Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Украина капитулирует, но украинцы не сдаются

Украина капитулирует, но украинцы не сдаются
Сознательный провал Виктором Януковичем подписания Соглашения об ассоциации на саммите в Вильнюсе шокировал мир. Страны развитой демократии не привыкли к таким трюкам, который провернул Янукович с Евросоюзом.

Віктор Янукович. Фото: ru.delfi.lt
Украина подчиняется российской большой плети

В своей колонке в The Washington Post писательница и журналистка Енн Эплбом, жена министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, высказывает мнение, что ЕС не удалось достичь подписания соглашения об ассоциации с Украиной, потому что он не смог предложить ей достаточно привлекательного "​​пряника", чтобы мог бы уравновесить влияние российского "кнута".

Как объясняет Эплбом, хотя и ЕС очень богатым, ведь его экономика является крупнейшей в мире, он не может быстро принять решение о расходовании имеющихся у него средств или применить торговые санкции: "Другими словами, ЕС не может предложить привлекательного пряника, когда строит отношения со своим соседом, или продемонстрировать убедительного кнута. Вместо этого, он может предложить только умеренную, скучную соглашение об ассоциации, целью которой является способствовать углублению связей и торговли".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Срыв Соглашения об ассоциации: конец иллюзиям Европы и кнут от Путина

Американская публицист считает, что вопрос освобождения Тимошенко отнюдь не было главным препятствием для подписания соглашения и не могло заставить Януковича отказаться от него. Она уверена, что Янукович решил отказаться от результата пятилетних переговоров с ЕС после встречи с Путиным, что заиграет по совершенно другим правилам, чем ЕС. Путин может демонстрировать кнут, что он делает с августа этого года. Он может предложить и пряник, например, в виде снижения цены на газ. На отличие от ЕС, он может быстро менять свою политику. Несколько лет назад он дал свое согласие на переговоры Украины и ЕС, но потом пришел к выводу, что соглашение будет унижением для России и нанесет вред его личной репутации. Возможно, он видел в соглашении Украины с ЕС экономическую и идеологическую угрозу для себя.

Фото: Y.Dyachyshyn/AFP

После встречи с Путиным Украина изменила тактику. Янукович начал намекать, что ему нужны от европейцев пряники, которых не могло быть. Премьер - министр Николай Азаров потребовал лучших условий выдачи кредита от МВФ, еще одной организации, имеющей собственные правила, процедуры и директоров - распорядителей, которые могут лишь наблюдать за упрямой неспособности Украины проводить элементарные реформы. Среду он требовал от ЕС 160 млрд. евро и предпринял образ. ЕС якобы "унизил" Украину своим жалкой предложением.

Возможно, ЕС следует научиться вести более агрессивную игру, вести собственные торговые войны с Путиным. Возможно, внезапное изменение курса Украины - после аналогичного изменения курса Арменией - заставит лидеров ЕС научиться новым методам. Но именно сейчас ЕС не может и не будет этого делать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Черная суббота Евромайдана. Как милиция разогнала мирный митинг (фото, видео) 

Эплбом считает, что десятки тысяч украинцев, вышедших на улицы Киева в знак протеста против решения их президента, явно понимают преимущества скучной соглашения с ЕС. Речь идет о медленные изменения, а не деньги на столе. К сожалению, этими европейскими украинского управляют политики, не понимают природы цивилизации ЕС - или личное и финансовое заинтересованность которых в нынешней системе является настолько большим, что они и не хотят этого попробовать.

Украина капитулирует

The New York Times в своем редакционном комментарии предполагает, что в случае подписания соглашения с ЕС на экономику Украины ожидало грубое наказание со стороны России, и она не смогла бы его выдержать. "Перед коррумпированным и циничным президентом Украины Виктором Януковичем появился действительно опасный выбор ", - считает издание.

К сожалению, Европа могла предложить Украине выгоды только в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Издание рекомендует ЕС оставить открытыми двери Украины. Соглашение должно оставаться готово для подписания в любой момент, когда Янукович или его преемник найдет в себе мужество бросить вызов России. До этого момента Европе следует поискать способы облегчить суровые экономические страдания Украины. Это показало бы, что она не играет по правилам Москвы, и движение на Запад не должен иметь неподъемную цену.

Фиаско, не ограничивается Вильнюсом

Джеймс Шерр, эксперт Королевского института международных отношений, в своем комментарии делает вывод, что решение Украины об отказе от подписания соглашения об ассоциации с ЕС является для нее самой "стратегической ошибкой", что будет долгосрочные последствия.

