Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Война как система, или О добром слове и пистолете

Олег Романчук
Война как система, или О добром слове и пистолете
Фото: АFР
В 1967 году американский журнал "Эсквайр" напечатал отчет четырнадцати выдающихся американских ученых относительно возможности достижения всеобщего мира в мире. Исследование продолжалось в течение двух лет. Главный вывод ученых: переход от милитаристских расходов к немилитаристским создает ряд непреодолимых экономических проблем, которые даже самые мощные государства мира (самые мощные экономические системы) пока решить не в состоянии. То есть, не теряет актуальности поучительный латинское изречение: si vis pacem, para bellum - хочешь мира, готовься к войне. К сожалению, Украинское государство во второй раз за последние сто лет проигнорировало классическую аксиому древних.

В Книге Екклесиаст, одной из самых сложных книг Ветхого завета, сказано: "Время любить, время ненавидеть, время войне и время миру". Другими словами, каждая нация перманентно находится в состоянии войны с другой нацией, или же готовится к войне. Вильгельм Фридрих Гегель даже сравнивал войны со свежим ветром для загнилого озера.

С течением времени сформировались определенные клише и стереотипы, которые трактуют войну как институцию, подчиненную социальным системам, как продолжение дипломатии, как метод достижения экономических целей, как политическое явление, связанное с решением противоречий между государствами, народами, национальными и социальными группами ("война есть продолжение политики другими средствами" - классическое определение военного теоретика Карла фон Клаузевица, автора знаменитой книги "О войне"). Известны трактовки войны как социологической проблемы...

Идеи эти далеко не бесспорные. Дело в том, что война сама по себе является сложнейшей социальной системой, с которой другие формы социальных организаций человечества находятся в конфликте. Социальные мотивы войны не менее важны, чем экономические. Война является одним из важнейших элементов/факторов процесса самоорганизации человечества, большинством сообществ руководит именно война. Причем руководит системно.

"Военная концепция государства является неотъемлемой и важной составляющей для внутренней стабильности политической системы нации. Без этого никакое правительство не может иметь легитимности и способности управлять государством. Сейчас основной авторитет правительства перед гражданами в модерновом государстве в значительной мере основывается на отношении этого правительства к войне как институции. А это, в свою очередь, требует лояльности к одному государству или группе государств  и одновременно враждебного отношения к другому" (Осип Мороз, американский экономист).


Фото: Арсений Яценюк/facebook.com

Своеобразным подтверждением этой житейской аксиомы стал провальный для украинской дипломатии Будапештский меморандум от 5 декабря 1994 года, в котором не было зафиксировано НИ одного механизма соблюдения гарантий суверенитета Украины...

Из истории известно, что милитарные цели войны всегда разъяснялись или необходимостью обороны страны, или требованиями национального интереса (экономическими, политическими, идеологическими), или же военная сила поддерживалась во имя самой военной силы. Немилитарные функции "военной системы" значительно шире. Они существуют не только для того, чтобы оправдать самих себя, но и служить социальным целям.

Существование оружия делает возможным выживание государств и наций. Отсутствие оружия предусматривает ликвидацию суверенности. Сегодня мы в этом убеждаемся.

1996 года генерал-лейтенант Алексей Лавренюк, тогдашний начальник кафедры стратегии Академии ВСУ, экс-заместитель начальника Генерального штаба констатировал: "Вооруженные Силы Украины, которые мы имеем, не является национальной, народной армией. Я настаиваю, чтобы армия была этнической, чтобы в военных вузах учились преимущественно украинцы, командные посты занимали украинцы и правительство было - украинским. Потому что правительство и армия - это одно целое... Нам надо 450 тысяч военнослужащих, из них - 90 тысяч офицеров, 10 тысяч - прапорщиков, ежегодно - 100 тысяч призывников, чтобы за десять лет подготовить к защите Отечества 1,5 миллиона мужского населения. Никто пока не знает, когда и где придется воевать". Как в воду смотрел украинский генерал-лейтенант.

ЧИТАЙТЕ: Путин хочет не усилить Россию, а ослабить всех остальных, - Тимоти Снайдер

Разработанная в середине 90-х концепция реформирования Вооруженных Сил Украины, кроме значительного сокращения войск, предусматривала ликвидацию военных округов и переход на оперативно-территориальную систему строительства армии, принципы регионального комплектования и т.д. Плоды такого "реформирования", от которого предостерегал Алексей Лавренюк, пожинаем сейчас, расплачиваясь кровью и территорией.

"Слабость Украины провоцирует сильные государства на агрессию, - еще в апреле 2008 года заметил даже академик НАН Украины Владимир Семиноженко. - В то время, как в мире начался новый виток гонки вооружений, украинская армия все больше теряет боеспособность... Война - это, прежде всего, война денег".

