Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

"Новороссия": синдром Кипра?

"Новороссия": синдром Кипра?
Фото: goldnike-777.blogspot.com
Уже больше года как проблема Донбасса стала мировой проблемой. Решить ее Украина могла бы самостоятельно, если бы не внешнее вмешательство России. Политологи ломают интеллектуальные копья в дискуссиях, выдвигая самые невероятные варианты выхода из трагической ситуации. Большинство аналитиков склоняются к мысли, что Кремль стремится превратить Лугандонію на социально-экономическую язву на востоке Украины, сохранив там свое присутствие. Военное и политическое. Крым, конечно, останется за рамками переговорного процесса. Квазидипломатическая, на российский манер формула уже уготована – "Крымнаш".

Понятно, что военной силой вернуть оккупированную территорию Донбасса не удастся. Слишком много жертв будет. На каких принципах проводить референдум и кто именно будет принимать в нем участие? "Новое историческое сообщество", которое остались в Лугандонии, доброжелательностью к украинцам-аборигенам отнюдь не отмечается. Террористы по собственной воле тоже не уберутся. И пристанища в России искать не будут. Потому что вряд ли у них возникнет желание преодолевать стокилометровый ров, который московини демонстративно копают в Ростовской области. А еще украинской власти надо будет восстанавливать разрушенное хозяйство, модернизировать производства, шахты, выплачивать пенсии и тому подобное. Будут ли приветствовать такие шаги Киева большинство граждан Украины? Так вот.

Даже в случае перекрытия восточной границы – непременного условия достижения мирного переговорного процесса, зафиксированного во время переговоров в Минске – реинтеграция оккупированных территорий Донбасса под омоформом Киева включает/скрывает в себе немало опасностей. Ибо кроме полного прекращения огня и взятие под контроль лидеров террористических группировок, надо будет исключить провокационную деятельность российских СМИ, наладить работу отечественных масс-медиа, начать восстановление инфраструктуры разрушенного региона, организовать социальную помощь пострадавшим.


Фото: Макс Авдеев 

Здесь, конечно, можно было бы воспользоваться опытом послевоенной Германии, в которой действовали Союзнические военные комендатуры, которые подчинялись Союзном контрольном совете. Победители нацизма определили четкий перечень задач, которые требовали безотлагательного решения: денацификация, демилитаризация, демократизация и децентрализация. Прежде всего речь шла о безоговорочном увольнении с публичной службы членов национал-социалистской партии, чиновников, пораженных бациллой нацизма и шовинизма, и, безусловно, тотальная проверка граждан гитлеровского рейха. К примеру, в американской зоне оккупации ответственность за денацификацию, согласно закону от 5 марта 1946 года, возлагалась и на созданные правительства немецких земель. Были и другие интересные инициативы, которые в конце концов завершились в августе 1949 года первыми парламентскими выборами на территории Западной Германии. Было сформировано коалиционное правительство, которое возглавил Конрад Аденауэр...

В нашем случае тоже надо будет сделать немало: разоблачить и наказать уголовных и военных преступников, выяснить уровень лояльности Украинского государства граждан Лугандонии, руководителей различных институтов, которые поддерживали террористов-сепаратистов...

Повторим: первым шагом для реализации такого сценария на территории Украины, безусловно, должно стать надежное закрытие российско-украинской границы и разоружения террористов. К сожалению, сейчас это маловероятно. Ко всему, существует немало других "подводных рифов". Политических прежде всего.

5 июня во время пресс-конференции Президент Петр Порошенко заявил, что никогда не допустит проведения референдума, на котором был бы вопрос об отделении Донбасса. В то же время добавил, что возможен референдум относительно режима местного самоуправления: "И здесь я обеспечу свободное волеизъявление граждан, чтобы все украинцы имели возможность высказаться, как они видят будущее Донбасса, но в составе Украины".

