Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Психолог раскрывает тайны "Игры престолов"

Психолог раскрывает тайны "Игры престолов"
Виктор Грыгоряк. Фото: Андрей Поликовский
О причинах популярности сериала нам удалось пообщаться с психологом, Виктором Григоряком.

Господин Виктор, смотрели ли Вы "Игру престолов"?

Вы не первые задаете мне этот вопрос. Я смотрел только пять серий и мне этого хватило, чтобы дальше не тратить время, потому что ощущение чего-то важного и ценного в том не увидел, не нашел там переживаний, которые могли бы быть ценными и важными, ради которых я мог бы тратить свое время. Поэтому, в определенной степени, наполнился разочарованием и палитрой мало приятных переживаний после просмотра первых двух серий.

Как Вы вообще можете охарактеризовать людей, которые любят сериалы, да еще и жанр фэнтези. Ведь мы привыкли, что есть сериалы для подростков и домохозяек... А тут ситуация другая?

Будь-яке переглядання фільмів, перечитування романів, споглядання театральний дійств, концертів і всього іншого, це своєрідний штучно створений спосіб відходу від реальності, яка є тут і тепер. 

Я никогда не разделял людей на тех, кто смотрит фэнтези, и кто не смотрит. Любое просматривание фильмов, чтение романов, созерцание театральный действ, концертов и всего прочего, это своеобразный искусственно созданный способ ухода от реальности, которая есть здесь и теперь. Когда люди ходили в театр, чтобы получить определенные впечатления, переживания, зритель чувственно переживал ситуацию, были отрицательные герои и положительные, между ними завязывалась борьба и зритель получал эмоциональную привязку к какому-то из героев и испытывал некоторую трагедию или радость, когда с его избранником происходили определенные события. Об этом еще Аристотель писал, что просмотр трагедии приводит к очищению души, конечно же, в высшем смысле слова и называлось это катарсис, другие "великие" считали целью трагедии, как и комедии, любопытство, развлечение и удовольствие...

Однако особенность "Игры престолов" и заключается в том, что нет положительных или отрицательных героев. И даже герой, к которому привязываешься, может внезапно умереть.

Как раз это меня очень разозлило (злость, как чувство, для меня, это маркер неудовлетворенной потребности) в этом сериале,потому что в этом вижу некий замысел, скрытый смысл, который настораживает. Фильм имеет признаки мультисюжетности, напоминая этим огромный гипермаркет, где трудно сделать выбор; недосказанности; герои и сюжетные линии появляются ниоткуда, без своей истории, контекстов... Это внесение очень сильного хаотизму, нейтрального отношения и разрушение базовых потребностей человека: привязанности, безопасности и признания. Этот фильм, по моему мнению, нельзя показывать детям.

Речь идет о сценах насилия?

Є три базові метапотреби людини: безпека, прив’язаність(потреба в близькості) і потреба в досягненнях та визнанні. І цей серіал руйнує формування більшості з цих потреб в процесі перегляду.

Не только. Есть три базовые метапотребности человека: безопасность, привязанность(потребность в близости) и потребность в достижениях и признании. И этот сериал разрушает формирование большинства из этих потребностей в процессе просмотра. То есть, у зрителя формируется ощущение безопасности (в любой момент герой погибает), привязанность (дружба, верность, честь), и никто не признан (не обладает "престолом"). Кроме того нет критического отношения к чему-либо и нет особого переживания до насыщения сексуальными, кровавыми сценами и сценами убийства. Такое впечатление, что все, что снималось до сих пор, уже настолько приелось, что только таким образом можно заинтересовать зрителя. Поэтому, по моему мнению, если фильмы будут сниматься в похожем стиле, то мы будем иметь очень печальные последствия.

Если три базовые метапотреби разрушаются при созерцании фильма, то почему столько людей его смотритЭтот сериал собрал 12 премий Эмми... И в этом сериале нет привязанности к актерам, к которому стремится человек. Это некий массовый психоз?

Я довольно много вокруг этого размышлял. Для чего некоторые люди, к примеру, принимают наркотики? Возможно, для того, чтобы ощутить иллюзию свободы, выразить свое отношение к социальным нормам, чтобы избавиться от собственных границ, потерять контроль, изменить состояние сознания и не быть здесь и теперь.

Но ведь есть много книг и фильмов... , к примеру о Гарри Поттере, которые тоже можно отнести к жанру фэнтези. Он тоже в свое время был очень популярным, но мне кажется, что не настолько и не среди взрослого населения.

Я думаю, що кожен сам би мав поставити собі запитання: "а кому цей фільм може бути потрібен"? Я припускаю, що цей фільм у такому жанрі був певною технологією. Мабуть усі чули про технології психологічного впливу, і якщо цей серіал є технологією, то він передує якимсь дуже серйозним речам у дуже глобальних масштабах.

Я думаю, что каждый сам должен задать себе вопрос: "а кому этот фильм может быть нужен"? Я предполагаю, что этот фильм в таком жанре был определенной технологии. Наверное все слышали о технологии психологического воздействия, и если этот сериал является технологией, то он предшествует каким-то очень серьезным вещам в очень глобальных масштабах.

Многие психологи считают, что этот сериал является своего рода социальным экспериментом...

Я тоже склонен к такой мысли. И если это так, то этот эксперимент является очень опасным и долговременным. К примеру, в Украине мы переживаем сложные времена: революцию, войну... мы увидели очень много смертей. Если мы вспомним первые смерти на Майдане, то они вызвали шок, а сейчас даже ежедневные сводки мало кто читает. Люди стали толерантными к смерти, как бы страшно это ни звучало. И этот сериал делает нечто подобное, его неофициальным лозунгом можно назвать выражение "Мы рождены чтобы умереть". И хуже всего, что в сериале власть, как на меня, принадлежит ситуации, то есть, кому-то, кто за кадром.