Когда у Наполеона спросили, что нужно для того, чтобы выиграть войну, знаменитый полководец ответил: деньги, деньги и еще раз деньги. В неравном поединке с бывшим "стратегическим партнером" Украинское государство, кроме эффективной дипломатии (по непонятным причинам до сих пор не назначено 23 послов), требует не только хорошо вышколенного войска (добрая сотня генералов в нынешних ВСУ - не показатель эффективности армии), но и новейшего вооруженного оснащения. Высокий моральный дух, безусловно, является важной предпосылкой для победы - в критических моментах боя отвага воинов и их командиров могут стать решающим фактором. Однако в информационную эпоху применения современного вооружения может перевесить идеологический фактор и профессиональное обучение. Голого патриотизма маловато. Сегодня в необъявленной войне с Россией украинским солдатам ощутимо не хватает современной амуниции и эффективного высокоточного оружия.

Сегодня Украине нужны не бурные аплодисменты американских конгрессменов. Нужны реальные деньги и не в долг. Нужны живые деньги, а не обещания на миллиард долларов в качестве гарантии правительства США. Сколько стоит скандальный французский вертолетоносец "Мистраль"? Так вот.

Расходы на военную технику дают возможность стабилизировать и сбалансировать экономическое развитие государства. Ибо, как это не парадоксально, но деструктивная война в то же время является прогрессивной силой общества.

"Поскольку военная угроза носит постоянный характер, то работа на насущные потребности армии может сделать военно-промышленный комплекс одним из локомотивов отечественной экономики", - справедливо резюмировал Петр Порошенко на заседании правительства 10 сентября 2014. Президент возмутился системой организации обороны страны: "Потребности армии надо определять не по устаревшим нормам снабжения, за пожелтевшими бумажками. А по тому, что реально сегодня надо бойцам и подразделениям в зоне АТО".


Фото: Юрий Касьянов/facebook.com

И что же? Через десять дней выяснилось, что командиры воинских частей срывают проведение госзакупок для армии. Об этом заявил эксперт Центра политических студий и аналитики Глеб Каневский во время пресс-конференции в УНИАН 20 сентября: "Во время мониторинга госзакупок в разных регионах Украины мы обнаружили, что закупки срываются во всех воинских частях всех силовых ведомств и Министерства обороны, и Нацгвардии, и Госпогранслужбы. Статистика несет угрозу национальной безопасности Украины".

В чем причина такой преступной бездеятельности/поведения? "Главная проблема - в системе управления на уровне как Министерства обороны, так и государства в целом. Точнее в ее отсутствии. Самое страшное то, что и до сих пор невозможно четко сказать, кто кем управляет и кто организовывает всю схему взаимодействия между различными государственными структурами и структурными подразделениями того же МО" (генерал-лейтенант Николай Мельник, один из основателей-создателей Национальной гвардии, экс-первый заместитель руководителя ГУР МО Украины).

ЧИТАЙТЕ: Украинской армии нужно 5-7 лет, чтобы мочь противостоять российской военной машине, - Валентин Бадрак

Томас Джефферсон, третий президент США, один из авторов Декларации независимости США, по причинам политической необходимости нарушил Конституцию (времени на внесение поправок к его тексту не хватало). В письме от 20 сентября 1810 года он объяснил свое решение: "Строгое соблюдение писаного закона - это, без сомнения, одна из самых высоких обязанностей доброго гражданина, однако не самая высокая. Законы необходимости, самосохранения или сохранения страны, когда она предстает перед опасностью, - значительно выше. Потерять нашу страну из-за скрупулезного соблюдения писаного закона означало бы потерять сам закон с жизнью, свободой, собственностью и всеми теми, кто вместе с нами радуется этими благами. Так абсурдно можно пожертвовать целью ради средств".

Так поступил американский президент. Продемонстрировал государственное поведение. Он беспокоился о безопасности собственной страны. Оснований и причин взять пример с Джефферсона у Петра Порошенко, когда речь идет о бескомпромиссной борьбе с военной бюрократией, саботажем предостаточно. Почему-то вспомнился советский киногерой капитан Жеглов, который ради Справедливости нарушал законы. Сталинские...

"К сожалению, украинский народ даже во время войны - войны на выживание как народа - выбрал не Воина и даже не военного, - констатирует Василий Лаптийчук, директор Института России. - Надо понимать, что война России с Украиной будет до конца - или мы сдадимся (растворимся-ассимилируемся), или победим". По мнению эксперта, согласно своих правовых обязанностей, украинская власть должна была бы организовать освободительную войну, а не стыдливо пытаться договориться с новым лидером Орды.

Мир не может быть достигнут ценой уступок, которые подрывают устои украинской государственности. Народный депутат Александра Кужель напоминает президенту Порошенко, что именно он является руководителем - Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины и именно от него общество требует взять ответственность за ход войны: "Поэтому мы требуем, чтобы Вы работали не над картами распределения кандидатов в мажоритарных округах, а над военными картами".

Экс-генеральный консул Украины в Турции Богдан Яременко на странице в Facebook сообщил, как опытный американский лоббист и бывший дипломат поделился с ним впечатлением от общения с Порошенко - по мнению американца, украинский президент совсем не готов к роли государственного деятеля.