Таким заявлением Петр Порошенко фактически лишает украинцев права определять конституционный строй. Ведь в статье 5 Конституции Украины однозначно указано, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ"? Логичнее было бы поинтересоваться, хочет ли украинский народ видеть оккупированную часть Донецкой и Луганской областей в составе Украинского государства. А еще стоит спросить у соотечественников, желают ли они удерживать территорию с людьми, которым Украинская государственность, мягко говоря, не нравится. И не надо причитать, что там не все такие. Большинство тех, кто считает себя гражданином Украины, уехали или еще уедут. Последним автобусом. Им действительно надо помочь обустроить новую жизнь. А "новороси", влюбленные в Путина квасные патриоты России, не имеют права называться гражданами Украинского государства. И не надо объяснять поступки и деяния "мірнава населения "Лугандонії" лишь последствиями бомбежки с русскоязычной телескриньки. Нет смысла жертвовать родным языком и культурой в угоду тем, кто искренне и отчаянно ненавидит все украинское. Люби украинское, или убирайся прочь. Россия наряду. Ждет не дождется. Девиз известен – чемодан, вокзал, Россия.


Фото: dn.depo.ua

По этому поводу можно привести эмоциональный, но одновременно очень красноречивый комментарий председателя Луганской ОГА Геннадия Москаля: "Они (речь идет о луганских террористах-сапаратистах. – А.Г.) власть выбрали! Они меня спрашивали?! Верховную Раду имеют, премьера имеют, всех министров должны, Нацбанк имеют, полицию имеют! Они имеют все формы государственности. Значит, пусть кормят, пусть обеспечивают и пусть население из них спрашивает! Это оккупированная территория, признана Верховной Радой Украины, и они признаны террористической организацией! Все больницы областные остались там. Вы слышали о том, чтобы Кишинев кормил Приднестровья, платил пенсии, возил продукты? А Грузия? Страна, на которую мы сегодня ориентируемся, платит пенсии в Осетии и Абхазии. Вы слышали об этом?".

Справедливо. Потому что существует "Конвенция о защите гражданского населения во время войны", ратифицирована Украиной 3 июля 1954 года. В статье 2 указано: "...Конвенция применяется ко всем случаям объявленной войны или любого другого вооруженного конфликта, который может возникнуть между двумя или более Высокими Договаривающимися Сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны". Статья 55: "Оккупационная держава обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечивать население продуктами питания и медицинским материалам; в частности, поставлять необходимые продукты питания, медицинские материалы и другие припасы, если ресурсов оккупированной территории окажется недостаточно...".

Как видим, прописано все четко. Ничего никому Украина снабжать не обязана. Беспокоиться должна Россия – страна-оккупант. Тем более, что Верховной Радой Украины принято Постановление от 27 января 2015 года №129-VIII, которым Российскую Федерацию признано государством-агрессором. А еще есть заявление Верховной Рады Украины "Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий"от 21 апреля 2015 года.

Кроме того, 10 июня Украина наконец официально сообщила Страсбург об оккупации части своей территории Россией. В официальном обращении к Совету Европы, размещенном на сайте Council of Europe, указано, что "Российская Федерация, которая на самом деле оккупировала некоторые территории Донецкой и Луганской областей и осуществляет управление ими, является полностью ответственным за уважение и защита прав человека на этих территориях согласно международного гуманитарного права и международно установленных прав человека".

Почти все жители оккупированных районов Донецкой и Луганской областей искренне убеждены, что голосовали за федерализацию. Сейчас они могут говорить, что угодно. Но разве не знали на что шли в своей искренней ненависти к Украинского государства? Сегодня некоторые из них вроде бы искренне раскаивается, поясняет, что ни за что не пошли бы на референдум, если бы не было Майдана...

Видели глаза, что покупали? Так вот. Жители оккупированных территорий должны рассчитывать только на себя и власть, которую считают своей, и не пытаться по совковой привычке тащить все, что плохо лежит в Украине или в России. Если считают себя гражданами Украины, пусть гонят от себя вооруженных бандитов, перебираются на территорию свободную от чужих пришельцев и террористов. Пусть изучают опыт и законодательство Кипра, который свои северные территории признает оккупированными Турцией.

И что же? Во время выступления 4 июня с ежегодным посланием к Верховной Рады Петр Порошенко заявил, что "мы хотим и готовы хоть сегодня восстановить все экономические связи с временно оккупированными территориями Донетчины и Луганщины, снять все внутренние барьеры и ограничения на пути людей и товаров, но при условии, что мы, Украина, восстанавливаем контроль над внешней границей".