Британский эксперт считает, что Янукович передумал подписывать соглашение по целому ряду причин. Во-первых, ему надо было выпустить из тюрьмы своего страшного оппонента, Юлию Тимошенко. Во-вторых, ему отчаянно нужны деньги. Президент России Владимир Путин пригрозил ему рядом санкций, искалечили бы украинскую экономику, которой через три месяца грозит банкротство. Очевидно, что они нанесли бы ущерб финансовым и промышленным группам интересов, тесно связанным с Януковичем. Выгоды ассоциации являются долгосрочными, зато угрозы России, как и перспектива мышления Януковича - краткосрочные. Очевидно, Путин предложил Януковичу, поднимая ставки, около 20 млрд. долларов, чтобы оборвать связь с ЕС.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: План Путина

Согласие Януковича на эти условия свидетельствует о приоритетах и ​​стандартах, вполне отличными от тех, которые господствуют в остальной Европе. Для него власть является абсолютной целью Национальный интерес просто переменной. С момента своего избрания в 2010 году он построил персонализированную и хищническую систему, наказывающий предприимчивость, отвергает таланты и экспроприирует активы уязвимых людей и тех, кто бросает ему вызов. Невозможно представить сильнее контраст со странами Центральной Европы, вступивших в ЕС тремя волнами расширений. Многие сейчас сделает вывод, что Европа, как сообщество правил и ценностей, достигла своих естественных границ.

Приоритеты Януковича, как считает Шерр, являются циничными, но они также основаны на иллюзиях.

Володимир Путін, Віктор Янукович. Фото: Анатолій Степанов для iPress.ua

Первой иллюзией является то, что он до сих пор может поддерживать диалог с ЕС. Раз он просил у ЕС и МВФ 20 млрд долларов, как компенсацию за российскую месть России. Главные игроки в ЕС не хотят участвовать в аукционе, и они распознают шантаж, только сталкиваются с ним.

Вторая иллюзия является экономической. Создание зоны свободной торговли, как сказала Эштон, должно дать "четкий сигнал инвесторам во всем мире и международным финансовым институтам". Теперь Янукович дал им совсем другой сигнал. Реакция, вероятно, будет решительным.

Третья и самая иллюзия касается России. Янукович знает, что вступление Украины в интеграционный проект Москвы, Таможенный Союз, превратит его из независимого игрока на вассала. Путин пока дает ему надежду на то, что ему удастся избежать такого финала, в котором у него не будет другого выбора, кроме как вступить в ТС. Но это все зависит от Путина. Западный вектор его "политики много векторности" быстро исчезает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конец сближения Украины с Европой: Янукович опрокинул стол


Шерр убежден, что все рассказы о внутренней слабости России не учитывают способа мышления Кремля. Какими бы ни были позиции Путина в России, его внешняя политика всегда уверенной и твердо идет к цели. Сейчас он видит, что игра ЕС на Востоке Европы потерпела поражение. Сила России может и слабеет, но ее применяют упорно и на все 100 %. Там, где ставки высоки, нынешнее российское руководство предпочитает понести потери для стратегического выигрыша.

Теперь ЕС будет еще сложнее иметь дело с Россией. Все зависит от того, как он отреагирует на потребности других стран Восточного партнерства - Молдовы и Грузии.

Нужно "стратегическое терпение"

Петр Косьциньски, руководитель Восточной программы в Польском институте международных отношений в комментарии для Polskiego Radia утверждает, что саммит в Вильнюсе ни был "драматической поражением" Польши. Просто поляки имели завышенные ожидания относительно его результатов.


Фото: twitter.com/BarrosoEU

Так, Польша рассчитывала на четкие, положительные эффекты саммита. Менее значительные - парафирование соглашений об ассоциации с Грузией и Молдовой, а также значительное - подписание соглашения с Украиной. Однако, все более очевидно, что соглашения с Грузией и Молдовой парафируют. Поэтому все более важной становился вопрос Украины. В определенный момент оно затмило весь саммит и будущее Восточного партнерства. Европейскому Союзу стало так зависеть на подписи Виктора Януковича, что он был готов поступиться своими требованиями. Разочарование было еще большим, когда он отказался подписать соглашение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еврооблом -2. Несколько простых выводов 


Между тем - как справедливо заметил один из европейских дипломатов еще перед саммитом - в отношениях с восточными партнерами ЕС нужно иметь "стратегическое терпение. Когда в конце декабря 2011 заканчивалось председательства Польши в Совете ЕС, то Польша очень рассчитывала подписания этого самого соглашения. Была надежда, что ее удастся подписать и 29, и 30, и 31 декабря. Однако, подписание не состоялось - учитывая дело Юлии Тимошенко. Тогда Польша была очень разочарована. Прошло два года, и снова подписание было очень близко. Еще ближе, чем тогда.

ЕС справедливо ставил условия перед Украиной - внесение изменений в законодательство, особенно того, что касается сферы правосудия (вместе с решением дела Тимошенко) и выборов. Однако мало внимания он посвятил необходимости выдачи гарантий Киеву, что в случае подписания соглашения об ассоциации он не понесет потери в результате российских санкций, которыми угрожала Москва. Российские угрозы оказались эффективными от европейских обещаний.

Конечно, еще есть шанс, что соглашение об ассоциации будет подписано. Об этом говорили, и европейские лидеры, и сам Янукович, на которого дополнительное давление массовые протесты - "Евромайдан" в Киеве, Львове и других украинских городах. Это может произойти даже весной 2014 или позже - только при условии, что Европейский Союз будет действовать эффективнее, чем в последние месяцы.