"Тогда я не нашел что ответить и лишь заметил, что это самый готовый из всех неготовых, - пишет Яременко. - Теперь начинаю понимать американца лучше. Выглядит так, что Порошенко не может подняться над логикой и мотивацией поведения бизнесмена. Он торгуется, толкается и борется за немедленную выгоду, а не за стратегический интерес. Стратегический интерес "приплетается" в реальность только на уровне заявлений и риторики".

Такое впечатление, что Порошенко не различает должность Верховного Главнокомандующего ВСУ и главы МИД.

"Когда нужно назвать агрессора агрессором, чтобы предоставить мотивацию для офицеров и солдат для дальнейшей борьбы за освобождение Украины, он (Петр Порошенко; - О. Г.) упрямо играет  в дипломата, который не говорит ни "да" ни "нет". Это не помогает украинским силам вести надлежащую борьбу против оккупанта. Даже на своей пресс-конференции он так и не сказал четко, считает ли Путина агрессором. Наоборот, он очень осторожно подбирал слова", - отметил политолог, директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.


Фото: lenta-ua.net

"Порошенко не верит в силу своего народа, в его способность защищать страну с оружием в руках. Это уже ясно. Отсюда настрой на "мирный план" любой ценой. Отсюда перечень причин, почему мы не можем себя защищать, вместо поиска путей и адекватных действий, чтобы защитить страну от агрессии, тем самым, кстати, усиливая позиции Украины на дипломатическом фронте" (Анатолий Гриценко, лидер партии "Гражданская позиция").

После встречи с руководством Министерства обороны Украины известный волонтер Георгий Тука сделал вывод, что с таким командным составом мы не победим даже Лихтенштейн, гнилой есть вся СИСТЕМА, а не какой-то министр или его заместитель.

От военной системы в значительной степени зависят уровень культуры и уровень научных достижений. Война является мотивационной/движущей силой в развитии науки - от фундаментальных исследований до технологического воплощения. Наука не сделала ни одного важного шага вперед, который не был бы продиктован (хоть косвенно) потребностями обороны и вооружения в частности.

Во время войны возникают непредвиденные ситуации, творится новый моральный климат, в котором нет места для скучающих, уставших, богатых и бедных. Во время войны замирают или не проявляются те структуры, которые подтачивают/поедают общество. Война выполняет стабилизирующую функцию как внутри общества, так и в связях с другими государствами-сообществами.

ЧИТАЙТЕ: Четыре сценария для Украины

Зато во время представления украинской "Стратегии-2020" 25 сентября 2014 года Петр Порошенко по сути ничего ничего не сказал о предстоящих изменениях украинской государственной системы, о возможной стратегии ее изменения (см. мою статью "Система, абэ Где кроются причины наших неудач". На портале официального представительства Президента Украины Петра Порошенко представлено "Стратегию реформ-2020". Представлено формально. Потому что сам документ "Стратегия-2020" - отсутствует. Возникает вопрос: существует ли необходимый для анализа текст Стратегии вообще?

В этом контексте весьма интересным является сообщение главы Министерства иностранных дел РФ Сергея Лаврова во время пресс-конференции в Нью-Йорке 26 сентября. Москва, мол, поддерживает контакты с украинским президентом. Сверх того. Выяснилось, что существует возможность личной встречи Порошенко и Путина в Москве в течение ближайших трех недель. "Поездка в логово врага в тот момент, когда мы проиграли первый этап за территориальную целостность  Украины и прошло отделение сепаратистской территории  Украины  - это не очень правильно... Есть еще один вариант места их встречи - это Донецк, освобожденный от оккупантов" (Виктор Небоженко)

В противоборстве с агрессором надо применять хорошо проверенный на практике американский опыт: добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо больше, чем самым добрым словом. Зато Украину загоняют в дипломатическую безальтернативность - "когда толстые, сладкие дяденьки в телевизоре объясняют нам, что "мы не способны бороться", что "конфликт на Донбассе невозможно решить только военным путем" они используют объективную модальность: как это - последняя истина и закон природы" (Алексей Арестович, военный эксперт).

ЧИТАЙТЕ: Сын президента

Во все времена все народы разрабатывали и разрабатывают тематику войны: как национальный конфликт, как религиозную, социальную или моральную борьбу, как прославление храбрости и отваги, как обучение побеждать или рисковать жизнью на пользу своей нации и государства. "Я думаю, что он будет достоин меня" (президент о своем сыне и о себе). Поистине слова отца нации...

Когда наступает кризис в животном мире, гибнут те, кто физически слабее. У людей наоборот. В сообществе гомо сапиенс биологически сильнее, более мотивированные (добровольцы) отправляются на войну и погибают для сохранения нации и государства. Однако когда несколько тысяч украинцев с оружием в руках защищают независимость и территориальную целостность Украины, а остальные общества наблюдает за войной с экранов телевизоров, то это добром для украинского государственного суверенитета не закончится.

Олег К. РОМАНЧУК

публицист, шеф-редактор журнала "Универсум"