Помолчим. Проследим по логике деяний и поступков депутатов украинского парламента. Так, 14 января 2015 года Верховная Рада попросила мировое сообщество признать ДНР и ЛНР террористическими организациями. И только спустя, 27 января, только в первом чтении, приняла проект закона (№1840) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно признания организаций террористическими". Документ был направлен на повторное второе чтение. Следовательно, украинский парламент признает псевдореспубликы террористическими только после представления законопроекта СНБО в Верховную Раду. А насчет меры наказания в отношении физических лиц-участников террористических организаций, то ее (меру наказания) будет определять суд. Такую "оперативность" депутатов без преувеличения можно называть профанацией: четыре месяца уже прошло, а воз и ныне там – то в СНБОУ застрял, или в ВР...

Можно предположить, что потихоньку воплощается кем-то профессионально написанный сценарий умышленного затягивания принятия ответственного решения. Элементарная логика подсказывает, что за такие институциональные нормы (признание так называемых ЛНР и ДНР террористическими организациями) украинские парламентарии должны были проголосовать еще в прошлом году – с началом боевых действий на востоке Украины, или же сразу после трагедии под Иловайском.

В апреле вожак "ДНР" Александр Захарченко заявил, что перемирие на Донбассе будет сорвано, если официальный Киев не признает так называемую республику. Однако 19 апреля на вопросы корреспондента "Российской газеты", какое будущее может ждать "ДНР" и "ЛНР", глава Министерства иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров неожиданно ответил: "На всех уровнях, устами президента России, в других форматах говорим, что мы за то, чтобы они ("ЛНР"/"ДНР". – А. Г.) стали частью Украины".

Александр Захарченко. Фото: Reuters

Вот так! А как же с волеизъявлением "донбасского народа", который в 2014 году домогався самостоятельности? Тем более, что в августа прошлого года Сергей Лавров заявил: "Россия выступает за практическую реализацию результатов референдумов в Луганской и Донецкой областях". Мол, "мы исходим из того, что в Луганской и Донецкой областях состоялись референдумы, результаты которых мы отнеслись с уважением". А еще поставил перед Украиной требование не называть "террористами и сепаратистами" самопровозглашенные "ДНР" и "ЛНР".

Сейчас же его патрон Владимир Путин говорит цилком противоположное: "Лидеры самопровозглашенных республик публично заявили, что при определенных условиях, имеется в виду выполнение этих договоренностей в Минске, они готовы рассмотреть возможность считать себя частью Украинского государства".

Произошли изменения и в риторике Президента Украины. Во время встречи с работниками ОАО "Краматорский завод тяжелого станкостроения" Петр Порошенко заявил: "Сегодня крайне важно провести настоящие демократические местные выборы, когда Донбасс будет иметь своих представителей в виде полевых командиров, а тех, кого демократически избрали жители региона...".

И словно бы в ответ "уполномоченный "ЛНР" на Минских переговорах Владислав Дейнего заявил: "Сначала надо создать в Украине законодательное поле, согласованное с представителями Луганска и Донецка, в котором эти выборы могут быть вообще возможны". Представители боевиков предложили дополнить Конституцию Украины дополнительным разделом о особый правовой статус отдельных районов Донбасса, которым Украинское государство должно обеспечить финансовую самостоятельность. "ДНР" и "ЛНР" хотят иметь право создавать свою народную милицию", назначать руководителей своих "правоохранительных органов", иметь собственную судебную систему, право заключения договоров с иностранными государствами и тому подобное. Террористы категорически против того, чтобы Украина входила в военные блоки и союзы и сохраняла нейтралитет...

И уже 14 июня представитель "ДНР" Денис Пушилин заявил, что Донбасс находится на грани большой войны. Мол, "наш конфликт не является внутреннеукраинским, он полностью перекликается с тем, что происходит в Сирии, Йемене и в Македонии" (иначе говоря, везде, где торчат уши России – А. Г.). Его подельник Александр Захарченко еще откровеннее: "Все города надо возвращать в первую очередь. Наша страна должна процветать. А процветать мы будем только в том случае, если полностью контролировать нашу территорию... увы, не получается это все в мирном процессе решить. Ну, если не получается миром, будем решать вопрос войной". Трюк в террористов стандартный – совершить провокацию против Украины преддверии саммита ЕС в конце июня. Для усиления политического давления на переговорах в Минске.

