыль :недоимка в бюджет налога 1 583 грн 333,33

(10 000 000 - 1 666 666,67)х19%) из них должны теперь оплатить 15% = 237 500,00 грн.

Всего предприятие должно вернуть по амнистии 487 500,00. То есть фактически, предприятие должно доплатить еще 4,875% от оборота.

Почему-то никто также не считает, что все программные предприятия должны были платить в бюджет и большинство из них платили определенный % от своего оборота. По разным критериям и в разные периоды он составил от 1,5% до 6,7%. То есть часть средств все же попала в бюджет.

Также для каждой отрасли экономики в налоговой разработаны так называемые отраслевые налоговые нагрузки. Нагрузки, которое считается в налоговой образцом для предприятия, - это 1% от оборота по налогу на прибыль и 1-1,5% от оборота по налогу на добавленную стоимость. Тех, кто платил эти нагрузки, никто не трогал. Кроме того, были еще варианты уплаты в различные фонды - фонд Артема Пшонки, фонд Азарова, Фонд УПЦ МП, (Киево-Печерская лавра) и другие, которые тоже колебались от 0,5 до 1,0% от оборота и вас никто гарантированно не трогал. То как быть еще с этими фондами? Они подпадают под налоговый компромисс или нет?

ЧИТАЙТЕ: Яценюк освободит от криминала компании, которые принимали участие в теневых схемах

А теперь давайте посчитаем, что соберет бюджет при уплате 4,875% от оборота только за последние три года работы "Программы". В среднем через "программные" предприятия проходило в месяц от 25 до 60 млрд. грн. То есть за 3 года это 1 440 млрд. грн х 4,875% = 70,2 млрд. грн. Согласно проекту Закона уплата должна состояться в течение 10 дней - как при обычной проверке. То есть почти 20% государственного бюджета Украины!!! Разве украинские предприниматели будут в состоянии это оплатить при нынешней экономической ситуации? Если есть в Украине около 35 тысяч реально работающих предприятий, то на каждое приходится к уплате в среднем более 2 млн. грн.

Фото: Макс Левин

Реальная украинская экономика не такая большая. Зарегистрированных юридических лиц около 1,16 млн. и 2,7 млн физических лиц-предпринимателей. Реально действующих предприятий (юридических лиц), которые наполняют 96% бюджета - около 35 тысяч. Из них 1600 предприятий (так называемые крупные налогоплательщики) дают 80% бюджета. Количество работников Миндоходов около 72 тысяч человек. То есть фактически на одно активное предприятие приходится два контроллера от государства.

Время для уплаты налогов в Украине для предприятия составляет в среднем 657 часов, это 9 худшая позиция в мире.

То есть 4 месяца в год один работник предприятия занимается "сотрудничеством" с двумя работниками Миндоходов... При таком количестве первых и вторых, можно было бы носить на руках налогоплательщиков...

...Недавно в Львовской области предприниматель выбросилась с 10 этажа налоговой,когда ей сообщили о штраф в размере 500 тыс. грн. или взятку в размере 5 тыс. долларов. Все 35 тыс владельцев или руководителей юридических лиц викидатись не будут, но и заплатить они не смогут. Точнее, вновь заплатят чиновникам в карман за то, чтобы государство их не заметила.

Дальше будет.

Оригинал: LB.ua