То есть эту толерантность до смерти кто-то усиливает?

В підсвідомості людини закладається, що будь-яка боротьба за владу може закінчитись загибеллю людей, що в будь-який момент тебе можуть зрадити і вдарити в спину, що прив’язуватись ні до чого не можна, що цінностей немає, що базові норми дружби і етики можуть бути порушені, і за це соціального покарання не буде.

Это очень сложный вопрос... Помню, когда меня сильно поразил один из первых психологических экспериментов, который проводили еще в древние времена, дословно это примерно так: "На одной поляне привязали две козы. Одна коза была в той зоне, где всегда было видно волка, а вторая его не видела. Коза, что видела волка через два месяца сдохла". Это один из первых в истории описанных экспериментов, подтвердил влияние стресса на живой организм. Украинцы живут в сильном стрессе уже второй год, и все началось с того, что когда почти все студенты разошлись, то их избили и это вызвало волну негодования у народа, а дальнейшие события мы уже знаем. Сейчас ежемесячные отчеты о смертности не вызывают эмоций. То есть, организм или погибает от стресса, или адаптируется. И этот сериал как раз и можно рассматривать, как психологическую "вакцину", которая вызывает толерантность к смерти. То есть, в подсознании человека закладывается, что любая борьба за власть может закончиться гибелью людей, что в любой момент тебя могут предать и ударить в спину, что привязываться ни к чему нельзя, что ценностей нет, что базовые нормы дружбы и этики могут быть нарушены, и за это социального наказания не будет.

если мы говорим об аудитории этого сериала, то она тоже является достаточно интересной, обычно это социально активные молодые люди.

Думаю, что Вы понимаете уровень нагрузки, интенсивность занятости этих людей... К примеру в ИТ-компаниях, финансовых учреждениях и крупных корпорациях несмотря визуально бережное и учебно-развивающее отношение к персоналу, из людей выжимают максимум из возможного. И все, чего хочется таким людям, это отключиться. Этот сериал, кстати, приобрел популярность благодаря интернету, и Вам это известно.

Когда этот сериал показывал один из украинских телеканалов, то он не приобрел такой популярности.

Не приобрел. Лишь когда он стал доступен в интернет-сети, то его начали поглощать большие аудитории. Ведь его зрители больше пользуются разными дивайсами, чем смотрят телевизор. Представьте себе, у каждого из нас есть трехглавый дракон. Одна голова отвечает за безопасность, вторая за привязанность и близость в отношениях, и третья за признание. Благодаря этому люди являются людьми. И когда в одних фильмах были подсунуты одни "перекосы", в других другие "перекосы", то в этом фильме сконцентрировались все три "перекосы" в одном временном отрезке, в безумно-хаотичном разнообразии. В старых добрых сказках рубили одну голову, две другие ее компенсировали. Этот фильм рубит сразу три наши головы и учит нас, что если мы хотим власти, то можем умереть в любой миг, если хотим управлять своей жизнью, то тоже в любой момент можем умереть, сексэто развлечение.... В этом фильме, на мой взгляд, сексуальные отношения пропагандируются как способ релакса, как подмена отношений, переживаний, привязанности, репродукции себе подобных, и других человеческих качеств. Кажется, в фильме пропагандируется мнение, что сексэто не повод для знакомства, и это как на меня очень страшно.

Дотримуюсь ідеї, що психічні процеси мають феноменологічну природу, тобто змінюється внаслідок вражень…  і людина починає з часом сприймати, що вбивство – це нормально, що ріки крові – це теж нормально, що зрада – це нічого страшного. 

Придерживаюсь идеи, что психические процессы имеют феноменологическую природу, то есть изменяется вследствие впечатлений... и человек начинает со временем воспринимать, что убийствоэто нормально, что реки кровиэто тоже нормально, что изменаэто ничего страшного. С 2011 по 2015 год нам показали 5 сезонов, которые мы посмотрели, и у нас остались определенные впечатления, которые отложились где-то в сознании или подсознании и поэтому, это очень опасный проект, как на меня.

А как защититься от этого воздействия?

Эта вещь очень индивидуальная, кто-то говорит: "у меня нет телевизора уже 5 лет, или он есть, но только для просмотра DVD или "чистых" спутниковых каналов, или мои дети смотрят только то, что проходит мою цензуру". Возможно самому задумываться над тем, что мы смотрим. Кто-то пытается находиться в контакте с собой и спрашивать себя: "Почему я это смотрю, потому что это модно, нечем заняться или просто нет других желаний?".

Почему человек не создает свою реальность, а подпадает под это влияние?

Як на мене, набагато смачніше піти в гірський похід, сплав, на лижі, чи в печери, але це важче…набагато легше увімкнути телевізор чи інший пристрій. 

Трудно ответить... возможно, в такие времена живем... занятой человек, в которой расписан весь день, не имеет много свободного времени или умение "остановиться и заметить себя" и гораздо легче включиться в эту вымышленную реальность, чем попасть в свою, а попав туда, не всегда найдешь (с сарказмом в голосе) легкий и безответственный секс, убийства и борьбу за власть с реками крови))) Как по мне, намного вкуснее пойти в горный поход, сплав, на лыжи, или в пещеры, но это труднее...гораздо легче включить телевизор или другое устройство. Похоже на новый "опиум для народа" и это видимо кому-то нужно. Однако, каждый выбирает сам.

Беседовал Максим Детинченко