Готовится ли украинская власть к выборам на Донбассе? Можно предположить, что готовится. К так называемым выборам и под контролем местной власти. Когда одиозных плотницких, захарченков и Ко не будет (возможно, и в физическом измерении). Судьбы Мозгового, "Бэтмена" и других лидеров террористов известны. Идейных борцов за псевдореспублику убивают, а на их место возвращаются представители "партии регионов". Появятся и другие люди. Новые, неизвестные, которые вроде бы не связаны с кровопролитием. Поэтому украинской власти будет удобнее и комфортнее вести с ними переговоры по поводу особого статуса подконтрольной боевикам территории в рамках Украинского государства. При этом террористы будут иметь возможность шантажировать своих визави, намекая Киеву о возможности потери им контроля за российско-украинской границей.

Правда, Петр Порошенко убежден, что до ноября Государственная Пограничная служба страны продемонстрирует миссии ЕС свою способность надежно охранять государственную границу. По крайней мере так заявил во время посещения мобильного пограничного отряда в Бортничах под Киевом 28 мая.

Похоже на то, что украинскому Президенту Минск-3 таки подготовили. Издание "Вести" узнало о существовании нового варианта компромисса по достижению мира на Донбассе. Суть его заключается в том, чтобы особый режим местного самоуправления распространялся на всю территорию Луганской и Донецкой областей (в том числе и подконтрольную Украинскому государству), но возглавлять эти территории будут люди, согласованные с Киевом и Москвой и другими участниками минского процесса (Германией и Францией). Таким образом, вместе с расширением "особой территории" на Донбассе появляются лидеры "для рукопожатия", которые возвращают регион в Украине с расширенными правами. Всех участников вооруженных формирований народных "республик" будет амнистирован, часть из них превратят в "народную милицию", других роззброять. "Эти предложения уже донесли до Банковой. И мне кажется, там их услышали, ведь других вариантов достичь мира уже нет", – проинформировало издание дипломатический источник.

Пусть там как, но можно предположить, что идет/завершается разработка не украинского сценария, а российского, который включает принятие закона о статусе территории, подконтрольной террористам, принятие закона о выборах по версии так называемых "сепаратистов". И, конечно, под присмотром "добровольцев" из РФ. То есть оккупированная территория будет полностью подконтрольная Москве и ее пахолкам, но будет иметь при этом номинальный статус украинского, за что регулярно будет получать из Киева "доппайок"...


Фото: udarzp.in.ua

Реинтегрировать Донбасс на российских условиях для Украины губительно. Конфликт неизбежно перейдет в состояние замороженного. Возвращение Донбасса возможно только на украинских условиях. При этом, правда, не совсем понятно, каким образом председатель Донецкой ОГА Павел Жебривский собирается организовать амнистию для людей, "у кого руки не в крови", чтобы "вернуть их в правовое поле Украины", приводя при этом не совсем корректный, как для нынешней конкретной ситуации на востоке Украины, пример объявления СССР, коммунистическая идеология которого недавно была признана преступной, амнистии воинам УПА в случае прекращения повстанцами вооруженного сопротивления... В Украину может вернуться только украинский Донбасс, не пророссийский, который с подсказки Кремля добивается права диктовать/навязывать Украинскому государству свои антиконституционные требования.

Остается единственный выход. Невеселый. Но на то нет совета. Речь идет о временном отторжение оккупированной территории всей Украины. Восстановление контроля над оккупированной территорией ближайшее время маловероятно. Для этого понадобятся десятилетия. Имеем печальный опыт Кипра. Там двадцать лет существовал запрет пересекать линию разграничения. Сейчас уже существуют некоторые экономические связи, некоторое ограниченное движение, но никаких пенсий жителям оккупированной Анкарой территории Никосия, естественно, не выплачивает.

Вспомнился "бородатый" анекдот про лесничего, который разогнал воюющие стороны и навел в лесу порядок. Только где найти того лесничего?

Олег К. РОМАНЧУК,

публицист, шеф-редактор журнала "Универсум"